Музыка
Му́зыка (греч. μουσική, от греч. μούσα — муза) — вид искусства, сочетающий пение и/или игру на музыкальных инструментах, и воздействующий на слушателя посредством особым образом организованных звуков определённой высоты и длительности. Музыка передаёт мысли и эмоции автора, обычно выражаемые в соответствии с принятыми в рамках той или иной культуры музыкальными стандартами ритма, мелодии, имеющей определённую тональность или лад, и гармонии[1][2][3].
Музыка является неотъемлемой частью танца[1]. Выступает в качестве средства коммуникации, возможность чего обусловлена физическим воздействием звуков на человека (на его психику) и на другие живые существа[2]. Музыка схожа с речевой интонацией, то есть с тем, как человек под воздействием той или иной эмоции меняет высоту, громкость и другие параметры звучания своего голоса. Интонация лежит в основе природы музыки, однако в отличие от речи музыка ограничена определённым набором звуков, интервально соотнесённых по высоте. Для овладения этим набором звуков музыканты развивают музыкальный слух[1].
Особенность музыки как искусства
По выражению музыковеда Б. В. Асафьева музыка является «искусством интонируемого смысла». Она во многом похожа на эмоциональную речь, но имеет бо́льшую силу эстетического и эмоционального воздействия, поскольку не позволяет высказываться однозначно и оперирует фиксированным набором звуков, которые соотносятся друг с другом по высоте и времени (ритму)[2].
Автор музыки — композитор — выражает своё внутреннее состояние и отношение к действительности, выстраивая музыкальные звуки и формируя из них задуманную композицию в соответствии с определённой музыкальной гармонией[1]. Он выстраивает звуки по высоте, ритму, темпу, тембру, громкости, etc. Паузы, перемежающие звуки, имеют такую же систему длительностей, что и сами звуки[1].
С помощью осмысленно выбранных и очищенных от случайностей интонаций композитор передаёт определённые образы, «художественные эмоции», настроение. Поскольку для передачи творческого замысла от автора к слушателю требуется посредник, музыка относится к исполнительским видам искусства[4]. Исполнитель может быть одновременно композитором, который создаёт своё произведение непосредственно во время исполнения, то есть импровизирует[1].
Целостное музыкальное произведение обладает определённой завершённой формой, имеет начало, развитие и завершение. Таким образом от слушателя требуется активное восприятие и внимание, позволяющие оценить развитие музыкальной мысли, например, изменение темы, мелодии, в течение произведения[1].
В той или иной форме музыка была и есть в каждом человеческом сообществе во все периоды истории. Она используется не только для танца, общения и развлечения, но и для проведения ритуалов и культов[3].
История музыки
Музыка, так же как танец и поэзия, зародилась из первобытного праискусства, которое складывалось в течение длительного времени и помогало древним людям общаться и обмениваться эмоциями, вместе работать и проводить ритуалы. С постепенным развитием и распространением определённых мелодико-ритмических фраз стала складываться система звуков, выстроенных по высоте и длительности, что в дальнейшем позволяло создавать на их основе звукоряды и мелодии[1].
Изначально музыка выполняла исключительно общественные функции, была прикладной[1]. Так, в Индии музыка с самых древних времён сопровождала религиозные культы (ведические гимны) и развивалась мелодически и ритмически под влиянием священных текстов. В Китае музыка издревле дополняла церемонии и речь рассказчика и считалась, по Конфуцию, зеркалом характера человека, средством созидания порядка в гармонии со Вселенной[3]. В Древней Греции музыка тоже играла важную роль, но греческий термин μουσιϰή, от которого произошли латинская musica и русская музыка, имел более широкое значение, чем сейчас. Греческое слово являлось прилагательным и использовалось в двух смыслах — для обозначения ремесла и для обозначения тайных познаний о музах[1]. То есть термин μουσιϰή относился к любому виду искусства или науки, если они практиковались под покровительством муз[3].
Со временем музыка стала приобретать авторские черты. Начиная с эпохи Возрождения стала появляться автономная, а затем и «чистая» идеальная музыка, которая предназначалась специально для слушания, а не для сопровождения какой-либо деятельности, и создавалась «по имманентным законам „музыкально-прекрасного“». Постепенная индивидуализация творчества и проявление в музыке авторского начала стали толчком для становления профессии композитора и дали толчок развитию музыкального языка[1][5][6].
Значимым этапом развития в музыке стал переход от одноголосия (монодии, гетерефонии) к многоголосию, которое подразделяется на два типа:[1]
- полифония — равноправное звучание мелодий (XIV—XVI века, творчество И. С. Баха),
- гомофония — ведущая мелодия на фоне многоголосья (XVII—XIX века).
В первой половине XX века на фоне глобальных цивилизационных перемен и двух мировых войн стали появляться радикальные, авангардные направления в музыке (новая венская школа и другие) в противовес традиционным[7]. Характерными чертами новых течений стало новое понимание музыкальной темы, предполагавшее отказ от классических музыкальных форм — мелодии, тональностей (атональность), модуляционного развития, и использование серийной техники (додекафония)[1][8].
Во второй половине XIX века — первой половине XX века появились и распространились первые средства записи и воспроизведения звуков. Благодаря этому музыка получила широкое распространение и стала доступна не только на «живых» концертах или в виде записанных на бумаге нот, но и в виде пластинок (впоследствии — кассет, дисков, файлов) с записью исполненных музыкальных произведений. Со второй половины XX века благодаря звукозаписи и радиовещанию (впоследствии — благодаря телевидению и интернету) большое развитие получила коммерциализированная популярная музыка.
Вокал
Профессиональные певцы и певицы обладают поставленным голосом. Певческие голоса различаются диапазоном, тембром, силой, наличием высоких или низких обертонов. Классификация голосов производится по тембру и высоте (от высокого к низкому):[9]
- женские голоса — сопрано, меццо-сопрано, контральто;
- мужские голоса — тенор, баритон, бас.
Пение может быть как со словами, так и без слов (вокализ). Слова, накладываемые на музыку, могут быть как в поэтической форме, так и в прозаической:[1]
- в различных песенных жанрах, романсах, ариях, балладах и т. д. используются стихотворные произведения,
- в псалмах, библейских песнях и т. п. используются прозаические формы.
К разновидностям вокальных сочинений относятся:[1]
- сочинения для хора, которые могут исполняться под аккомпанемент или без него, то есть а капелла;
- сочинения для театра: оперы, оперетты, мюзиклы и т. д.
До XIX века отдельные вокальные произведения (кантаты, оратории и др.) создавались в соответствии с тем, как античный оратор композиционно выстраивал свою речь. В частности, в таких форматах писали свои сочинения И. С. Бах и Г. Ф. Гендель[1].
Музыкальные инструменты
Музыка без пения называется инструментальной. Музыкант, играющий на том или ином музыкальном инструменте, может выступать как соло, так и в ансамбле, состав которого может варьироваться от дуэта, трио, квартета и т. д. до большого симфонического оркестра[1].
В общем виде музыкальные инструменты состоят из двух частей:[10]
- вибрирующее тело, являющееся источником звука,
- резонатор, который усиливает звук вибрирующего тела.
Музыкальные инструменты классифицируются по источнику звука на:[10]
- хордофоны (источник звука — колебания струн):
- струнные щипковые (арфа, лира, лютня, гитара, ситар и т. д.),
- струнные смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас),
- струнные ударные (фортепиано, цимбалы);
- аэрофоны (источник звука — колебания воздуха):
- духовые (различные флейты, трубы),
- язычковые (кларнет, саксофон, шалюмо, гобой, фагот, английский рожок и т. д.),
- клавишно-духовые инструменты (гармоника, орган, фисгармония);
- мембранофоны (источник звука — колебания мембраны):
- ударные (барабаны, бубны, литавры);
- идиофоны (источник звука — колебания резонатора):
- ударные (гонги, колокола, безмембранные барабаны, различные сосуды, ксилофон, металлофон, литофоны),
- соударяемые (тарелки, кастаньеты, трещотки, полые стволы),
- сотрясаемые (бубенцы, колокольчики, погремушки),
- фрикционные (скребки и т. п.),
- язычковые (варганы, ламеллафоны).
Распространённой практикой разделения оркестра, сформировавшейся в XIX—XX веках в Европе, является рассадка музыкантов по следующим четырём группам:[10]
- струнные инструменты,
- деревянные духовые инструменты,
- медные духовые инструменты,
- ударные инструменты.
Если группа музыкантов и/или певцов, исполняющая музыкальное произведение, достаточно большая, то ей управляет дирижёр[11].
Музыкальные жанры
Жанры музыки могут определяться в зависимости от внутренних и внешних факторов:[12]
- внутренние факторы, определяющие жанры, связаны с особенностями музыкальной формы (концерт, симфония и др.), с происхождением музыки (фолк-музыка и т. п.), с используемыми композитором приёмами (атональная музыка и т. д.);
- внешние факторы, определяющие жанры, связаны с прикладным назначением музыки (духовная музыка и др.), с тем, как, кем и где музыкальное произведение исполняется (например, струнный квартет и т. п.), со связью музыки с другими искусствами, например, танцем (танцевальная музыка) или поэзией (песенные жанры, оперы и др.).
Осознанное использование жанров композиторами позволяет им не только поддерживать связь с музыкальной традицией, но и вносить дополнительную образность в свою музыку — например, такова «маршевость» произведений Л. ван Бетховена или «вальсовость» сочинений П. И. Чайковского[12].
Нотация
Нотацией называется запись музыки с помощью графем (письменных знаков)[13]. Если посредством табулатуры записывается то, что должен сделать исполнитель на музыкальном инструменте (например, зажать ту или иную струну на определённом ладу), то посредством символической нотации записываются звуки, их длительность и высота, их последовательность, выстраиваемая в определённую мелодию с определённым ритмом[14].
Изначально музыка передавалась в устной традиции. В различное время в качестве физических носителей для записи музыки использовались камень, папирус, бумага, в конце XX века с развитием компьютерных технологий стал использоваться файл[13]. Музыку стали записывать для того, чтобы сохранить её (что надёжнее памяти и позволяет сберечь нюансы, которые могут потеряться при устной передаче) и/или чтобы передать её кому-либо[14]. Так, нотное наследие европейской культуры обеспечило возможность исполнения музыки по первоисточникам и её научного исследования[13].
Обучение музыке
Обучение (в особенности — детей) музыкальной грамоте, пению и игре на музыкальных инструментах широко распространено во всём мире[3]. Дети, которые получают базовое музыкальное образование в музыкальных школах (училищах), могут в дальнейшем получить профессиональное образование в академиях, консерваториях, в вузах театрального искусства и т. д. Высшие музыкальные учебные заведения существуют с XVI—XVII веков[15][16].
Для музыкантов (исполнителей, композиторов, дирижёров), в особенности — для молодых, проводятся музыкальные конкурсы. В 2012 году в женевской Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) было зарегистрировано более 120 соревнований. Первый международный конкурс композиторов и пианистов, который стал проводиться регулярно, был организован в Санкт-Петербурге в 1890 году по предложению российского пианиста, критика и педагога А. Г. Рубинштейна (1829—1894)[17].
Музыкальная индустрия
В настоящее время музыка интернационализирована и широко доступна. Способность музыки передавать эмоции и влиять на них активно используется в современной популярной культуре — в интернете, на радио, телевидении и т. д. Применение может варьироваться от лечебных целей (например, в психиатрии) до коммерческих (например, в рекламе)[3].
Коммерциализация популярной музыки в масскульте привела к созданию мифологизирующих реальность поп-имиджей у известных исполнителей и повсеместному использованию шаблонов и формул при написании песен (шлягеров):[1]
Ориентируясь на интонационные и композиционные шаблоны, эта музыка закрепляет за мелодическими, гармоническими, ритмическими формулами эмоциональные и идейные этикетки, вызывающие однозначную психофизиологическую и поведенческую реакцию аудитории.
Значимым направлением современной популярной музыки является рок, возникший во второй половине XX века. Рок-музыканты стремятся к критическому осмыслению окружающей действительности, они затрагивают более широкий спектр тем, в том числе острых, чем поп-музыка, они не нацелены на захват как можно большей аудитории, как поп-исполнители, однако им также зачастую свойственна активная коммерциализация своего творчества[1][18].
Объём глобального музыкального рынка оценивался в 2021 году в 26 млрд долларов США[19].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 БРЭ, 2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 МЭ, 1976, с. 730.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Britannica, 2022.
- ↑ МЭ, 1976, с. 731.
- ↑ Абсолютная музыка / Лебедев С. Н. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ Автономная музыка / Лебедев С. Н. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2020.
- ↑ Новая венская школа // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ Серийная техника // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ Голос певческий // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Инструменты музыкальные / Есипова М. В. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
- ↑ Дирижирование / Рацер Е. Я. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ 12,0 12,1 Жанр // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Нотация / Лебедев С. Н., Трубинов П. Ю. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ 14,0 14,1 Bent I. D. musical notation (англ.). britannica.com. Encyclopedia Britannica (17 марта 2021). Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Консерватории // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
- ↑ Музыкальные академии // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ Музыкальные конкурсы // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ Рок-музыка / Шестаков Г. Ю. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- ↑ Savage M. The global music market was worth $26bn in 2021 (англ.). bbc.com (22 марта 2022). Дата обращения: 9 ноября 2024.
Литература
- Музыка / Чередниченко Т. В., Чехович Д. О. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- Сохор А.Н. Музыка // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1976. — Стб. 730—751. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).
- Epperson G. music . britannica.com. Encyclopedia Britannica (16 июня 2022). Дата обращения: 9 ноября 2024.