Бронепалубные крейсера типа «Аполло»
Бронепалубные крейсера типа «Аполло» | |
---|---|
Protected cruiser class Apollo | |
Проект | |
Страна | |
Операторы | |
Предшествующий тип | «Медея» |
Последующий тип | «Астрея» |
Годы постройки | 1889—1892 |
Годы в строю | 1889—1931 |
Построено | 21 |
Потери | 1 - погиб, 5 - затоплено |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
3454—3657 т 3400—3600 длин. т |
Длина | 95,7 м |
Ширина | 13,11 м |
Осадка | 5,33 м |
Бронирование |
Палуба — 37 мм (на скосах — 51 мм), щиты орудий — 114 мм, рубка — 76 мм, гласис машинного отделения 127 мм |
Двигатели | 2 паровые машины тройного расширения, 3 двойных и 2 простых паровых котла |
Мощность |
7000 л. с. — естественная тяга 9000 л. с. — усиленное дутьё |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода |
18,5 узла при дутье в котлы 19,75 узлов |
Дальность плавания | 8000 морских миль на 10 узлах |
Экипаж | 273 человека |
Вооружение | |
Артиллерия |
2 × 1 — 152/40-мм/клб, 6 × 1 — 120/40-мм/клб, 8 × 1 — 57-мм, 1 × 1 — 47-мм, 3 пулемёта |
Минно-торпедное вооружение | 4 однотрубных 457-мм торпедных аппарата[1] |
Бронепалубные крейсера типа «Аполло» — серия крейсеров 2-го класса британского королевского флота, построенная в 1880 — 1890-х гг. XIX века. Являлись развитием типа «Медея» (англ. Medea). Стали их усовершенствованной версией. Всего было построено 21 единицы двух серий: Серия I: «Латона» (англ. Latone), «Мелампус» (англ. Melampus), «Андромах» (англ. Andromache), «Терпсихор» (англ. Terpishore), «Найяд» (англ. Naiad), «Тетис» (англ. Thetis), «Сибил» (англ. Sybille), «Аполло» (англ. Apollo), «Трибьюн» (англ. Tribune), «Сапфо» (англ. Sappho), «Сцилла» (англ. Scylla). Серия II: «Сириус» (англ. Sirius), «Пик» (англ. Pique), «Спартан» (англ. Spartan), «Индефатигэбл» (англ. Indefatigable), «Рейнбоу» (англ. Rainbow), «Интрепид» (англ. Intrepid), «Бриллиант» (англ. Brilliant), «Ретрибьюшен» (англ. Retribution), «Эолис» (англ. Aeoulus), «Ифигения» (англ. Iphifenia).
Различия между сериями было незначительными. Крейсера 2-й серии предназначались для службы в тропических водах и получили древесно-медную ошивку подводной части корпуса. В результате, крейсера 2-й серии имели несколько большее водоизмещение, ширину и осадку, а скорость немного снизилась. До появления американских лёгких крейсеров типа «Кливленд» считались крупнейшей серией однотипных крейсеров в истории кораблестроения.
Их дальнейшим развитием стали крейсера типа «Астрея» (англ. Astraea).
Конструкция
Новые крейсера проектировались путём увеличения крейсеров типа Медея, с сохранением мощности силовой установки. Применение более компактных вертикальных паровых машин и более удачная компоновка котельных отделений сделали работу кочегаров более удобной и эффективной, в результате все крейсера легко достигли достигли проектные 19,75 узлов. Вся артиллерия состояла только из скорострельных орудий[2].
Корпус
Бортовые спонсоны убрали, поскольку на «Медее» они набирали воду не только в свежую погоду, но и на высоких скоростях. В результате из носовой пары 120-мм орудий стало невозможно вести огонь прямо в нос. Почти у половины из них подводная часть была покрыта деревом и обшита медью. Поэтому обшитые «Эолус», «Бриллиант», «Интрепид», «Ифигения», «Пике», «Рейнбоу», «Ретрибьюшн», «Сириус» и «Спартак» были на 200 т тяжелее необшитых «Аполло», «Андромахи», «Латоны», «Мелампуса», «Наяды», «Сафо», «Сибиллы», «Сциллы», «Терпсихоры», «Тетиса» и «Трайбьюна».
Бронирование
Толщина броневой палубы в плоской части составляла 37-мм, на скосах 51. Паровые машины выступавшие в верх были прикрыты 127 мм гласисом.
Служба
- «Латона» — заложен в 1889 г., спущен 22 мая 1890 г., в строю с 1893 г.
- «Мелампус» — заложен в 1889 г., спущен 2 августа 1890 г., в строю с 1892 г.
- «Андромах» — заложен в апреле 1889 г., спущен 14 августа 1890 г., в строю с 1892 г.
- «Терпсихор» — заложен в 1889 г., спущен 30 октября 1890 г., в строю с 1891 г.
- «Найяд» — заложен в 1889 г., спущен 29 ноября 1890 г., в строю с 1893 г.
- «Тетис» — заложен в 1889 г., спущен 13 декабря 1890 г., в строю с 1892 г.
- «Сибил» — заложен в 1889 г., спущен 27 декабря 1890 г., в строю с 1891 г.
- «Аполло» — заложен в апреле 1889 г., спущен 10 февраля 1891 г., в строю с 1892 г.
- «Трибьюн» — заложен в 1889 г., спущен 24 февраля 1891 г., в строю с 1892 г.
- «Сапфо» — заложен в 1890 г., спущен 5 мая 1891 г., в строю с 1893 г.
- «Сцилла» — заложен в 1890 г., спущен 17 октября 1891 г., в строю с 1892 г.
- «Сириус» — заложен в сентябре 1889 г., спущен 27 октября 1890 г., в строю с 1891 г.
- «Пик» — заложен в ноябре 1889 г., спущен 13 декабря 1890 г., в строю с 1892 г.
- «Спартан» — заложен в декабре 1889 г., спущен 25 февраля 1891 г., в строю с 1892 г.
- «Индефатигэбл» — заложен в 1890 г., спущен 12 марта 1891 г., в строю с 1892 г.
- «Рейнбоу» — заложен в 1890 г., спущен 25 марта 1891 г., в строю с 1892 г.
- «Интерпид» — заложен в 1890 г., спущен 20 июня 1891 г., в строю с 1894 г.
- «Бриллиант» — заложен в 1890 г., спущен 24 июня 1891 г., в строю с 1893 г.
- «Ретрибьюшен» — заложен в 1890 г., спущен 6 августа 1891 г., в строю с 1893 г.
- «Эолис» — заложен в 1890 г., спущен 13 ноября 1891 г., в строю с 1894 г.
- «Ифигения» — заложен в 1890 г., спущен 19 ноября 1891 г., в строю с 1892 г.[3]
До Первой мировой войны погиб один крейсер, восемь были отправлены на слом.
Во время Первой мировой войны семь использовались в качестве минных заградителей («Аполло», «Андромаха», «Интрепид», «Ифигения», «Латона», «Найяд» и «Тетис»). 23 апреля 1918 года пять крейсеров этой серии были затоплены близ Зебрюгге как блокшивы («Интрепид», «Ифигения», «Бриллиант», «Сириус» и «Тетис»).
Оценка проекта
В конце XIX века крейсера типа «Аполло» вместе с «Эдгарами» считались высшим достижением кораблестроительного искусства: будучи на 700 т легче своих предшественников, «Мерсеев», они несли сильную артиллерию и сравнительно толстую броневую палубу и, развивая хороший ход, не утратили боевой ценности вплоть до 1900-х годов. Не случайно все последующие английские крейсеры второго ранга были развитием «Аполло», у которого отмечали лишь два недостатка — сравнительно малые запасы угля и боеприпасов. Быстро построенная, крейсерская армада Англии по прошествии десятилетия так же быстро стала терять своё боевое значение, и в начале XX века в строю британского флота оказалось сразу несколько десятков устаревших бронепалубных крейсеров первых серий[4].
Примечания
- ↑ Все характеристики приведены по Ненахову Ю. Ю. Указ. Соч. С. 175.
- ↑ Крейсера, 2015, с. 69.
- ↑ Все данные о службе приведены по Conway’s. Указ. соч. с. 76.
- ↑ Г. Смирнов, В. Смирнов. Армада, упустившая время. // зам. главкома ВМФ СССР адмирал Н. Н. Амелько Моделист-Конструктор. — 1979. — № 06.
Литература
- Лисицын Ф.В. Крейсера Первой мировой / ответственный редактор Л. Незвинская. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. — 448 с. — (Война на море). — 1400 экз. — ISBN 978-5-699-84344-2.
- Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5.