Бубенец
Бубенец | |
---|---|
Классификация | Ударный музыкальный инструмент, идиофон |
Родственные инструменты | Бубен, колокол |
Бубене́ц (уменьшительная форма бубе́нчик) — ударный музыкальный инструмент, который является небольшой металлической погремушкой (колокольчиком), представляющей собой полый шарик с маленьким цельным шариком (несколькими шариками) внутри. Для внутреннего шумящего наполнения бубенца могут служить также мелкие камешки[1].
Может крепиться с помощью имеющегося на корпусе ушка к конской упряжи (тройка с бубенцами), одежде, обуви, головным уборам (колпак шута), бубну.
Бубенцы в России


Ранняя история
Литые металлические бубенцы находят в культурных слоях VIII—XI веков финно-угорских племен[2].
В детских захоронениях радимичей IX—XI веков обнаружены овальные или круглые погремушки, сделанные из обожженной глины, которые представляют собой пустотелые шарики с камешком внутри. Это простейший самозвучащий ударный музыкальный инструмент, издающий звук при встряхивании. Помимо детской забавы, глиняные погремушки могли выполнять обрядовые функции, связанные с древними языческими верованиями. В культурных слоях XI—XV веков находят глиняные погремушки с одним, двумя, пятью отверстиями («глазками») или без них, иногда покрытые глазурью [3].
В Великом Новгороде найдены металлические бубенцы X—XV веков[4]. Согласно древнерусским письменным источникам бубенцы, как и колокольчики, имели общее название — «зво́нцы»[5]. Отсюда происходит выражение «звонцы-бубенцы».
Картографирование находок бубенчиков [Древней Руси] показывает, что наибольшее их количество обнаружено в северной части расселения восточных славян. Бубенчики чаще всего носили в составе ожерелья, иногда прикрепляли к шейным гривнам, изредка пришивали к головным уборам или вплетали в волосы на висках. Использовали бубенчики также в качестве пуговиц, пришивали или подвешивали к поясам, иногда ими обшивали юбки и рукава женского платья. Чаще всего их носили женщины, но иногда бубенчики находят в мужских захоронениях в качестве пуговиц на вороте рубахи или украшения на обуви[6][7]
— А. М. Авласович
Наряду с колокольцами бубенцы пользовались исключительной популярностью у возниц конноупряжных повозок.
Обычно самый крупный из бубенцов прикреплялся посередине дуги над головой лошади. Мелкие бубенцы могли развешиваться по всей дуге, на оглоблях и ремнях уздечки или шлеи. Иногда бубенец крепили на аркан — кожанную или веревочную петлю, которую надевали на шею лошади.
Богатые и знатные люди украшали всю сбрую посеребренными бубенцами.
Подвешиваемые по несколько штук, бубенцы при езде своим звуком не давли скучать пассажирам и уснуть вознице, а в быструю езду предупреждали зазевавшихся пеших ходоков о приближении упряжки. Звон бубенцов сигнализировал о прибытии почты и пасажирской кареты. В праздники, свадьбы, ярмарочные и даже обычные дни, поощряемые заказчиком-пассажиром возницы устраивали гонки, в которых помимо прочего оценивалась гармония, сила и красота звучания набора бубенцов. Получившая известность и всеобщее признание упряжь «русская тройка» не мыслилась без колокольцев или бубенцов. За особую мелодичность и миниатюрную форму звучащие пустотелые шарики в просторечии называли уменьшительно-ласково «бубенчиками».
Бубенцы производились во многих местах России. Наиболее известным центром их изготовления в середине XIX — начале XX века было село Пурех[8][9]. В сравнении с изделиями других сел и городов «пуре́хские бубенцы́» отличались высоким качеством изготовления и приятным мелодичным звоном.
Общая для российских промыслов технология предполагала изготовление бубенцов из бронзы или железа. Сфера была цельнолитой или сделана из двух полусфер, которые соединялись и запрессовывались. Реже встречались железные бубенцы. Некоторые из них для предотвращения коррозии покрывали слоем меди в гальванических ваннах; такие изделия назывались бронзированными. Бубенцы имели круглую форму или в виде сферы, сплюснутой по бокам.
Александр Боев из многообразия выпускавшихся изделий выделяет четыре основные вида бубенцов[10]:
- бронзовые цельнолитые гладкие или с пояском;
- бронзовые с рубчиком;
- бронзовые запрессованные из двух полусфер с пояском;
- железные обычные и бронзированные.
На бронзовые бубенцы иногда наносили фабричную марку, нумерацию и орнамент. Встречаются изделия из железа с личным клеймом мастера-изготовителя[11].
Интересные факты
- В 1906—1907 годах в Москве издавался еженедельник «Бубенчик», который по форме и содержанию являлся юмористическим журналом[12].
- «Бубенцы»: Сатирическо-карикатурный отдел журнал-газеты «Сибирские отголоски», издавашейся в Томске в 1906—1909 годах. В 1907—1909 годах Отдел издавался как Приложение к «Сибирским отголоскам» 1-2 раза в месяц. Параллельно, начиная с № 18, когда журнал был преобразован в газету «Бубенцы» печатались на ее страницах до 1909 года[13].
См. также
Литература
- Беловинский Л. В. Бубенцы // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / Под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 68. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
- Ганулич А. К. «Слышен звон бубенцов издалёка…». — М.: Советская Россия, 1990. — 144, [16] с. — ISBN 5-268-00817-X.
- Глушецкий А. А. Колокольное дело в России во второй половине XVIII – начале XX века: Энциклопедия литейщиков. — М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2010. — 588 с. — (Русская классическая библиотека «Экономика и духовность»). — 1000 экз. — ISBN 978-5-900792-85-9.
- Коновалов А. А. Цветной металл (медь и ее сплавы) в изделиях Новгорода X-XV вв. // Цветные и драгоценные металлы и их сплавы на территории Восточной Европы в эпоху средневековья. — М.: Восточная литература, 2008. — С. 7-106.
- Мальм В. А., Фехнер М. В. Привески-бубенчики // Очерки по истории русской деревни X–XIII вв. / Труды Государственного Исторического музея. Выпуск 43. — М., 1967. — С. 143-148.
- Осокин С. П. Пурехское медно-литейное производство во второй половине XIX — начале XX в. // Памятники истории и этнографии Горьковской области (Нижегородское Заволжье): информационные материалы. — Горький, 1989. — С. 20—22.
- Седова М. В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (Х–ХV вв.). — М.: Наука, 1981. — 196 с., ил.— 17 500 экз.
- Поветкин В. И. Бубенцы-звонцы в древнем Новгороде. Применение, способы производства, типология и хронология // Российская археология. — [М.: Наука,] 2008. — № 2. — С. 79-92.
- Степанова Ю. В. Женский погребальный костюм XI—XII вв. по материалам курганного могильника Устье (Тверская область) // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». — 2018. — № 1. — С. 52-63.
Примечания
- ↑ В. И. Поветкин. Бубенчик // [Газета] Новгород. — [Новгород], 1994. — №7. — 10-17 февраля.
- ↑ Поветкин В. И. Бубенцы и колокольчики среди прочих шумящих и ударных приспособлений в обиходе древних новгородцев // Новгородский исторический сборник. Выпуск 11(21). — СПб., 2008. — С. 110-141. — C. 119-120.
- ↑ Поветкин В. И. Бубенцы и колокольчики среди прочих шумящих и ударных приспособлений в обиходе древних новгородцев // Новгородский исторический сборник. Выпуск 11(21). — СПб., 2008. — С. 110-141. — C. 111-113.
- ↑ Поветкин В. И. Бубенцы и колокольчики среди прочих шумящих и ударных приспособлений в обиходе древних новгородцев // Новгородский исторический сборник. Выпуск 11(21). — СПб., 2008. — С. 110-141. — C. 119.
- ↑ Поветкин В. И. Бубенцы и колокольчики среди прочих шумящих и ударных приспособлений в обиходе древних новгородцев // Новгородский исторический сборник. Выпуск 11(21). — СПб., 2008. — С. 110-141. — C. 116.
- ↑ Седова М. В. Украшения из металлов и сплавов // Древняя Русь. Культура и быт. — М.: Наука, 1997. — С. 63-78. — С. 68.
- ↑ Авласович А. М. О некоторых бронзовых подвесках Древней Руси на территории Могилевского Поднепровья и Посожья по материалам курганных некрополей региона / А. М. Авласович // Rerum scriptor — Гісторык: Зборнiк навуковых артыкулаў / рэдкал.: В. А. Міхедзька (адказны рэд.) [і інш.]. — Гомель: ГДУ імя Ф. Скарыны, 2014. — С. 3–8. — C. 5.
- ↑ Варенцова Л. Ю. Колокольчики и бубенчики Пуреха // История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области: методическое пособие. Научный редактор Ф.А. Селезнев. — Нижний Новгород, 2011. — С. 160—182.
- ↑ Духин И. А. Две славы села Пурех // Отечество: Краеведческий альманах. Вып. 18. — М.: 2000. — С. 11—45.
- ↑ Боев А. А. По следам звонких странников: Сборник статей о колоколах и колокольчиках. — М.: Издательский дом Академии имени Н. Е. Жуковского, 2015 — 304 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-903111-83-1. — С. 238—239.
- ↑ Боев А. А. По следам звонких странников: Сборник статей о колоколах и колокольчиках. — М.: Издательский дом Академии имени Н. Е. Жуковского, 2015 — 304 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-903111-83-1. — С. 239.
- ↑ elib.shpl.ru|ГПИБ|Бубенчик : Еженедельный [юмористический журнал]. — М., 1906—1907.
- ↑ elib.shpl.ru|ГПИБ|Бубенцы : Сатирическо-карикатурный отдел «Сибирских отголосков» — Томск. 1906—1909.