Социальная философия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам ПлатонаГосударство») и АристотеляПолитика»). Создателем социальной философии как науки указывают Ж. Ж. Руссо, в чьем труде «О происхождение и причинах неравенства» та «уже появляется, хотя и в спорадической, непоследовательной, полурационально-полуобразной форме», — отмечает проф. МГУ Азат Рахманов[1]. Согласно ему же, линию развития социальной философии как науки в конце XVIII и начале XIX века продолжали Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Г. В. Ф. Гегель.

С другой стороны, социальная философия (со стороны, в первую очередь коммуникативной «парадигмы» критической социальной теории: начиная, как минимум с Ю. Хабермаса) понимается не как раздел философии, областью исследования которой является общество и «социальное», но как полноценная, «полная» философия — это не только философия о социальном, но и философия из социального.[2]

Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бэкхем), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри).

Энгельс полагал, что если «сен-симонизм может быть назван только социальной поэзией», то в произведениях Фурье встречается именно социальная философия[3]. Н. С. Розов отмечал, что до 1970-х гг. частью социальной философии оставалась макросоциология[4].

Примечания

  1. Рахманов А. Б., «Антиномии социальной философии и развитие концепции Макса Вебера» (2013).
  2. Фурс В. Социальная философия в непопулярном изложении. — Вильнюс: ЕГУ, 2006. — С. 6-8.
  3. Ойзерман Теодор Ильич. Энгельс и утопические социалистические учения во Франции и Англии // Формирование философии марксизма.
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/idei-i-oshibki-marksizma-v-svete-istoricheskoy-makrosotsiologii

Литература

Ссылки