Броненосные крейсера типа «Уорриор»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Броненосные крейсера типа «Уорриор»
крейсер «Ахиллес» типа «Уорриор»крейсер «Ахиллес» типа «Уорриор»
Проект
Страна
Предшествующий тип тип «Дюк оф Эдинбург»
Последующий тип тип «Минотавр»
Построено 4
Отправлено на слом 1
Потери 3
Основные характеристики
Водоизмещение 14 830 т
Длина 154,03 м
Ширина 22,4 м
Осадка 7,62—7,9 м
Бронирование пояс — 76…152 мм
верхний пояс — 152 мм
траверзы — 51…152 мм
палуба — 20…37 мм
башни — 114…190 мм
барбеты — 152 мм
рубка — 254 мм
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 19 паровых котлов Yarrow + 6 цилиндрических
Мощность 23 705 л. с. (17,4 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 22¾ узла (42,1 км/ч)[1]
Дальность плавания 7960 миль 10-узловым ходом
Экипаж 712—755 человек
Вооружение
Артиллерия 6 × 1 — 234-мм/46,7
4 × 1 — 190-мм/50,
26 × 1 — 47-мм
Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 457-мм торпедных аппарата[2]

Броненосные крейсера типа «Уорриор» — серия кораблей британского королевского флота, построенная в начале XX века. В королевском флоте числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 4 единицы: «Уорриор» (Warrior), «Кохрейн» (Cochrane), «Ахиллес» (Achilles), «Наталь» (Natal). Стали развитием броненосных крейсеров типа «Дюк оф Эдинбург». Все они принимали активное участие в Первой мировой войне. Предназначались главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил.

Их усовершенствованной версией стали броненосные крейсера типа «Минотавр».


Конструкция

Броненосный крейсер «Уорриор». Схема.

Проект переработали с заменой 10 152 мм орудий батареи четырьмя 190 мм пушками в одиночных башнях в середине корпуса на верхней палубе. Артиллерия могла теперь вести огонь в любую погоду. Из-за дополнительного веса на верхней палубе уменьшилась метацентрическая высота, в результате крейсера этой серии оказались устойчивыми орудийными платформами, обычно демонстрируя на стрельбах хорошие результаты[3]. В остальном крейсера мало отличались от предыдущей пары. Вошли в строй с низкими трубами, дым из которых часто окутывал мостики. Иногда все шесть крейсеров объединяются в один тип.

Силовая установка

Крейсера оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 23 500 индикаторных лошадиных сил (17 150 кВт) и были рассчитаны на максимальную скорость 22¾ узлов (43 км / ч). Машины приводились в действие 19 водотрубными котлами Ярроу и шестью архаичными цилиндрическими котлами. Машинная установка повторяла конструкцию на предыдущем типе. Запас угля 2050 тонн, нефти 600 т. Результаты испытаний :

  • «Ахиллес» 23 977 л. с. ход 23,50 узла
  • «Кохрен» 23 654 л. с. ход 23,29 узла
  • «Наталь» 23 590 л. с. ход 23,30 узла
  • «Уорриор» 23 705 л. с. ход 22,59 узла

Бронирование

Крупповская броня. Толщина брони, (кроме башен 190 мм орудий) как на предыдущем типе.

Вооружение

234-мм орудия в башнях оснащались и гидравлическим, и ручным приводом. Установки имели угол возвышения до 15°, что обеспечивало для 172 кг снарядов максимальную дальность 14 170 м, боезапас 600 снарядов[4][5].

Служба

В ходе войны, вплоть до Ютланского сражения входили в эскадры крейсеров Гранд-Флита, то есть применялись по тому назначению для которого были созданы.

«Уорриор» — заложен 5 ноября 1903, спущен 25 ноября 1905, вступил в строй 12 декабря 1906 года. включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. После реорганизации переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где находился до 1914 года. В 1914 году переведён на Средиземное море, затем зачислен в состав 1-й крейсерской эскадры Гранд-Флита. Участвовал в Ютландском сражении, затонул от повреждений, полученных от огня противника 31 мая 1916 года.

«Кохрейн» — заложен 24 апреля 1904, спущен 20 мая 1905 года, вступил в строй 18 февраля 1907 года. Включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. После реорганизации переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где числился до сентября 1917 г. Участвовал в Ютландском сражении. Прошёл ремонт в конце 1918 года. Погиб при кораблекрушении в устье Мерси 14 ноября 1918 года.

«Ахиллес» — заложен 22 февраля 1904, спущен 17 июня 1905, вступил в строй 22 апреля 1907 года, включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. Переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где числился до сентября 1917 года. Участвовал в Ютландском сражении. Совместно с вооружённым пароходом «Данди» участвовал в потоплении рейдера «Леопард» 16 марта 1917 г. к северу от Шетландских островов. В феврале-декабре 1918 года прошёл ремонт, выведен в резерв в Чатеме в качестве учебного корабля кочегаров. Продан на слом в 1920 году.

«Натал» — заложен 6 января 1904, спущен 30 сентября 1905, вступил в строй 5 марта 1907 года. Служба аналогична Кохрейну до самой свой гибели от внутреннего взрыва в заливе Кроматри 30 декабря 1915 года.

Оценка проекта

К началу Первой мировой морально устарели, но для конвойной службы и службы на второстепенных театрах были пригодны, а в качестве быстроходного крыла линейного флота они подвергались смертельному риску. Здесь их сменили линейные крейсера, а отважная атака броненосных крейсеров Арбетнота 31 мая 1916 года, оказалась фатальной, со всей очевидностью доказала их абсолютную непригодность для боя в линии баталии[6]. Противоминная артиллерия из 47-мм пушек была заведомо бессильна против тогдашних миноносцев.

«Цукуба»
«Уорриор»[1]
«Шарнхорст»[7]
Германия
«Рюрик II»[8]
«Теннесси»[9]
Флаг США
«Пиза» [10]
Италия
Заложен 1905 1904 1905 1905 1903 1905
Вступил в строй 1907 1906 1907 1908 1906 1909
Размерения, м (Д×Ш×О) 137,1×23×8 154×22,4×7,91 144,6×21,6×8,17 161,2×22,86×7,92 153,8×22,2×7,62 140,5×21,0×7,1
Водоизмещение нормальное 13 750 т 13 770 т 11 616 т 15 170 т 14 500 ts 9832 т
Полное 15 400 т 14 830 т 12 985 т 18 500 т 15 715 ts 10 600 т
Силовая установка
Мощность номинальная, л. с. (скорость, узлы) 20 500 (20,5) 23 500 (22¾) 26 000 (22,5) 19 700 (21) 27 500 (22) 20 000 (23)
Максимальная, л. с. (скорость, узлы) 20 736 (20,5) 23 705 (22,59) 28 783 (23,6) 20 580 (21,43) 20 808 (23,47)
Дальность плавания, миль (на ходу, узлов) 7960 (10) 4800 (14)
5120 (12)
6500 (10) 2500 (12)
Бронирование
Борт 178 152 150 152 127 200
Палуба 76 38 60 38 + 25 76[прим. 1] 130[прим. 2]
Башни 178 190 170 203 229 180
Вооружение 4×305-мм
12×152-мм
6×234-мм
4×190-мм
8×210-мм
6×150-мм
4×254-мм
8×203-мм
4×254-мм
16×152-мм
4×254-мм
8×190-мм

Примечания к таблице

  1. на скосах 102 мм
  2. по другим данным 50 мм

Примечания


Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Феттер А.Ю. Линейные крейсера Британского королевского флота типа «Invincible». — СПб.: Санкт-Петербургская секция любителей флота, 1996. — 41 с.
  • Оскар Паркс. Линкоры Британской империи. Том 5. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 126 с. — ISBN 5-8172-0100-3.
  • Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
  • Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era. — Barnsley, South Yorkshire, UK: Seaforth, 2012. — ISBN 978-1-59114-068-9.
  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815—1945. Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote (нем.). — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.