Алзамай (станция)
Станция | |
Алзамай | |
---|---|
Тайшет — Иркутск-Пассажирский | |
Восточно-Сибирская железная дорога | |
55°33′08″ с. ш. 98°39′58″ в. д.HGЯO | |
Регион ж. д. | Тайшетский |
Оператор | ОАО "РЖД" |
Дата открытия | 1897 |
Тип | пассажирско-грузовая станция |
Количество платформ | 2 |
Тип платформ | 1 боковая 1 островная |
Форма платформ | прямая |
Электрифицирована | 1960 |
Ток | переменный, 27500В |
Расположение | город Алзамай |
Установленный километраж | 4586 км |
Код в АСУЖТ | 920708 |
Код в «Экспресс-3» | 2054265 |
Алзама́й — станция Тайшетского региона Восточно-Сибирской железной дороги на 4586 километре Транссибирской магистрали в городе Алзамае Нижнеудинского района Иркутской области.
История
Введена в эксплуатацию 1897 году, когда из Нижнеудинска пришёл первый поезд. Это событие произошло, вероятно, во второй половине лета, поскольку рельсы были уложены от Красноярска до 838-й версты, и первый поезд в Нижнеудинск прибыл в сентябре 1897 года. В 1901 году для снабжения паровозов водой возвели водокачку и водонапорную башню. Она была построена рядом с вокзалом, высотой 22 м, с баком ёмкостью 210 м3. Воду в башенную ёмкость закачивали двумя локомобилями из реки Топорок.
В начале прошлого века станция относилась к V классу.
На месте существующего скверика с лиственницами, у вокзала была построена небольшая церковь Святого Николая. Всё началось с того, что начальник станции И. А. Кон для верующих выписал икону Святителя Николая и приказал установить её в здании вокзала. Дорожный мастер А. К. Шашкевич соорудил под икону киот. Перед иконой стали совершаться богослужения. К возведению церкви приступили в конце 1905 года на средства служащих железной дороги при участии начальника станции. Церковь была одноэтажная и выкрашена масляной краской. Современники отмечали, что её здание было построено в готическом стиле. Кстати, такими были многие пристанционные храмы, возведенные в те годы. 29 июня 1907 года церковь была освящена во имя Святого Николая и приписана к приходу Иннокентьевской церкви села Алзамай.
С установлением советской власти построено паровозное депо. Для производства шпал в 1925 году был организован Алзамайский пункт Нижнеудинского ЛТХ, в 1927 году был организован химлесхоз (позднее ХЛХ) треста «Востсибхимлесзаг.
В 1942 году в Алзамай был переэвакуирован Днепропетровский стрелочный завод, который выпускал стрелочные переводы, так необходимые железнодорожной магистрали для перевозок грузов на фронт. Сейчас это ремонтно-механический завод.
Поезда дальнего следования
По состоянию на декабрь 2019 года через станцию проходят следующие поезда дальнего следования:
Круглогодичное движение поездов
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|---|---|---|
57 | Иркутск — Тайшет | 58 | Тайшет — Иркутск |
71 | Улан-Удэ — Северобайкальск | 72 | Северобайкальск — Улан-Удэ |
77 | Нерюнгри — Новосибирск | 78 | Новосибирск — Нерюнгри |
81 | Улан-Удэ — Москва | 82 | Москва — Улан-Удэ |
87 | Иркутск — Усть-Илимск | 88 | Усть-Илимск — Иркутск |
Сезонное движение поездов
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|---|---|---|
205 | Иркутск — Анапа | 206 | Анапа — Иркутск |
241 | Иркутск — Адлер | 242 | Адлер — Иркутск |
269 | Чита — Адлер | 270 | Адлер — Чита |
Пригородное сообщение
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|---|---|---|
6401 | Нижнеудинск — Тайшет | 6402 | Тайшет — Нижнеудинск |
6403 | Нижнеудинск — Тайшет | 6404 | Тайшет — Нижнеудинск |
Ссылки
- История города Алзамай Архивная копия от 2 февраля 2015 на Wayback Machine