Перейти к содержанию

Букчин, Мюррей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Букчин»)
Мюррей Букчин
Имя при рождении Murray Bookchin
Место рождения Нью-Йорк
Место смерти Берлингтон (Вермонт)
Школа/традиция основоположник социальной экологии
Основные интересы либертарный муниципализм, социальная иерархия, диалектика, анархизм постдефицита[англ.], либертарный социализм, коммунализм, этика, устойчивое развитие, движение защитников окружающей среды, история народных революционных движений
Значительные идеи социальная экология, либертарный муниципализм, диалектический натурализм[англ.]

Мю́ррей Бу́кчин (англ. Murray Bookchin, 14 января 1921 — 30 июля 2006)[1] — американский радикальный социолог, политический и социальный философ, либертарный социалист, защитник окружающей среды, атеист, оратор и публицист. Большую часть своей жизни он называл себя анархистом, хотя уже в 1995 году отказался от своей идентификации с данным движением[2]. Пионер экологического движения[3], Букчин был основателем социальной экологии в рамках либертарного социализма и экологистской мысли. Он является автором более чем двух десятков книг по вопросам политики, философии, истории, урбанизации и экологии.

Букчин был антикапиталистом и красноречивым защитником идей децентрализации и деурбанизации общества. Его произведения о либертарном муниципализме и теории прямой демократии оказали влияние на зелёное движение, а также антикапиталистические группы прямого действия, такие как движение «Вернем себе улицы». Он был критиком биоцентрических теорий, таких как глубинная экология или биоцентристские идеи социобиологов, и его критические замечания в отношении зеленых, сторонников идей нью-эйджа, например Шарлин Спретнэк[англ.], явились вкладом в развитие американского зелёного движения 1990-х.

Жизнь и творчество

Букчин родился в Нью-Йорке в семье российских евреев-иммигрантов[4] Натана Букчина и Розы Букчиной, и с детства был пропитан марксистскими идеями. Он присоединился к Юным пионерам, молодёжной коммунистической организации, в возрасте девяти лет[5]. Он работал на фабриках и стал устроителем Конгресса производственных профсоюзов США. В конце 1930-х он порвал со сталинизмом в пользу троцкизма, работал с группой, публиковавшей периодическое издание Проблемы современности (Contemporary Issues). Тогда же, постепенно разочаровавшись в принуждении, которое он воспринимал в качестве обычной практики марксизма-ленинизма, он становится анархистом[6], содействует основанию в 1950-х в Нью-Йорке Либертарной лиги. В течение 1950—1960-х годов Букчин трудился на многих рабочих должностях, включая урочные работы, как, например, железнодорожным докером. В конце 1960-х он начал преподавать в Свободном университете, контркультурном учреждении эпохи 1960-х, располагавшемся в Манхэттене. Это привело к зачислению в штат на постоянной основе в государственном колледже Рамапо в Махве (Mahwah), Нью-Джерси. В то же самое время в 1971 году он становится сооснователем Института социальной экологии (ИСЭ) в Годдардском колледже, в Вермонте.

Его книга Our Synthetic Environment была издана под псевдонимом Льюис Хербер за шесть месяцев до «Безмолвной весны» Рэйчел Карсон[7]. В книге описывался широкий диапазон экологических проблем, однако она удостоилась мало внимания из-за своего политического радикализма. Его инновационное эссе «Экология и революционная мысль» представляло экологию как концепт радикальной политической идеи. Другие эссе, написанные в 1960-е годы, вводили новаторские идеи экотехнологий. Читая лекции по всей территории Соединенных Штатов, он помог популяризовать понятие экологии в контркультуре. Его часто переиздаваемое эссе 1969-го года «Listen, Marxist!» предупреждало Студентов за демократическое общество (тщетно) против поглощения группой марксистов. Эти и другие важные эссе 1960-х составили антологию Post-Scarcity Anarchism. В 1982-м году была издана работа Букчина Экология свободы, которая оказала огромное влияние на возникавшее тогда экологическое движение, как в Соединенных Штатах, так и в других странах. Он был активным участником антиядерного Clamshell Alliance в Новой Англии, а его лекции в Германии оказали серьёзное влияние на основателей немецких Зеленых. В работе From Urbanization to Cities (первоначально изданной под заголовком The Rise of Urbanization and the Decline of Citizenship) Букчин прослеживал демократические традиции, которые повлияли на его политическую философию и определяли реализацию понятия либертарного муниципализма. Работа The Politics of Social Ecology, написанная его двадцатилетней коллегой Джанет Биэль, кратко суммирует эти идеи. В 1999-м году порывает с анархизмом и переносит свои идеи в рамки системы либертарного муниципализма, хотя и продолжает развивать свои идеи о необходимости децентрализации и локализации жизни общества, власти/деньгах/влиянии, сельском хозяйстве, производстве и т. д.

С 1987 по 2000 гг. совместно с Джанет Биэль выпускал теоретический информационный бюллетень "Зелёные перспективы" (Green Perspectives), позднее переименованный в "Левые зелёные перспективы" (Left Green Perspectives)[8].

Кроме своих политических работ, Букчин написал много о своих философских идеях, которые он называл диалектическим натурализмом[англ.][9]. Диалектические работы Гегеля, которые ясно выражают философию, связанную с развитием изменения и роста, казалось, предоставили себя органическому, даже экологическому подходу[10]. Хотя Гегель «имел значительное влияние» на Букчина, он ни в каком смысле не был гегельянцем[11]. Его более поздние философские работы акцентируются на гуманизме, рационализме и идеалах Просвещения[12]. Главной из его последних работ стала Третья Революция, четырёхтомная история либертарных элементов в европейских и американских революционных движениях.

После отставки в Рамапо он двинулся из Хобокена, Нью-Джерси, в Вермонт и посвятил своё время написанию и чтению лекций по всему миру. Он продолжал преподавать в ИСЭ до 2004. Умер Букчин в результате остановки сердца 30 июля 2006 в своем доме в Берлингтоне, Вермонт, в возрасте 85 лет[13].

Идеи

Социальная экология

В эссе, «Что такое социальная экология?» Букчин суммирует смысл социальной экологии следующим образом:

Социальная экология базируется на убеждении, что почти все наши современные экологические проблемы происходят из укоренившихся социальных проблем. Из этого следует, с этой точки зрения, что эти экологические проблемы не могут быть поняты, уже не говоря об их решении, без осторожного понимания нашего современного общества и нелогичности, которая доминирует над ним. Уточним данный момент: экономический, этнический, культурный и гендерный конфликты, среди прочих, лежат в центре самых серьезных экологических неурядиц, перед которыми мы оказываемся сегодня порознь, конечно, в отличие от тех, которые создаются стихийными бедствиями[14].

Работы Букчина по социальной экологии писались в течение более чем 40 лет.

Социальный анархизм

Букчин выступал с критикой некоторых современных направлений анархизма, которые он рассматривал как анархизм образа жизни и который, по его мнению, продвигал индивидуальное удовольствие вместо революционных социальных изменений. Сюда в частности входят направленные против технического прогресса и антицивилизационные представления анархо-примитивизма[15].

Либертарный муниципализм

С 1990-х и далее Букчин становился все более и более убеждён, что центр действия для создания перемен должен находиться на муниципальном уровне. В интервью с Дейвом Вэнеком в Harbinger в 2001 году он чётко сформулировал свои взгляды следующим образом: «наиважнейшая проблема состоит в том, чтобы изменить структуру общества так, чтобы люди получили власть. Лучшей площадкой для этого являются муниципалитеты — города, поселки, и деревни — где у нас есть возможность создать прямую демократию»[16]. Букчин был первым, кто использовал термин «либертарный муниципализм» для описания системы, в которой либертарные учреждения прямых демократических собраний окажутся противопоставлены и впоследствии заменят государство конфедерацией свободных муниципалитетов[17]. Либертарный муниципализм предназначен создать такую ситуацию, в которой не смогут сосуществовать два типа власти — муниципальные конфедерации и национальное государство[16]. Его сторонники полагают, что этими средствами возможно достигнуть рационального общества, и его структура станет организующей для общества.

Сочинения

Книги (на английском)

  • Our Synthetic Environment (1962)
  • Post-Scarcity Anarchism (1971 and 2004) ISBN 1-904859-06-2.
  • The Limits of the City (1973) ISBN 0-06-091013-5.
  • The Spanish Anarchists: The Heroic Years (1977 and 1998) ISBN 1-873176-04-X.
  • Toward an Ecological Society (1980) ISBN 0-919618-98-7.
  • The Ecology of Freedom: The Emergence and Dissolution of Hierarchy (1982) ISBN 1-917352-09-2.
  • The Modern Crisis (1986) ISBN 0-86571-083-X.
  • The Rise of Urbanization and the Decline of Citizenship (1987 and 1992)
  • The Philosophy of Social Ecology: Essays on Dialectical Naturalism (1990 and 1996) Montreal: Black Rose Books.
  • To Remember Spain (1994) ISBN 1-873176-87-2
  • Re-Enchanting Humanity (1995) ISBN 0-304-32843-X.
  • The Third Revolution. Popular Movements in the Revolutionary Era (1996—2003) London and New York: Continuum. ISBN 0-304-33594-0. (4 Volumes)
  • Social Anarchism or Lifestyle Anarchism: An Unbridgeable Chasm (1997) ISBN 1-873176-83-X.
  • The Politics of Social Ecology: Libertarian Municipalism (1997) Montreal: Black Rose Books. ISBN 1-55164-100-3.
  • Anarchism, Marxism and the Future of the Left. Interviews and Essays, 1993—1998 (1999) Edinburgh and San Francisco: A.K. Press. ISBN 1-873176-35-X.
  • Social Ecology and Communalism, with Eirik Eiglad, AK Press, 2007

Переведенные на русский

О нём

Примечания

  1. Small, Mike. Murray Bookchin The Guardian August 8 2006
  2. Biehl, Janet. Bookchin Breaks with Anarchism. Архивная копия от 29 августа 2020 на Wayback Machine ‘’Communalism’’ October 2007: 1.
  3. John Muir Institute for Environmental Studies, University of New Mexico, Environmental Philosophy, Inc, University of Georgia, ‘‘'Environmental Ethics’’’ v.12 1990: 193.
  4. Biehl, Janet. The Murray Bookchin Reader: Introduction Архивная копия от 5 августа 2016 на Wayback Machine
  5. Anarchism In America documentary. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 15 февраля 2020 года.
  6. ibid.
  7. A Short Biography of Murray Bookchin by Janet Biehl. Дата обращения: 20 октября 2009. Архивировано 7 августа 2020 года.
  8. Left Green Perspectives (1988-2000). Дата обращения: 6 апреля 2015. Архивировано 11 апреля 2015 года.
  9. Bookchin, Murray. The Ecology of Freedom. Oakland: AK Press, 2005. p.31
  10. ibid. 96-7
  11. Bookchin, Murray. The Philosophy of Social Ecology: Essays on Dialectical Naturalism. Montreal: Black Rose Books, 1996. p.x
  12. See Re-Enchanting Humanity, London: Cassell, 1995, amongst other works.
  13. Tokar, Brian. Murray Bookchin Tribute Архивная копия от 5 августа 2016 на Wayback Machine
  14. Bookchin, Murray. Social Ecology and Communalism. Oakland: AK Press. 2007. p. 19
  15. Murray Bookchin «Social Anarchism or Lifestyle Anarchism — An Unbridgeable Chasm» [1] Архивная копия от 2 декабря 2020 на Wayback Machine
  16. Перейти обратно: 16,0 16,1 Murray Bookchin, interview by David Vanek (October 1, 2001) Harbinger, a Journal of Social Ecology, Vol. 2 No. 1. Institute for Social Ecology.
  17. Bookchin, M. (October 1991). Libertarian Municipalism: An Overview. Архивная копия от 1 сентября 2020 на Wayback Machine Green Perspectives, No. 24. Burlington, VT.

Ссылки