Науз
Нáуз[1] (нáузд[2]) (от глагола «вязать», однокоренное словам «узы» и «узел») в славянском язычестве, а также, возможно, в анатолийских культах и в Галлии — нарочно изготовленный магический предмет (артефакт) в виде узла, завязанного определённым образом. В Древней Руси их изготовление и применение были одним из известных способов колдовства[3] (и апотропеического, в котором они служили как оберег или талисман, и вредоносного, ради порчи)[4][5].
Описание
Наузы делали обычно из кожаных ремешков или из шерстяных нитей. Реже применяли нити из других материалов. Изготовлением наузов занимались особые умельцы — «наузники» и «наузницы»[6]. Для усиления обережного действия в науз могли вплетать различные предметы (камни, деревянные или металлические фигурки животных, птиц, рыб, изображения предметов оружия и домашнего обихода).
С распространением христианства начали употреблять в наузах ладан (который получил особенно важное значение, потому что возжигали в храмах), щепки от посечённых христианских крестов[3]. Все подобные обереги стали называть «ладанками», даже если и не содержали, собственно, ладана[5]. Употребление науза в качестве предохранительного талисмана против сглаза, порчи и влияния демонов связано с убеждением, что оно «привязывает», как бы прикрепляет к носителю оберега здоровье и благополучие[5]. Подобными же наузами привязывали к новорождённым младенцам «дары счастья»[5].
В древности повязка-науз могла означать также прохождение инициации подростками и их новый социальный статус[7].
«Наузом» называли также конское украшение[6] — одну или несколько кистей, повешенных на шнуре или цепочке под шею лошади. Делали из шёлка, прядёного серебра и золота с «ворворками[укр.]» — шёлковыми, золотыми, жемчужными[8]. В старину в этих наузах хранили обереги[6].
Примечания
- ↑ Словарь Макса Фасмера «На́уз род. п. на́уза — амулет, который крестьяне вешали на нательный крест (Мельников); жестяные украшения на шее у лошади, на́уза (ж.) — то же (Преобр.), др.-русск. наузъ, наюзъ — амулет, колдовство (Срезн. II, 343 и сл.), цслав. наѫзъ, др.-польск. nawąz — то же. Из *na-vǫzъ от на и у́за, вяза́ть; см. Преобр. I, 595; Мi. LР 419; Сперанский, Устн. слов. 135»
- ↑ Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля «Науз м. (на-узд?) — часть конской сбруи; кисть, бляха и другие украшения, привешиваемые на ремне или шнуре под шеей лошади; наузный ремень идёт от налобника узды; ныне находим его почти только у азиатцев и турок. Встарину, в наузде хранились обереги от сглазу, призору и порчи, коренья, бумажки с заговорами и прочее, почему наузд означал и привеску, ладанку, оберег или талисман. Науза ж. твер. наузд в значении ладанки, привески. Сухие или порожние концы сотов, заделанная вощина, без мёду. Науза, действ. по глаг. наузить: обрезывать сухие вощины и вставлять их в пустые ульи для почину; колдовать, знахарить, заговаривать, нашёптывать. Назник м. -ница ж. твер. — колдун, ворожея, знахарь. Наузовый, к наузе сотовой относящийся или к наузу, заговору. Наузник и наузень м. — небольшой стоян, кадочка, с наузой или медком, который ставится в лесу, для поимки дичка, дикого роя»
- ↑ 3,0 3,1 Глава 9. Колдовство, Исповедь в России в XIV-XIX вв. - М.В. Корогодина . azbyka.ru. Дата обращения: 13 июня 2021. Архивировано 13 июня 2021 года.
- ↑ Сумцов, ЭСБЕ.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Афанасьев, 1869.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Даль, 1905.
- ↑ Громов Д. Оборотничество у восточных славян: возможные причины возникновения легенд. Мифы и магия индоевропейцев: Альманах / Под ред. А. Платова. Вып. 10. М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. — С. 96—109.
- ↑ Науз, ЭСБЕ.
Литература
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Тип. Грачёва и Комп., 1869. — Т. 3. — С. 429—439, 514—518, 552—555.
- Сумцов Н. Ф. Наузы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Науз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Наузъ // Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — СПб.-М.: Товарищество М. О. Вольфа, 1905. — Т. 2. — Стб. 1271—1272.
- Коваль В.И. Кирилл Туровский – обличитель язычества // Кирилл Туровский и наше время : Сборник материалов к десятилетию Общества Кирилла Туровского. — 2003. — ISSN 985-439-085-3. (недоступная ссылка)
- Валенцова М. М. Узел в традиционной культуре славян // Славяноведение. — 2011. — № 6. — С. 53—59.
- Локшина М. Л. Чудо-узелки. Искусство плетения наузов. — М., 2009. — ISBN 978-5-902825-19-7.
Ссылки