Перейти к содержанию

Апотропеическая магия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дерево, увешанное турецкими амулетами от сглаза

Апотропеическая или апотропическая (греч. ἀποτρόπαιος «отводящее порчу») или отгонная магия — магический ритуал, предназначенный для оберегания от зла (порчи, сглаза). Может создаваться с использованием обрядовых церемоний, заклинаний и заговоров (например, постукиванием трижды по дереву), либо просто путём ношения на теле, а также подвешивания внутри жилища оберега (апотропе́й) и талисмана — предмета, приносящего удачу.

Термин используется в этнографии, археологии и искусствоведении.

Основные типы апотропайонов

«Архангел Михаил», картина Рафаэля. Обратите внимание на изображение морд на наколенных доспехах
  • амулеты нательные
  • изображения на доспехах, одежде, украшениях
  • архитектурные рельефы, статуи, изображения на утвари
  • надписи
    • в иудаизме апотропические свойства имеют имена ангелов, они часто появляются на амулетах, магических надписях и формулах.
  • боди-модификации
    • татуировки

Места для защитных знаков

Как отмечают исследователи, в магическом представлении древних одним из самых уязвимых мест здания является его угол. Поэтому они испытывали необходимость защитить его оберегами: в углы храмов при строительстве закапывались магические предметы[1]. Важное значение имели порог дома, дверной косяк. Углы, места сгиба играли магическую роль и в теле человека. Здесь следует упомянуть колени (так, изображения апотропической головы можно увидеть на элементах доспехов — кнемидах), плечи (например, голова пантеры на доспехах) запястья.

Многочисленные горгульи на углах Нотр-дам в Амьене
Водосток с львиной головой, Парфенон

Темы изображений

  • Изображение глаза;
  • звериные морды: грифон, пантера (связана с культом Диониса[источник не указан 3590 дней]);
    • лев — не только морда, но и лапы и хвост. В Древнем Египте он был стражем ворот храма и царского трона (отсюда у них львиные лапы и хвост). Водостоки крыш храмов имели форму льва[источник не указан 3478 дней]; они должны были в непогоду оберегать святилище от низвергающейся силы Сета.
  • головы мифических чудовищ и богов;
Фаллические нательные амулеты, Римская Галлия

«Уже с первых веков крест имел для христиан совершенно особенное значение — он был символом Христовой жертвы, знаком спасения и потому считался сильнейшим апотропическим символом». (С. Н. Гукова. Знаки приснодевства Богоматери)[1].

  • знаки: ивовые листья, свастика, солнечный диск или перекрестье (Византия)[2];
  • тыквы с вырезанными лицами на Хэллоуин.

Апотропайоны разных народов

Турецкий амулет «назар»

Апотропические действия

Глаза, украшающие нос мальтийской лодки «луццу»
  • Троекратное постукивание по дереву;
  • сплёвывание за левое плечо;
  • скручивание фиги в кармане;
  • после рождения ребёнка в огне нагревали железные предметы (щипцы, ножи, ножницы) и обводили ими все углы, потолок и пол комнаты, где должен был находиться малыш, чтобы отогнать злых духов; в люльку, где спит ребёнок (чаще в изголовье), клали металлические предметы: ножи, ножницы, гвозди и т. п. (Кабардино-Балкария)[3]

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Гукова С. Н. Знаки приснодевства Богоматери Архивная копия от 23 октября 2020 на Wayback Machine // Byzantinoslavica. — Vol. LXIII. — Prague, 2005. — pp. 225—258.
  2. Точное знание и естественные науки в поздней античности и Византии. Дата обращения: 20 марта 2008. Архивировано 30 октября 2020 года.
  3. Обряды и поэзия семейной общины балкарцев и карачаевцев XVI—XIX вв. Архивировано 16 декабря 2007 года. // Малкондуев Х. Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. — Нальчик: «Эльбрус», 2001. — 172 с.