М-12 Восток

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автодорога
М-12 Восток
М12
Основная информация
Страны  Россия
Регион

Москва
Московская область
Владимирская область
Нижегородская область
Чувашия
Татарстан
Башкортостан

Тюменская область
Часть дороги Западная Европа — Западный Китай
Длина 810,32 км (Москва — Казань), 275 км (Дюртюли — Ачит)
 • Построено сентябрь 2023 года: 415 км
Начало Москва (СВХ, р. Пехорка / Косинская эстакада)
Через Владимир, Муром, Арзамас, Казань, Дюртюли, Ачит, Екатеринбург
Конец Тюмень
Дата открытия 2024[1]
Сайт https://roadm12.ru
Внешние изображения
Схема будущих дорог маршрута Западная Европа — Западный Китай

М-12 «Восток» — платная автомагистраль между Москвой и Тюменью. Является частью транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока — «Россия»[2].

Старт строительству магистрали был дан летом 2020 года. Завершение сроков строительства сдвигается по мере смещения конечной точки проекта на восток. 8 сентября 2023 года был открыт проезд от Подмосковья до Арзамаса.

Включена в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ).[3]

Проектные данные

Протяжённость участка автодороги IБ категории Москва — Казань 810,32 км, с четырьмя или шестью полосами движения. Расчётная скорость движения по автомагистрали — 120 км/час, разрешенная на платных участках 110 км/ч. По оценкам, расходы на строительство автодороги составят 540—550 млрд рублей, до 70 % суммы потребуется от государства[4]. Окончание строительства автомагистрали намечено на 2024 год[5].

Магистраль станет дублёром уже имеющейся трассы М7 «Волга»[6].

Строительство разделено на несколько этапов:

  • 0-й этап (66 км) — обход Балашихи и Ногинска;
  • 1-й этап (80 км) — участок от А108 у Орехово-Зуева до пересечения с трассой М7 и южного обхода Владимира[7];
  • 2-й этап (36 км) — обход Владимира с юга от трассы М7 до трассы Р132;
  • 3-й этап (108 км) — от трассы Р132 до города Мурома;
  • 4-й этап (123 км) — от Мурома до трассы Р158 в районе Арзамаса;
  • 5-й этап (107 км) — от трассы Р158 до города Сергача;
  • 6-й этап (132 км) — от города Сергача до трассы А151 у города Канаша;
  • 7-й этап (82 км) — от трассы А151 до трассы Р241;
  • 8-й этап (70 км) — южный обход Казани, от трассы Р241 до перемычки «Шали-Сорочьи Горы». На этом участке будет построен мост через Волгу длиной 3362 м.

Трассу в будущем планируется продлить через Набережные Челны, Дюртюли, Первоуральск в обход Челябинска до Тюмени. В рамках строительства коридора планируется частично использовать существующую сеть дорог, принадлежащих Росавтодору:

  • трасса М7 от Казани до Набережных Челнов уже расширена до четырёх полос в 2018 году;
  • обход Набережных Челнов с мостом через Каму у села Котловка уже начал строиться и будет платным;
  • участок трассы М7 от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном будет капитально отремонтирован;
  • будет построен обход села Верхнеяркеево от границы с Татарстаном до города Дюртюли;
  • от Дюртюлей до Ачита будет построена 4-полосная дорога IБ категории длиной 288 км, которая будет платной. Трасса пройдёт по территории Башкортостана, Пермского края и Свердловской области;
  • от Ачита до Первоуральска трасса Р242 капитально ремонтируется. К 2024 году с 187 км трассы и до Екатеринбурга дорога будет широкой. На подходах к Екатеринбургу трассу расширят до шести полос. В рамках коридора достроят южный участок ЕКАД.

Хроника реализации проекта

Первоначально в направлении Москва — Нижний Новгород — Казань планировалось построить скоростную пассажирскую железную дорогу, но проект укорачивался и многократно переносился из-за слишком высокой стоимости[3].

25 сентября 2018 года президиум совета по нацпроектам под председательством премьер-министра России Дмитрия Медведева одобрил план развития национальной транспортной инфраструктуры, который в том числе включал автомагистраль от Москвы до Казани[8]. Тогда же стало известно об объявлении до конца года конкурсных процедур на предпроектные работы и планировочные решения[9].

В июле 2020 года председатель Правительства России Михаил Мишустин, выступая в Елабуге на совещании по вопросу строительства автодороги Европа — Западный Китай, заявил о начале реализации проекта трассы Москва — Казань[6].

В январе 2021 года в Нижегородской области компания подрядчик приступила к передислокации техники и монтажу вахтовых посёлков[10].

8 сентября 2022 года открыто движение по участку от ЦКАД А-113 (Ногинск) до дороги А-108 (Орехово-Зуево) протяженностью 23 км. Данный участок входит в нулевой этап строительства трассы: от Северо-Восточной хорды до транспортной развязки с А-108 «Московское большое кольцо»[11].

14 октября 2022 года открыто движение по первому пусковому комплексу 2-го этапа М-12 «Восток» от дороги М-7 «Волга» до пересечения с федеральной автодорогой Р-132 «Золотое кольцо». Протяжённость участка составляет 26,1 км, он стал частью платного дублёра Южного обхода города Владимира[11].

13 декабря 2022 года во Владимирской области было открыто движение по участку автодороги протяженностью 58,2 км от пересечения трасс М-12 и М-7 (114-й км) до деревни Столбищи Собинского района (в обход городов Петушки, Костерево, Лакинска, сел Пекши, Ворши и деревни Колокши)[11].

В июне 2023 года началось строительство православной часовни возле съезда к паломническому центру в Дивееве[12]. По словам главы госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, трасса М-12 Москва — Казань станет самой быстрой дорогой к Дивеевскому монастырю[13]. Открытие съезда произошло одновременно с участком до Арзамаса — в 2023 году.

Участок трассы М-12 «Восток» протяжённостью 308 км до Арзамаса открыт 8 сентября 2023 года, 107 км были открыты в 2022 году[14].

Вопросы экологии

Дорога, согласно существующему проекту, должна пройти через ареал обитания серых журавлей вблизи села Барятино в Пильнинском районе Нижегородской области. Эта территория зарезервирована под создание охраняемого ландшафта. Защитники природы требуют проведения трассы в обход неё[15][16][17].

По мнению защитников природы, строительство дороги уничтожит уникальную флору и фауну левобережья реки Клязьмы в районе населённых пунктов Усад, Домашнево и Старое Перепечино Петушинского района Владимирской области[18].

Экономическое значение

По участку Москва — Казань на время строительства будет создано 80 тыс. рабочих мест и еще до 5 тыс. — на этапе эксплуатации дороги.[19]

Время в пути сократится в два раза уже в первый год эксплуатации.[19]

Фотографии

Примечания

  1. ТАСС. Хуснуллин: ускорение строительства трассы Москва-Казань не приведет к удорожанию. Национальные проекты: будущее России (29 июня 2020). Дата обращения: 16 августа 2020. Архивировано 14 августа 2020 года.
  2. Герейханова, А.. Трассу М-12 назовут "Восток", а коридор между Петербургом и Владивостоком - "Россия", РГ (13.12.2023).
  3. 3,0 3,1 Двойной форсаж. В России решили строить дороги еще быстрее. Как это поможет экономике?. «Лента.ру» (4 июля 2020). Дата обращения: 16 августа 2020. Архивировано 16 августа 2020 года.
  4. Ольга Адамчук. Правительство готово прокладывать все новые маршруты от Москвы до Казани. Ведомости (30 сентября 2018). Дата обращения: 16 августа 2020. Архивировано 26 июня 2020 года.
  5. «Автодор» назвал сроки строительства платной трассы Москва — Казань. РБК (25 сентября 2018). Дата обращения: 16 августа 2020. Архивировано 23 января 2021 года.
  6. 6,0 6,1 e Правительство объявило о начале реализации проекта трассы Москва — Казань. РБК (10 июля 2020). Архивировано 18 августа 2020 года.
  7. /видео/ Строительство трассы М12 «Москва-Казань» 0-80 км от А-108 до М7 (этап 1) 22.07.2021. Дата обращения: 2 августа 2021. Архивировано 2 августа 2021 года.
  8. Медведев утвердил строительство скоростного автобана Москва – Казань. РБК (25 сентября 2018). Дата обращения: 16 августа 2020. Архивировано 29 июля 2020 года.
  9. "Автодор" в октябре начнет проектирование платной автотрассы Москва - Казань. ТАСС (25 сентября 2018). Архивировано 29 июля 2020 года.
  10. В Нижегородской области начинается строительство скоростной трассы М-12 Москва-Казань. PRO Город (26 января 2021). Архивировано 26 января 2021 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 Хронология ввода участков. Автодор (2023 год). Дата обращения: 11 июня 2023.
  12. Православный киот начали строить на трассе М-12 в Нижегородской области. ГиперНН (08.06.2023).
  13. Трасса М-12 станет самой быстрой дорогой для паломничества в Дивеево. ГиперНН (26.01.2023). Дата обращения: 11 июня 2023.
  14. Путин запустил движение по участку М-12 от Москвы до Арзамаса. РИА Новости, 08.09.2023.
  15. Экологи: платная трасса Москва — Казань разрушит место скопления журавлей на границе Нижегородской области
  16. Из-за трассы Москва-Казань под угрозой уничтожения оказались серые журавли. Дата обращения: 2 июля 2021. Архивировано 4 июля 2021 года.
  17. «1:0 в пользу журавлей»: экологи отстаивают стоянку редких птиц на пути новой трассы. Дата обращения: 2 июля 2021. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  18. Трасса Москва-Казань уничтожит пойму Клязьмы?. Дата обращения: 2 июля 2021. Архивировано 3 января 2022 года.
  19. 19,0 19,1 М-12. Автодор (2023 год). Дата обращения: 11 июня 2023.

Ссылки