Куйбышевская железная дорога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Куйбышевская железная дорога
Полное название Филиал ОАО «РЖД» — Куйбышевская железная дорога
Годы работы с 26 мая 1936 года
Страна  Россия
Город управления Самара
Состояние действующая
Подчинение ОАО «Российские железные дороги»
Телеграфный код КБШ
Числовой код 63
Протяжённость 11 502,5 км
Сайт http://kbsh.rzd.ru/
Награды Орден Ленина
Глава Дмитриев Вячеслав Витальевич (с октября 2020)
Управление Куйбышевской дороги на Комсомольской площади в Самаре

Ку́йбышевская желе́зная доро́га (КбшЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги», обслуживающий железнодорожную инфраструктуру в регионах Среднего Поволжья. Дорога образована в 1936 году из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги, до 15 мая 1953 года называлась железной дорогой имени В. В. Куйбышева. Управление дороги находится в Самаре.

Первый участок открыт 25 октября 1874 года[1]. Общая протяжённость путей 11 502,5 км, в том числе главных 7 234,8 км.

Обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти. Кроме того в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия.

Большая часть дороги электрифицирована постоянным током (3 кВ) или не имеет электрификации вообще. Переменный ток (25 кВ) используется только на трёх небольших участках, примыкающих к смежным филиалам РЖД и обслуживающихся электроподвижным составом этих дорог, поскольку у Куйбышевской железной дороги нет своих локомотивов и электропоездов, работающих на переменном токе. По этой причине на дороге имеются четыре станции стыкования тока.

История

Здание железнодорожной больницы и Комсомольская площадь в г. Самаре

Первый участок современной Куйбышевской железной дороги (Ряжск — Моршанск) был построен в 1867 году по инициативе тамбовских помещиков и предпринимателей. Вскоре встал вопрос о соединении участка с рекой Волгой. 25 октября (по новому стилю) 1874 года в торжественной обстановке была сдана в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога. Протяжённость Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 вёрст (517 км). На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находилось 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. За сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов до 120 т[1].

В 1877 году линия была продолжена до станции Кинель, через Волгу, где была налажена переправа пассажиров, грузов и багажа летом на пароходах, а зимой на санях по льду. В 1880 году по проекту профессора Н. А. Белелюбского для переправы через Волгу был построен Александровский мост, самый длинный в Европе и самый технически совершенный для того периода. В 1877 году на станции Самара была основана дорожная медицинская служба[2].

В 1888 году дорога от станции Кинель продлена до Уфы, в 1890 до Златоуста, в 1892 году до Челябинска. Соединённые участки составили Самаро-Златоустовскую железную дорогу, управление которой было перенесено из Уфы в Самару. В состав дороги также вошли линии Рузаевка — Рязань (1884), Рузаевка — Сызрань (1898), Инза — Симбирск (1898), Сызрань — Батраки (1900), Часовня-Пристань — Мелекесс (1902), в 1911 году линия Часовня-Пристань — Мелекесс продлевается до Бугульмы, а в 1914 году до станции Чишмы. В 1898 году было открыто по узкоколейной железной дороге к Сергиевским Минеральным Водам, строительством дороги руководил инженер Н. Г. Гарин-Михайловский.

В 1930 годы осуществлена коренная реконструкция дороги, проведено усиление пути, прокладка вторых путей, получены новые паровозы серий Су, Эу, Эм, Эр, и немного позднее более мощные грузовые ФД и пассажирские ИС.

В 1936 году в состав дороги входит участок Дёма — Ишимбаево и присоединены участки Сызрань — Кузнецк и Сызрань — Инза.

В годы Великой Отечественной войны Куйбышевская железная дорога сыграла важную роль, связывая тыл с фронтом. Всего за годы войны на фронт доставлено 443 тыс. поездов (около 20 млн вагонов). Объём народно-хозяйственных грузов составил более 40 млн вагонов. На деньги, собранные тружениками магистрали в Фонд обороны (более 141 млн рублей), было построено 10 бронепоездов и 80 санитарных поездов. По Куйбышевской железной дороге на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье и другие районы страны было перевезено оборудование 1 360 крупных промышленных предприятий, эвакуировано свыше 10 млн человек.

Во время войны на дороге осваивались новые методы работы: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. Для повышения пропускной способности участков с октября 1941 года была введена живая блокировка: в дневное время на перегонах были расставлены сигналисты на расстоянии 800 — 900 м друг от друга, которые ручными сигналами показывали машинистам, занят или свободен соседний участок. Таким образом устанавливалась очерёдность пропуска составов[1].

Моторвагонное депо «Безымянка»

В 1943-44 годах на дороге был электрифицирован для пригородных перевозок первый участок Куйбышев — Безымянка. Для обслуживания электропоездов было построено моторвагонное депо Безымянка (на 1113-м километре от Москвы, в 5 км восточнее станции Безымянка), и организовано два новых остановочных пункта электропоездов: Пятилетка и 139-й км (позднее Заводская, ныне Мирная) в непосредственной близости от вышеупомянутых заводов. Движение электричек было торжественно открыто 7 ноября 1944 года[3].

Срочная электрификация этого внутригородского участка железной дороги была вызвана необходимостью подвоза большого количества рабочих на эвакуированные оборонные заводы, в частности, авиационные заводы № 1 и № 18, находящиеся в нескольких километрах от станции Безымянка, в то время как жилого фонда там ещё не было и рабочие размещались в центре города, в районе старой Самары. Электрификация железной дороги стала важнейшим событием для Куйбышева, в связи с этим Железнодорожная улица, протянувшаяся вдоль железнодорожной линии от моторвагонного депо Безымянка в сторону посёлка Смышляевка, вскоре после войны получила название Электрифицированной, позже, в 1984 году, улица переименована в улицу Литвинова в честь В. Я. Литвинова, директора куйбышевского завода «Прогресс» с 1944 по 1962 годы,.

Электровоз ВЛ10У−163 в депо Самара Куйбышевской дороги

В 1944 году было закончено строительство Волжской рокады Иловля — Саратов — Сызрань — Свияжск. Часть Волжской рокады от Громово до Цильны ныне относится к Куйбышевской железной дороге.

19 июля 1949 года на основании постановления Совета Министров СССР № 3108 от 16.07.1949 г. из состава дороги выделена Уфимская железная дорога, которая 14 июля 1959 года вошла обратно в состав дороги.

В 1951 году электрифицированный пригородный участок был продлён до станции Смышляевка[4].

В течение долгого времени отсчёт расстояний на железной дороге в самарском регионе шёл от станции Батраки. Остановочные пункты пригородных поездов носили такие названия (в скобках указаны названия, существующие с 1951-52 годов)[5]:

  • 113 км (Конструкторская),
  • 116 км (Соцгород),
  • 120 км (Волгарь, позднее Красный Кряжок),
  • 128 км (Речная),
  • 130 км (Толевая),
  • 133 км (Кирпичная, позднее Киркомбинат),
  • 135 км (Стахановская),
  • 137 км (Пятилетка),
  • 139 км (Заводская, позднее Мирная).

В 19531954 годах был электрифицирован на постоянном токе участок Дёма — Кропачёво. К концу 1958 года электрифицирован участок Похвистнево — Куйбышев — Сызрань — Инза. Населённые пункты находящиеся вблизи от железной дороги впервые получали электроэнергию именно от линий питающих тяговые подстанции.

14 июля 1959 года на основании аостановления Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 г. в состав Куйбышевской дороги были включены Уфимская и Оренбургская железные дороги[6]. Несколько позже линии Кинель — Оренбург — Илецк, Оренбург — Орск — Айдырля были переданы из Куйбышевской железной дороги в состав Южно-Уральской железной дороги.

В 1960 — 1970 годах на Куйбышевской дороге была реализована большая программа технического перевооружения: перевод дороги на электрическую и тепловозную тягу, реконструкция узлов и станций, укладка вторых путей. В эти годы проложено 430 км новых линий, 601 км вторых путей, 273 км станционных; электрифицировано 1369 км; включено в электрическую централизацию 5200 стрелок; оборудовано автоблокировкой более 1 тыс. км и диспетчерской централизацией более 1,5 тыс. км.

В 1971 году дорога награждена орденом Ленина.

В 1970-80-х годах на магистрали было построено 270 км новых линий, в том числе Белорецк — Карламан с выходом на Магнитогорск; уложено 525 км вторых путей, 259 км станционных; оборудовано электрической централизацией около 3700 стрелок; введена автоблокировка и диспетчерская централизация на новых участках; уложено 1682 км бесстыкового пути. Свыше 80 % грузооборота стало выполняться электрической тягой.

В октябре 2003 года вместе с остальными 16 дорогами России Куйбышевская магистраль вошла в состав ОАО «Российские железные дороги»[1].

1 июля 2010 года дорога перешла на безотделенческую систему управления, в связи с чем были упразднены все четыре отделения и представительство в Татарстане[7].

В 2011 году закончилась реконструкция моторвагонного депо Безымянка в Самаре, в ходе которой оптимизированы производственные площади, создана поточная линия всех видов ремонта электросекций подвижного состава, реконструирован вагономоечный комплекс и другие производственные помещения. Обновлённое депо Безымянка позволит проводить обслуживание пригородных электропоездов Самарского, Пензенского и Башкирского регионов Куйбышевской железной дороги, а также обслуживать новые электропоезда «Ласточка», поступление которых ожидается в ближайшие 2-3 года. [8]

Структура

Железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги представляет собой две почти параллельные линии, идущие с запада на восток: Кустарёвка — Инза — Ульяновск и Ряжск — Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. От станции Уфа идёт линия до станции Карламан, где разделяется на ветку в сторону Белорецка, Магнитогорска и на ветку в сторону городов Стерлитамака, Салавата, Мелеуза и Кумертау. От станции Аксаково идёт тупиковая ветка в Белебей которая не имеет пассажирского сообщения. Две другие линии дороги Рузаевка — Пенза — Ртищево и Ульяновск — Сызрань — Саратов идут с севера на юг. Границы дороги на этих линиях: Громово (Саратов — Сызрань), Кривозёровка (Пенза — Ртищево). Основные узловые станции дороги: Пенза, Сызрань, Октябрьск, Самара, Дёма, Кинель.

До 1 июля 2010 года[7] в состав дороги входили шесть отделений: Пензенское (Пенза), Рузаевское (Рузаевка), Самарское (Самара), Башкирское (Уфа), Ульяновское (Ульяновск), а также представительство дороги в Татарстане (Набережные Челны). До 1994 года в состав Куйбышевской железной дороги также входило Сенновское отделение, упразднённое и включённое в состав Саратовского отделения Приволжской железной дороги.

1 июля 2010 года[7] было образовано четыре региона:

В состав дороги входят локомотивные депо Моршанск, Самара, Кинель, Октябрьск, Сызрань, Пенза, Дёма, Уфа, Стерлитамак, Ульяновск, Бугульма.

Граничит со следующими железными дорогами:

Начальники

Б. П. Бещев (1942—1944), В. К. Марташов (1945), М. И. Скалин (1945—1949), Е. И. Мальгинов (1949—1953), А. В. Охремчик (1953—1959), В. А. Гарнык (1959—1961)[9][10], Д. С. Сугак (1961—1976), Г. И. Чернов (1976—1986), Э. С. Поддавашкин (1986—1992), А. С. Левченко (1992—2000 и 2007—2009), Е. М. Плохов (2000—2003), В. Г. Лемешко (2003—2007), С. А. Кобзев (2009—2011), Ш. Н. Шайдуллин (2012—2012), С. В. Соложенкин (2013—2016), Р. Ф. Сайбаталов (с декабря 2016)[11][12].

Происшествия

4 июня 1989 года в Башкирии на перегоне Аша — Улу-Теляк произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 Новосибирск — Адлер и № 212 Адлер — Новосибирск произошёл мощный взрыв неограниченного облака широких фракций лёгких углеводородов, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом продуктопроводе Западная Сибирь — Урал — Поволжье. Погибли 575 человек[13].

11 августа 2011 года произошло крушение на перегоне Ерал — Симская участка Кропачево — Иглино, вблизи границы Башкирии с Челябинской областью. Из-за отказа тормозов грузовой поезд № 2707, разогнавшись на крутом уклоне до скорости 136 км/ч, столкнулся с хвостом впереди идущего грузового поезда № 1933. В результате столкновения у поезда № 2707 сошли с рельсов 2 электровоза и 66 из 67 вагонов, погибли оба члена локомотивной бригады, у поезда № 1933 сошли с рельсов 3 последних вагона.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Любовь Романова. 140 лет в пути // «РЖД-Партнёр», № 23 (292), декабрь 2014
  2. Историческая справка о Дорожной клинической больнице станции Самара (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 ноября 2010. Архивировано 25 июля 2015 года.
  3. Как начиналась электрификация Куйбышевской магистрали | История | Гудок. Дата обращения: 3 сентября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.
  4. Архивированная копия. Дата обращения: 3 сентября 2020. Архивировано 6 марта 2019 года.
  5. Суровиков Е. Я. Улицы Самары. — Самара, «Папирус», 1997.
  6. Постановление Совета Министров СССР от 13 июля 1959 г. № 748 «Об укрупнении железных дорог». Дата обращения: 5 апреля 2019. Архивировано 4 апреля 2019 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 Куйбышевская железная дорога перешла на безотделенческую структуру управления, РЖД (01.07.2010). Архивировано 4 ноября 2010 года. Дата обращения 12 июля 2010.
  8. В Самаре открылось депо «Безымянка», готовое принимать поезда «Ласточка»
  9. Юрий Менчик. За особые заслуги. Гудок. Куйбышевский железнодорожник (9 ноября 2018). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  10. Георгий Спевачевский. Человек из МПС. Гудок. Куйбышевский железнодорожник (15 февраля 2008). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  11. Официальный сайт РЖД. Сайбаталов Рашид Фердаусович. Дата обращения: 10 июня 2020. Архивировано 10 июня 2020 года.
  12. Коммерсантъ, 3 июля 2007. Куйбышевская дорога переводит стрелки. Филиалу РЖД меняют начальника. Дата обращения: 10 июня 2020. Архивировано 10 июня 2020 года.
  13. Дмитрий Окунев. 30 лет назад произошла катастрофа на перегоне Транссиба Аша — Улу-Теляк. Gazeta.ru (4 июня 2019). Дата обращения: 4 июня 2019. Архивировано 4 июня 2019 года.

Ссылки