Бронепалубные крейсера типа «Ривер»
Бронепалубные крейсера типа «Ривер» | |
---|---|
Mersey-class cruiser | |
Проект | |
Страна | |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 4050—4115 тонн |
Длина | 96 м |
Ширина | 14,02 м |
Осадка | 5,94 м |
Бронирование |
Палуба — 51 мм (на скосах — 76 мм), башни — 152 мм, щиты орудий — 51 мм, рубка — 229 мм |
Двигатели | 2 паровые машины типа «компаунд», 12 паровых котлов |
Мощность | 4500 л. с. (3,3 МВт) |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 17 узлов (31,5 км/ч) |
Дальность плавания | 8750 морских миль на 10 узлах |
Экипаж | 300—327 человек |
Вооружение | |
Артиллерия |
2 × 1 — 203-мм, 10 × 1 — 152-мм, 3 × 1 — 57-мм, 3 × 1 — 47-мм, 9 картечниц |
Минно-торпедное вооружение | 4 × 1 — 457-мм торпедных аппарата[1] |
Бронепалубные крейсера типа «Ривер» — серия бронепалубных крейсеров 2-го класса британского королевского флота, построенная в 1880-х гг. XIX века. Являлись развитием типа «Линдер» (англ. Leander). Стали первыми британскими крейсерами принципиально нового типа, без парусного вооружения и с броневой палубой, продлённой на всю длину корабля. Названия получили в честь британских рек. Всего было построено 4 единицы: «Мерси» (англ. Mersey), «Северн» (англ. Severn), «Темз» (англ. Thames), «Форт» (англ. Forth). Также известны как тип «Мерси» (Мерсей), по названию головного корабля.
В дальнейшем британский флот заказал серию удешевлённых крейсеров типа «Ривер», известных как тип M или «Медея» (англ. Medea).
Проектирование
Проект продолжил линию британских крейсеров 2-го класса, начатую «Ирисом». Непосредственная разработка велась на базе проекта «Линдер». Основными отличиями от прототипа стали: стальная броневая палуба, впервые простиравшаяся на всю длину корпуса, бронированная боевая рубка и полное отсутствие парусного вооружения.
Конструкция
Силовая установка
Запас угля 900 тонн. Для повышения максимального хода на них впервые было использовано искусственное дутье. Поле этого в британском флоте появились две скоростные характеристики: при нормальной нагрузке и при форсировке машин, когда все лишние отверстия в кочегарках закрывались, и в них создавалось искусственное избыточное давление, которое создается дутьевым вентилятором, увеличивавшее тягу в котлах. Дымосос не применяется.
Служба
заложен | спущен | вступил в строй | судьба | |
---|---|---|---|---|
«Мерси» | 9 июля 1883 г. | 31 марта 1885 г. | в строю с 1887 г. | Продан на слом 4 апреля 1905 г. |
«Северн» | 1 января 1884 г. | 29 сентября 1885 г. | в строю с 1888 г. | |
«Темз» | 14 апреля 1884 г. | 3 декабря 1885 г. | в строю с 1888 г. | |
«Форт» | 1 декабря 1884 г. | 23 октября 1886 г. | в строю с 1889 г. |
Оценка проекта
По меркам 1880-х гг., крейсера типа «Ривер» оценивались достаточно высоко. Скорость хода соответствовала тогдашним стандартам, силовая установка была надёжной, сами корабли хорошо управляемыми и мореходными. Несмотря на скромные размеры они считались хорошими артиллерийскими платформами. Крейсера сильно повлияли на военное кораблестроение. Все последующие проекты бронепалубных крейсеров (и не только в Британии) в отношении внутренней компоновки и защиты мало отличались от «Мерси».
Примечания
- ↑ Все характеристики приведены по Ненахову Ю. Ю. Указ. Соч. С. 166—167.
Ссылки
Литература
- Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5.