Бронепалубные крейсера типа «Блейк»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бронепалубные крейсера типа «Блейк»
Blake class protected cruisers
Бронепалубный крейсер «Блейк»Бронепалубный крейсер «Блейк»
Проект
Страна
Последующий тип тип «Эдгар»
Основные характеристики
Водоизмещение 9150—9296 тонн
Длина 121,94 м
Ширина 19,81 м
Осадка 7,32 м
Бронирование Палуба — 76 мм (скосы 152 мм),
щиты орудий — 114 мм,
казематы — 152 мм,
рубка — 152 мм
Двигатели 4 паровые машины тройного расширения, 6 двойных паровых котлов
Мощность 13 000 л. с. при естественной тяге, 20 000 л. с. — при искусственной
Движитель 2 винта
Скорость хода 20—22 узла
Дальность плавания 10 000 морских миль на 10 узлах
Экипаж 570 человек
Вооружение
Артиллерия 2 × 1 — 234-мм,
10 × 1 — 152-мм,
16 × 1 — 47-мм
Минно-торпедное вооружение 4 × 1 — 457-мм торпедных аппарата[1]

Бронепалубные крейсера типа «Блейк» — серия крейсеров 1-го класса британского королевского флота, построенная в 1880-х1890-х годах. Являлись развитием типа «Орландо» (англ. Orlando), но с увеличенными размерами и без бортовой брони. Стали родоначальниками бронепалубных крейсеров 1-го класса в Королевском флоте. Отличались новаторскими решениями, но и высокой стоимостью. Всего было построено 2 единицы: «Блейк» (англ. Blake), «Бленхейм» (англ. Blenheim).

Стремление Адмиралтейства к экономии средств привело в дальнейшем к появлению серии крейсеров типа «Эдгар» (англ. Edgar).

Проектирование

Появление крейсеров типа «Блейк» было связано с двумя обстоятельствами: во-первых, был накоплен значительный, но не слишком удачный опыт эксплуатации броненосных крейсеров. Выявилось, что из-за перегрузки, характерной для того времени, бортовой броневой пояс уходит под воду, оставляя борт неприкрытым. При этом, значительная масса брони, при слабости тогдашних паровых машин, приводила к ситуации, когда броненосные крейсера были слишком тихоходны, чтобы преследовать вражеские рейдеры, но слишком слабы, чтобы участвовать в эскадренном сражении. Во-вторых, в Королевском флоте сменился главный кораблестроитель. Теперь им стал Уильям Уайт, являвшийся противником броненосных крейсеров.

Спроектировав небольшой быстроходный крейсер, Уайт в июне 1887 года предложил Совету очень большой быстроходный крейсер с необычайной дальностью плавания — самый большой и (22 узла) самый быстрый в мире. Он был настолько крупнее остальных, что для него пришлось выделить отдельную категорию — крейсера первого класса, а остальные, естественно, стали вторым классом[2].

Уайт сослался на угрозу, которую оценили в 1885 году, со стороны быстрых океанских лайнеров (более крупных, чем новый крейсер), превращенных рейдеры. Старые британские крейсера были не в состоянии догнать их.

Здесь важнее была не 22-узловая скорость на форсаже, а долговременная 20-тиузловая. Адмиралы видели в суперкрейсерах Уайта «Блейк» и « Бленхейм» построенных специально для этой цели (следовательно, гораздо лучше приспособленных для выполнения данной задачи) эквиваленты лайнеров, переоборудованных в крейсера, способные догонять и уничтожать иностранные быстро переоборудованные лайнеры.

Уайт начал с наброска корабля с четырьмя 9,2-дюймовыми орудиями по два в носу и корме, бок о бок, пятью средними орудиями на каждый борт и нескольким скорострельными орудиями для защиты от миноносцев[2].

Эти британские крейсера проектировались с расчётом на то, что бы полным запасом угля проходить через Суэцкий канал для того, что бы в нужный момент появиться в Китайских водах[3].

Конструкция

Корпус

схема из Брасея

Силовая установка

Запас угля 1800 тонн. Четыре паровых машины тройного расширения, работующих на два вала. Шесть двойных цилиндрических котлов. На малом ходу передняя пара машин отключалась с помощью разобщающего механизма. Кроме основных котлов оба крейсера имели по одному вспомогательному.

Бронирование

Бронепалуба находилась примерно на уровне ватерлинии, её толщина составляла 3 дюйма (76 мм) в в горизонтальной части и 6 дюймов (152 мм) на скосах. Боевая рубка корабля была защищена бронёй толщиной 305 мм. 9,2-дюймовые орудия находились за 4,5-дюймовыми (114-мм) орудийными щитами, толщина брони казематов 6-дюймовых орудий была от 152 до 51 мм.

Вооружение

Артиллерийское вооружение было аналогично вооружению «Орландо» и состояло из двух 9,2-дюймовых (234-мм) казнозарядных орудий Mark VI, в одноорудийных установках в носовой и кормовой частях корабля, и десяти 6-дюймовых (152-мм) орудий QF, из которых шесть были установлены на верхней палубе корабля, а остальные четыре — за бронированными казематами на главной палубе корабля. Вспомогательное вооружение состояло из шестнадцати 3-фунтовых орудий. Вооружение кораблей завершали четыре 14-дюймовых торпедных аппарата: два подводных и два подводных[4].

Служба

  • «Блейк» — заложен в июле 1888 г., спущен 23 ноября 1889 г., в строю с 2 февраля 1892 г.
  • «Бленхейм» — заложен в октябре 1888 г., спущен 5 июля 1890 г., в строю с 26 мая 1894 г.[5]

Оценка проекта

Не развив ожидаемой скорости хода, эти корабли были в целом удачными и сыграли важную роль в истории английского кораблестроения. «Блейк» послужил Уайту прототипом для большой серии мореходных броненосцев типа «Ройял Соверен» и для весьма удачных крейсеров 1 ранга. Снизив проектную скорость с 22 до 20 узлов, Уайт смог разместить вооружение «Блейка» (2 — 234-мм и 10 — 152-мм орудий) в меньшем водоизмещении, так появились бронепалубные крейсера типа «Эдгар»[6].

Примечания

  1. Все характеристики приведены по Ненахову Ю. Ю. Указ. Соч. С. 172.
  2. 2,0 2,1 Victorian Era, 2012, p. 578.
  3. Victorian Era, 2012, с. 672.
  4. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — P. 66. — ISBN 0-85177-133-5.
  5. Все данные о службе приведены по Conway’s. Указ. соч. с. 66.
  6. Г. Смирнов, В. Смирнов. Роковые крейсера Британии // зам. главкома ВМФ СССР адмирал Н. Н. Амелько Моделист-Конструктор. — 1978. — № 12. — ISSN 0131-2243.


Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Jane’s Fighting Ships 1905-6 / FRED T. JANE. — A Reprint of the 1905/6 Edition of Fighting Ships. — New York: ARCO PUBLISHING COMPANY, INC., 1970.
  • Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era. — Barnsley, South Yorkshire, UK: Seaforth, 2012. — ISBN 978-1-59114-068-9.