Броненосные крейсера типа «Уорриор»
Броненосные крейсера типа «Уорриор» | |
---|---|
Проект | |
Страна | |
Предшествующий тип | тип «Дюк оф Эдинбург» |
Последующий тип | тип «Минотавр» |
Построено | 4 |
Отправлено на слом | 1 |
Потери | 3 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 14 830 т |
Длина | 154,03 м |
Ширина | 22,4 м |
Осадка | 7,62—7,9 м |
Бронирование |
пояс — 76…152 мм верхний пояс — 152 мм траверзы — 51…152 мм палуба — 20…37 мм башни — 114…190 мм барбеты — 152 мм рубка — 254 мм |
Двигатели | 2 паровые машины тройного расширения, 19 паровых котлов Yarrow + 6 цилиндрических |
Мощность | 23 705 л. с. (17,4 МВт) |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 22¾ узла (42,1 км/ч)[1] |
Дальность плавания | 7960 миль 10-узловым ходом |
Экипаж | 712—755 человек |
Вооружение | |
Артиллерия |
6 × 1 — 234-мм/46,7 4 × 1 — 190-мм/50, 26 × 1 — 47-мм |
Минно-торпедное вооружение | 3 × 1 — 457-мм торпедных аппарата[2] |
Броненосные крейсера типа «Уорриор» — серия кораблей британского королевского флота, построенная в начале XX века. В королевском флоте числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 4 единицы: «Уорриор» (Warrior), «Кохрейн» (Cochrane), «Ахиллес» (Achilles), «Наталь» (Natal). Стали развитием броненосных крейсеров типа «Дюк оф Эдинбург». Все они принимали активное участие в Первой мировой войне. Предназначались главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил.
Их усовершенствованной версией стали броненосные крейсера типа «Минотавр».
Конструкция
Проект переработали с заменой 10 152 мм орудий батареи четырьмя 190 мм пушками в одиночных башнях в середине корпуса на верхней палубе. Артиллерия могла теперь вести огонь в любую погоду. Из-за дополнительного веса на верхней палубе уменьшилась метацентрическая высота, в результате крейсера этой серии оказались устойчивыми орудийными платформами, обычно демонстрируя на стрельбах хорошие результаты[3]. В остальном крейсера мало отличались от предыдущей пары. Вошли в строй с низкими трубами, дым из которых часто окутывал мостики. Иногда все шесть крейсеров объединяются в один тип.
Силовая установка
Крейсера оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 23 500 индикаторных лошадиных сил (17 150 кВт) и были рассчитаны на максимальную скорость 22¾ узлов (43 км / ч). Машины приводились в действие 19 водотрубными котлами Ярроу и шестью архаичными цилиндрическими котлами. Машинная установка повторяла конструкцию на предыдущем типе. Запас угля 2050 тонн, нефти 600 т. Результаты испытаний :
- «Ахиллес» 23 977 л. с. ход 23,50 узла
- «Кохрен» 23 654 л. с. ход 23,29 узла
- «Наталь» 23 590 л. с. ход 23,30 узла
- «Уорриор» 23 705 л. с. ход 22,59 узла
Бронирование
Крупповская броня. Толщина брони, (кроме башен 190 мм орудий) как на предыдущем типе.
Вооружение
234-мм орудия в башнях оснащались и гидравлическим, и ручным приводом. Установки имели угол возвышения до 15°, что обеспечивало для 172 кг снарядов максимальную дальность 14 170 м, боезапас 600 снарядов[4][5].
Служба
В ходе войны, вплоть до Ютланского сражения входили в эскадры крейсеров Гранд-Флита, то есть применялись по тому назначению для которого были созданы.
«Уорриор» — заложен 5 ноября 1903, спущен 25 ноября 1905, вступил в строй 12 декабря 1906 года. включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. После реорганизации переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где находился до 1914 года. В 1914 году переведён на Средиземное море, затем зачислен в состав 1-й крейсерской эскадры Гранд-Флита. Участвовал в Ютландском сражении, затонул от повреждений, полученных от огня противника 31 мая 1916 года.
«Кохрейн» — заложен 24 апреля 1904, спущен 20 мая 1905 года, вступил в строй 18 февраля 1907 года. Включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. После реорганизации переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где числился до сентября 1917 г. Участвовал в Ютландском сражении. Прошёл ремонт в конце 1918 года. Погиб при кораблекрушении в устье Мерси 14 ноября 1918 года.
«Ахиллес» — заложен 22 февраля 1904, спущен 17 июня 1905, вступил в строй 22 апреля 1907 года, включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. Переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где числился до сентября 1917 года. Участвовал в Ютландском сражении. Совместно с вооружённым пароходом «Данди» участвовал в потоплении рейдера «Леопард» 16 марта 1917 г. к северу от Шетландских островов. В феврале-декабре 1918 года прошёл ремонт, выведен в резерв в Чатеме в качестве учебного корабля кочегаров. Продан на слом в 1920 году.
«Натал» — заложен 6 января 1904, спущен 30 сентября 1905, вступил в строй 5 марта 1907 года. Служба аналогична Кохрейну до самой свой гибели от внутреннего взрыва в заливе Кроматри 30 декабря 1915 года.
Оценка проекта
К началу Первой мировой морально устарели, но для конвойной службы и службы на второстепенных театрах были пригодны, а в качестве быстроходного крыла линейного флота они подвергались смертельному риску. Здесь их сменили линейные крейсера, а отважная атака броненосных крейсеров Арбетнота 31 мая 1916 года, оказалась фатальной, со всей очевидностью доказала их абсолютную непригодность для боя в линии баталии[6]. Противоминная артиллерия из 47-мм пушек была заведомо бессильна против тогдашних миноносцев.
«Цукуба» |
«Уорриор»[1] |
«Шарнхорст»[7] |
«Рюрик II»[8] |
«Теннесси»[9] |
«Пиза» [10] | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | 1905 | 1904 | 1905 | 1905 | 1903 | 1905 | ||
Вступил в строй | 1907 | 1906 | 1907 | 1908 | 1906 | 1909 | ||
Размерения, м (Д×Ш×О) | 137,1×23×8 | 154×22,4×7,91 | 144,6×21,6×8,17 | 161,2×22,86×7,92 | 153,8×22,2×7,62 | 140,5×21,0×7,1 | ||
Водоизмещение нормальное | 13 750 т | 13 770 т | 11 616 т | 15 170 т | 14 500 ts | 9832 т | ||
Полное | 15 400 т | 14 830 т | 12 985 т | 18 500 т | 15 715 ts | 10 600 т | ||
Силовая установка | ||||||||
Мощность номинальная, л. с. (скорость, узлы) | 20 500 (20,5) | 23 500 (22¾) | 26 000 (22,5) | 19 700 (21) | 27 500 (22) | 20 000 (23) | ||
Максимальная, л. с. (скорость, узлы) | 20 736 (20,5) | 23 705 (22,59) | 28 783 (23,6) | 20 580 (21,43) | 20 808 (23,47) | |||
Дальность плавания, миль (на ходу, узлов) | 7960 (10) | 4800 (14) 5120 (12) |
6500 (10) | 2500 (12) | ||||
Бронирование | ||||||||
Борт | 178 | 152 | 150 | 152 | 127 | 200 | ||
Палуба | 76 | 38 | 60 | 38 + 25 | 76[прим. 1] | 130[прим. 2] | ||
Башни | 178 | 190 | 170 | 203 | 229 | 180 | ||
Вооружение | 4×305-мм 12×152-мм |
6×234-мм 4×190-мм |
8×210-мм 6×150-мм |
4×254-мм 8×203-мм |
4×254-мм 16×152-мм |
4×254-мм 8×190-мм |
Примечания к таблице
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Victorian Era, 2012, с. 697.
- ↑ Все характеристики приведены по Ненахову Ю. Ю. Указ. Соч. С. 316.
- ↑ На рубеже столетий, 2005, с. 92.
- ↑ Victorian Era, 2012, p. 336.
- ↑ Tony DiGiulian, British 9.2"/47 (23.4 cm) Mark X Архивная копия от 22 декабря 2016 на Wayback Machine
- ↑ На рубеже столетий, 2005, с. 98.
- ↑ Gröner. Band 1. — S.78—80
- ↑ Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 6
- ↑ Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 7
- ↑ Conway's, 1906—1921. — P.261
Литература
- Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
- Феттер А.Ю. Линейные крейсера Британского королевского флота типа «Invincible». — СПб.: Санкт-Петербургская секция любителей флота, 1996. — 41 с.
- Оскар Паркс. Линкоры Британской империи. Том 5. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 126 с. — ISBN 5-8172-0100-3.
- Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
- Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era. — Barnsley, South Yorkshire, UK: Seaforth, 2012. — ISBN 978-1-59114-068-9.
- Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815—1945. Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote (нем.). — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.