Дерен, Андре
Андре Дерен | |
---|---|
фр. André Derain | |
Гражданство | Франция |
Учёба | Академия Жюлиана |
Стиль | фовизм |
Андре Дерен (фр. André Derain; 10 июня 1880, Шату-сюр-Сен — 8 сентября 1954, Гарш) — французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист[1]. Один из основателей фовизма вместе с Анри Матиссом[2].
Биография
Родился 10 июня 1880 года в Шату-сюр-Сен, северо-восточном пригороде Парижа. Его отец Луи-Шарлемань, производитель мороженого на улице Сен-Жермен, 87, был муниципальным советником. Его мать, Клементина Анжелика Баффе, потеряла нескольких детей в младенчестве, остался только один старший брат, Рене (1870—1890)[3]. Андре был отдан в приёмную семью в Оргевале[фр.]. Учился в лицее Шапталя, начал рисовать примерно в 15 лет[4].
После окончания школы в 18 лет поступил в парижский инженерный колледж, но занятия там прогуливал в Лувре, где познакомился с Анри Матиссом и Альбером Марке. Вместе с ними посещал частную художественную школу Эжена Каррьера в 1898—1899 годах. В 1900 году познакомился с Морисом де Вламинком, с которым его связала долгая дружба.
После долгой службы в армии (1900—1904) художник на два года (1905—1906) уехал в Великобританию, где создал свои знаменитые виды Гайд-Парка и набережных Темзы. Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон). Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905.
В 1906 году познакомился с Пабло Пикассо и поддался влиянию кубизма, что позволило ему стать финансово независимым и жениться на Алисе Принсе, однако многие картины, созданные в этот период Дерен сжег несколькими годами позже. В 1910-е годы в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911—1914, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).
К началу Первой мировой войны обосновался в Авиньоне, отправился на фронт, где служил простым солдатом, однако продолжал писать и в 1916 году даже организовал первую личную выставку. После окончания войны поселился в Париже, наладил дела, приобрел автомобиль и собрал коллекцию произведений искусства, в том числе рисунки Энгра и Сёра.
В 1928 году получил приз Карнеги и стал выставляться в Англии, Германии, США. В 1930-е годы продал всю недвижимость в Париже и переехал в Шамбурси, оставив в столице лишь мастерскую для встреч с любовницами, одна из которых родила от художника сына.
Кроме живописи, Дерен немало внимания уделял и графике. В частности Андре иллюстрировал литературные произведения, а также занимался сценографией и керамикой. К работе в театре художника привлёк С. П. Дягилев — в 1919 году А. Дерен создал эскизы декорации и костюмов для балета «Волшебная лавка» в хореографии Л. Ф. Мясина.
Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны Дерен жил в основном в Париже, и немцы очень добивались его расположения, потому что он представлял престиж французской культуры. Дерен принял приглашение совершить официальный визит в Германию в 1941 году и вместе с другими французскими художниками отправился в Берлин, чтобы посетить нацистскую выставку официально одобренного художника Арно Брекера. Присутствие Дерена в Германии эффективно использовалось нацистской пропагандой, и после освобождения Франции он был заклеймен как коллаборационист и подвергся остракизму со стороны многих бывших сторонников.
Андре Дерен погиб под колесами автомобиля 8 сентября 1954 года, в возрасте 74 лет. За год до этого, в 1953 году, у Дерена обнаружили глазную инфекцию, из-за которой шансов на восстановление зрения у него не осталось.
Примечания
- ↑ Дерен Андре / Крючкова В. А. // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 563. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
- ↑ Sabine, Rewald Fauvism . from Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000–. Дата обращения: 17 декабря 2007. Архивировано 14 декабря 2007 года.
- ↑ Conférence de Geneviève-Javotte Taillade (архивированная версия)
- ↑ Pierre Cabanne, André Derain, Somogy, Paris, 1990, — p. 134.
Литература
- Sutton D., André Derain, L., 1959.