Алхан-Калинское городище
Памятник археологии | ||
Алхан-Калинское городище | ||
---|---|---|
Координаты: 43°15′38″ с. ш. 45°32′07″ в. д.HGЯO | ||
Страна | Россия | |
Селение | Алхан-Кала | |
Архитектурный стиль | Аланская культура | |
Дата основания | II - V века до н. э | |
Статус | Объект культурного наследия | |
|
||
Алхан-Калинское городище — является одним из центральных памятников раннего периода аланской культуры на Северном Кавказе в II—V вв до н. э. и в I—XIII вв н. э., который ввиду размеров, оборонительной системы и большого культурного слоя можно отнести к раннегородской цивилизации. Древний город расположен на берегу реки Сунжи вблизи селения Алхан-Кала в Чеченской Республике. Вследствие проведённых изысканий по мнению академика В. Б. Виноградова и других учёных, именно в этом месте Алхан-Калинского городища находилась столица древнего Аланского государства — город Магас.
История исследований
Российская империя
Пионером по изучению древних культур на территории Чечни считается В. И. Долбежев, преподаватель Владикавказского реального училища. По поручению археологический комиссии он в течение 20 лет (с 1884 по 1904 г.) провёл большие стационарные и разведочные работы по изучению древних памятников Северного Кавказа, от эпохи бронзы до средневекового периода.[1]
Председатель Императорской археологической комиссии А. А. Бобринский провёл исследования в 1888 году в Алхан-Чуртовской засушливой долине. Под его руководством раскопками была охвачена большая территория в районе города Грозного, в селениях Алды, Алхан-юрт, Алхан-кала, Кулары, и далее на юго-запад до города Урус-Мартан. Бобринским было отмечено большое количество крупных курганных могильников.[2] Ряд вскрытых курганов содержали комплексы скифской и сарматской культур. Одним из результатов этих трудов стало открытие на левом берегу реки Сунжи большого городища рядом с поселком Алхан-Кала.
Тогда же несколько курганов в районе города Грозного было исследовано П. С. Уваровой.[3] В одном из курганов возле села Кулары жителями села была обнаружена золотая гривна, состоящая из прута с заходящими друг за друга концами в виде тройных голов животных с открытой пастью. Это украшение, изготовленное в позднескифском или раннесарматском стиле VI—V веков до нашей эры, было выкуплено Просковьей Уваровой и передано на хранение в Государственный Исторический музей.
Советское время
С 1936 года группа археологов, такие как А. П. Круглов, С. Н. Аносова, Ю. В. Подгаецкий и А. В. Мачинский, продолжили проводить раскопки. Во время Великой Отечественной войны исследования прервались, так успешно начатые институтом археологии РАН (ГАИМК) в Чечне. Продолжили работы по изысканию сунженских городищ и Алха-Калинского поселения археологи Т. М. Минаева, Н. И. Штанько и М. П. Севостьянов которые в послевоенное время провели плодотворные разведочные работы[4].
Исследования древних руин Алхан-Калинского городища проводились группой археологов Северокавказской археологической экспедиции Государственного Исторического музея (СКАЭ), а позднее — Института археологии Академии наук СССР. Раскопки проводились под руководством Е. И. Крупнова на окраине селения Алхан-Кала в Грозненском районе. Алхан-Калинское городище крупнейший памятник позднесарматского времени и раннего средневековья. Размеры памятника по периметру внешней линии оборонительных сооружений превышает 1,5 км[5].
Рядом с Алхан-Калинским поселением проходил древний торговый путь. По Алханчуртской долине с севера на запад проходила древняя Черкасская дорога, которая связывала Чёрное море с Каспийским, а Крым — с Дагестаном и Персией. Городище располагается на левом высоком и обрывистом берегу реки Сунжи, охватывая площадь около 100 га. Сохранились небольшие остатки цитадели, три оборонительных рва с въездными воротами. Над внешним рвом фиксируются вал, местами с булыжными и, возможно, сырцовыми кладками. Отмечены следы каменных стен и привратных укреплений. Мощность культурных напластований 1,2-3,3 метра[6].
Археологические раскопки велись на отдельно стоящей площадке городища, которая носит название «Бабушкина горка». Толщина культурного слоя на участке, где проводились работы, превышала 4 метра. В ходе проведение исследования было сделано вскрытие земли на глубину до 1,1 м, что дало обнаружить три наиболее поздних (верхних) строительных горизонта. Там были отмечены останки сооружений, построенных из неформованного сырца и деревянных, покрытых глиной турлучных конструкций, а также большое количество хозяйственных ям, предназначавшихся для сохранения припасов, а в дальнейшем, использовались для утилизации мусора. Разрушения бытовых и хозяйственных построек случались, видимо, в результате часто возникающих пожаров, следы которых многократно наблюдались в раскопе[7].
На основании данных исследований археологами был сделан ряд выводов относительно присутствия у народонаселения, покинувшего памятник, развитой культуры и специализированного гончарного производства. Обнаружение металлургического железистого шлака подтверждает гипотезу о металлургическом производстве. Большое количество костей животных в культурном слое доказывает широкий спектр специализации в животноводстве. Находки зернотерок и высокая плотность местоположения хозяйственных ям свидетельствуют о важной роли земледелия. Также были найдены в культурном слое фрагменты светлоглиняных амфор первой половины III в. н. э., поступавшие на территорию Северного Кавказа из северопричерноморских античных колоний. В последний раз крупные археологические исследования на территории древнего городища в 1965—1968 годах проводил известный археолог, академик Виноградов. Так, Виноградовым на разных участках этого памятника было заложено 11 раскопов, и руководимые им археологические раскопки позволили найти более 24 тысяч артефактов древности[8]. Кроме того, расчищены места пяти капищ, где обнаружено 153 целых курильниц стаканообразной формы[9]. Городище было обитаемо в VII—IV веках до нашей эры и в I—XIII веках нашей эры[9].
Вследствие проведённых изысканий по мнению академика Виноградова и других ученых, таких как Н. А. Караулов, В. Ф. Минорский именно на месте Алхан-Калинского городища располагалась столица древней Алании — город Магас. Эта гипотеза нашла своих сторонников в лице историков Е. А. Крупнова, В. А. Кузнецова, Н. П. Гриценко[10].
На площади Алхан-Калинского градостроительной культуры находится свыше 20 курганов-некрополей, некоторые из которых находятся в разрушенном виде. В данное время существует реальная опасность полного разрушения этого исторического памятника древности[11].
Примечания
Литература
- Алхан-Юрт // Отчет Императорской археологической комиссии за 1882—1888 гг. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1891. — С. CCLII—CCLXIII.
- Арсанукаев Р. Д.[чеч.]. Глава III. Памятники Аланской материальной культуры на территории Чечено-Ингушетии // Вайнахи и Аланы (на правах диссертации). — Грозный, 1990. — 235 с.Архивировано 16 марта 2021 года.
- Ахматова М. Т. Из истории полевого изучения Алхан-Калинского комплекса памятников в Чечне // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. Научный журнал : журнал. — Владикавказ, 2014. — № 11. — С. 61—70.
- Бурков С. Б. Алхан-Калинский комплекс памятников как исторический источник (по материалам научных публикаций и данных полевых отчётов) // Российский Кавказ: социокультурные, экономические и политические аспекты истории, материалы к историко-археологическому изучению региона. Доклады и сообщения 22 международного семинара Кавказоведческой Школы В. Б. Виноградова. / отв. ред. Дударев С. Л. — Армавир: Дизайн-студия Б, 2018. — Т. 10. — С. 159—174. — 214 с. — ISBN 978-5-6041246-4-2.
- Виноградов В. Б. Военно-фортификационные аргументы алхан-калинского Магаса // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. — Армавир: Армавирский государственный педагогический институт, 2003. — Т. 2. — С. 99—104.
- Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 520 с. — 2000 экз.
- Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия. — 2-е издание. — Магас: «Сердало», 2008. — 256 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-94452-084-5.
- Мамаев Х. М., Мамаев Р. Х. О деятельности В. И. Долбежева по археологическому изучению Чечни в 80-х гг. XIX в. // Проблема социально-политического развития народов Северного Кавказа в последней трети XIX - начале XX веков. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны. — Грозный: Чеченский государственный университет, 2014.
- Нарожный Е. И. Локализация города Магаса "продолжает оставаться дискуссионной, а, возможно, и никогда окончательно не решенной" // Apriori. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — Краснодар: ИП Акелян Н. С., 2016. — № 4. — ISSN 2309-9208.Архивировано 12 апреля 2018 года.
- Фоменко В. А. К вопросу о локализации средневекового Магаса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : журнал. — Тамбов: ООО Издательство «Грамота», 2014. — Вып. 11—2. — С. 170—173. — ISSN 1997-292X.Архивировано 18 марта 2021 года.
- Чечня // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями Московского археологического общества / под ред. и с предисл. гр. Уваровой. — М.: Типография А. И. Мамонтова и К°, 1900. — Т. 8 : [Могильники Северного Кавказа графини Уваровой]. — 381 с.
- Белокуров С. А. Выпуск 1-й. 1578 - 1613 гг. // Сношения России с Кавказом.. — М.: Университетская типография, Страстной бульвар., 1889. — 584 с.
Ссылки
- Алхан-Калинское городище . «Достояние планеты» (21 июня 2016). Архивировано 27 ноября 2020 года.
- Археологические исследования Алхан-Калинского городища . grant.rfh.ru (2014). — Карточка проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.
- Байсаров М. В Чечне возобновили раскопки памятника раннего Средневековья - Алхан-Калинского городища . ТАСС (12 августа 2014). Архивировано 11 октября 2021 года.
- Висенгереев М. Магас – город-крепость на Северном Кавказе . ИА Чеченинфо (17 ноября 2009).
- Гущина Т. Археологи ведут раскопки на месте древнего городища в Чечне . «Комсомольская правда» (20 октября 2013). Архивировано 25 апреля 2015 года.