Fairbanks-Morse

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Fairbanks-Morse

Fairbanks Morse and Company — американская производственная компания, действовавшая в конце XIX и начале XX веков. Изначально специализировалась на производстве весов, впоследствии диверсифицировалась в пользу насосов, двигателей, ветряков, кофемолок, мельниц, локомотивов и индустриальных поставок вплоть до своей продажи в 1958 году и использовала торговую марку Fairbanks-Morse.

Корпорация объединяет собой три различных направления, которые могут считаться потомками компании, однако ни одно не является прямым наследником оной. Все виды деятельности разделены между:

Основание и ранняя история

Платформенные весы Fairbanks-Morse

Fairbanks Morse and Company начала своё существование в 1823 году

Fairbanks-Morse Windmill

В штате Висконсин, Л. Вилер (англ. L. Wheeler) создал надёжное устройство ветряного водяного насоса — Eclipse windmill[англ.]. Сразу по окончании Гражданской войны он открыл мастерскую в После этого он открыл мастерскую в городе Белойт (Висконсин). Вскоре полмиллиона ветряков были установлены по всему западу, а некоторые из них оказались аж в Австралии. Примерно в то же время сотрудник Fairbanks & Company Чарльз Хосмер Морзе[англ.] открыл новый офис в Чикаго, из которого началось завоевание новых рынков сбыта и разработка новых линеек продуктов. Как ступень в этом развитии Морзе привёл Вилера и его ветряки под крыло Fairbanks company. Позднее Морзе стал партнёром в Fairbanks Company и, к концу 19 века, компания стала называться Fairbanks Morse & Company имея свой штаб-квартирой офис в Чикаго. Канадская ветвь появилась с приходом дилерской сети в Монреаль, а в 1876 году там была создана и производственная линия.

Расширение рынка в производство двигателей

Бензиновый двигатель Fairbanks T

В конце 19 века компании начали своё развитие на запад США. Одновременно с этим начала расширяться и номенклатура производимой продукции, которая теперь включала пишущие машинки, ручные тележки, железнодорожные велосипеды, насосы, трактора и различные инструменты и устройства для складских и транспортных нужд. Компания стала крупным поставщиком, обеспечивающим поставки оборудования вплоть до готовых систем «под ключ»: инструменты, трубопроводы, измерители и счетчики, прокладки, запчасти, клапана и трубы. В 1910 году их каталог состоял из более чем 800 страниц. В 1890-х компания начала производить двигатели на нефти и лигроине. Бензиновые двигатели Fairbanks Morse получили признание фермеров. Эти моторы дали возможность значительно улучшить такие виды деятельности как ирригация, генерация электроэнергии и нефтедобыча. Небольшие электрогенераторы, строившиеся компанией, были весьма популярны. Fairbanks Morse развивала это направление, и в 1893 году перевела двигатели на керосин, в 1905 году на коксовый газ, в 1913 году электрогенераторы получили полу-дизельный двигатель, и в 1924 году они стали полностью дизельными. В 1914 году компания начала производство одноцилиндровых моторов Model Z с мощностью в 1, 3 и 6 л. с.. Вскоре он был сделан и в варианте 20 л. с. (15 кВт). В последующие 30 лет их было произведено более полумиллиона единиц. Model Z нашла своё применение у фермеров, а Model N стала популярна в стационарных установках. Компанией так же были предприняты попытки войти на рынки автомобилей, тракторов, кранов, телевидения, радио и холодильников, однако результаты были не заслуживающими особого внимания.

1910 Model H.

После истечения срока действия американской лицензии Рудольфа Дизеля в 1912 году, Fairbanks Morse плотно вошла в сферу построения двигателей. Бо́льший двигатель Model Y построенный по полудизельной схеме стал стандартом для шахт и фабрик по переработке сахара, риса и древесины. Model Y производилась в вариантах от одного до шести цилиндров или, в эквиваленте мощности, от 10 л. с. (7,4 кВт) до 200 л. с. (150 кВт). Его развитие — модель Y-VA — был дизельным двигателем с высокой компрессией и холодным стартом, а также первой «чистой» разработкой Fairbanks Morse, созданной без привлечения международных патентов. Он был разработан в Белойт и представлен публике в 1924 году. После этого линейка двигателей пополнилась судовым двигателем CO (большое количество этих 100-сильных двигателей использовалось на филиппинских паромах) и моделью E (использовавшимся на фабриках) — модернизированным дизелем модели Y. Во время Первой мировой войны, было заказано 60 единиц судовых двигателей CO 30 л. с. (22 кВт), установленных на британские рыболовецкие суда-обманки для выманивая немецких подводных лодок в зону действия их 6" пушек. Именно благодаря этому Fairbanks-Morse стала основным производителем двигателей и разработала системы для применения в железнодорожном транспорте и судостроении. Разработка тепловозов, буксиров и судов в 1930-х годах в значительной мере благоприятствовало развитию компании.

Судовые дизельные двигатели

дизеля Fairbanks-Morse со встречным движением поршней на подводной лодке USS Pampanito (SS-383).

Непосредственно перед Второй мировой войной Fairbanks-Morse разработали судовой двигатель со встречным движением поршней. Он поставлялся Флоту США в больших количествах, и преимущественно использовался в постройке субмарин.[1][2][3][4] Во время войны Fairbanks-Morse достигла 60-го места среди корпораций США по объёму поставок военных заказов[5]. Они установлены на подводных лодках типов «Лос-Анджелес», «Огайо» и «Сивулф»[6]. В дополнение к двигателям со встречным движением поршней (установлены на кораблях береговой охраны типа «Гамильтон»[англ.]), Fairbanks-Morse лицензировала Pielstick (применённые на десантных кораблях-доках типа «Уидби Айленд» и десантных транспортах-доках типа «Сан-Антонио»), Alco (установлены на USCGC Polar Sea (WAGB-11)[англ.]), и дизельные двигатели M.A.N..[4][7]

Локомотивы

Вскоре после выигрыша своего первого контракта от ВМС США, компания разработала двигатель 5x6 мощностью 300 л. с. (220 кВт), применявшегося в моторизированных вагонах, ходивших на Baltimore and Ohio Railroad, Milwaukee Road[англ.], и нескольких линиях ещё. Два таких двигателя были установлены на экспериментальный маневровый тепловоз капотной компоновки, созданный Reading Railroad[англ.] (#87, построенный в 1939 году St. Louis Car Company[англ.], или SLCC, и списанный в 1953 году). Так же на их базе был построен маневровый тепловоз, использовавшийся на собственных предприятиях Fairbanks-Morse.

моторизированный вагон Fairbanks-Morse Model OP800[англ.]
H-10-44[англ.] Milwaukee Road #760 (первоначально #1802), первый локомотив Fairbanks Morse созданный на собственном заводе. В настоящее время находится в Железнодорожном музее Иллинойса[англ.] в полностью рабочем состоянии.

В 1939 году на базе двигателей F-M 8x10 мощностью 800 л. с. (590 кВт) SLCC построила шесть мотовагонов Model OP800[англ.]. В 1944 году Fairbanks-Morse начала производить маневровый тепловоз для сортировочных станций H-10-44[англ.] мощностью 1000 л. с. (740 кВт). Как и остальные производители локомотивов в военное время, Fairbanks Morse and Company подпадала под ограничение по типам и количеству производимых железнодорожных устройств. По окончании Второй мировой войны все североамериканские железные дороги начали замену своих устаревших паровозов в пользу тепловозов, что сильно укрепило позиции их производителей. Virginian Railway[англ.] первыми выбрали продукцию Fairbanks Morse, отказавшись от услуг таких компаний как EMD и Baldwin.

В декабре 1945 года Fairbanks Morse and Company создала свой первый кабинный дизельный локомотив двойного назначения как прямого конкурента ALCO PA[англ.] и EMD E-unit[англ.]. Постройка тепловозов с осевой формулой A1A-A1A и мощностью дизеля 2000 л. с. (1500 кВт) была передоверена General Electric по причине нехватки места на заводе Fairbanks Morse and Company в Висконсине. GE начала постройку локомотивов на своем заводе в Эри (Пенсильвания) (англ. Erie) что и дало тепловозам имя «Erie-built»[англ.]. Для создания визуально впечатляющего кузова этого тепловоза Fairbanks Morse and Company прибегла к услугам промышленного дизайнера Раймонда Лоуи. Линейка этих тепловозов, впрочем, была лишь условно успешна. До 1949 года было продано лишь 82 кабинных и 28 бескабинных секции, на чём их производство и закончилось. Потомок Erie-built производились уже в Белойт и были разработаны с нуля. Результатом, появившимся в январе 1950 года, стал FM Consolidated line[англ.] или «C-liner» (одно из наиболее известных изделий компании).

Первый заказ на C-liner’ы пришёл от New York Central Railroad[англ.], а следом за ними пришли Long Island Rail Road, Pennsylvania Railroad, Milwaukee Road[англ.] и New Haven[англ.]. Так же локомотивы F-M по лицензии производились Canadian Locomotive Company. CLC обеспечивала выполнение заказов железных дорог Canadian Pacific и Canadian National. С началом массового производства стали очевидными недостаточная механическая надёжность и плохой сервис поддержки. Основными проблемными зонами оказались склонные к отказам генераторы мощностью 2400 л. с. (1800 кВт) производства компании Westinghouse, и быстро изнашивавшиеся цилиндры двигателей в совокупности со сложностью обслуживания. В дополнение ко всему, железнодорожники стали отказываться от идеи тепловозов кабинного типа и стандартизировали дизайн маневровых локомотивов как у конкурирующих EMD GP7 или ALCO RS-3.

«Train Master[англ.]», построенный Canadian Locomotive Company. 1953 год.

К 1952 году, поток заказов в США иссяк и количество выпущенных единиц составило всего 99, однако в Канаде эти тепловозы оставались популярными — особенно на железной дороге CP, и их производство продолжалось вплоть до 1955 года. Несколько вариантов их производилось только Canadian Locomotive Company и канадские железнодорожные линии получили 66 единиц. В 1953 году Westinghouse анонсировала своё намерение покинуть рынок железнодорожного оборудования, частично из за проблем с генераторами для F-M. Это сразу сделало дальнейшее производство C-liner’ов бессмысленным без редизайна, а благодаря тому, что они и так были не сильно востребованы, производство было свёрнуто.

Fairbanks Morse продолжили производство тепловозов с дизайном маневровых локомотивов, включая серию Train Master[англ.], однако это дало лишь частичный успех на рынке. Финансовые проблемы и внутрисемейные дрязги владельцев компании сильно ослабили её, что, в совокупности с тяжелой конкуренцией со стороны продукции EMD как то, к примеру, их F unit[англ.], на фоне заканчивающегося перевооружения с паровой тяги на дизельную, вкупе с дорогостоящей экскурсией на рынок пассажирских локомотивов в виде не оправдавших затрат на разработку P12-42[англ.], привело компанию к закономерному выходу с железнодорожного рынка. В США продажи локомотивов Fairbanks закончились в 1958 году, а последний проданный отправился в 1963 году в Мексику. В 1965 году CLC была переименована в «Fairbanks-Morse Canada» и, после забастовки в 1969 году закрыта.

Послевоенная генераторная продукция

Здание Fairbanks-Morse Building Саскатун (Канада).

Продолжая направление деятельности первой половины двадцатого века, Fairbanks Morse продолжила создание бензиновых и дизельных электрогенераторов, как дополнение к продукции канадских насосного и двигательного подразделений, работавших на обустройство ферм, фабрик и шахт.

Были основаны экспортные офисы в Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе. В Мексике была открыта фабрика, строившая двигатели model Z вплоть до 1970-х. Австралийское подразделение, действовавшее по принципу канадского, позволило начать процветать овечьим фермам. В 1902 году в Сиднее открылась Cooper Sheep Shearing Machinery Ltd, ставшая агентом Fairbanks Morse в Южном полушарии.

Компания продолжала продажи ветряных насосов Eclipse в Северной Америке до тех пор, пока они не вышли из употребления в 1940-х с массовой электрификацией сельского хозяйства. Недорогое электричество сняло необходимость генерировать электроэнергию на месте, что повлекло за собой падение спроса не малые и средние дизельные электростанции. И, хотя многие из электростанций Fairbanks Morse благополучно дожили до конца двадцатого века, модернизация, закрытие региональных предприятий и электрификация поставили слишком высокие планки.

В 1956 году начались внутрисемейные ссоры сыновей Чарльза Морзе за контроль над компанией, что повлекло за собой слияние Fairbanks-Morse и Penn-Western в 1958 году. Следующие несколько десятилетий продолжалось скольжение под гору и, в результате, ресурсы компании были распроданы, а подразделения упразднены. Региональные офисы были закрыты, что сильно подорвало привлекательность продукции компании для покупателей, так как новая эра не предполагала модели «один центр продаж». Автопроизводители, тракторостроители и создатели локомотивов тут же заняли освободившийся сегмент рынка. Это окончательно подорвало рентабельность компании, которая вскоре и была продана.

Современное состояние

В 1958 году Fairbanks Morse and Company объединилась Penn-Texas Corporation, организовав Fairbanks Whitney Corporation. В 1964 году Fairbanks Whitney была реорганизована в Colt Industries, получив своё имя от Colt Manufacturing — производителя оружия и собственности Penn-Texas. В 1988 году, подразделение Fairbanks Morse Pump было продано частным инвесторам и стало независимой фирмой Fairbanks Morse Pump. Вскоре после этого — в 1997 году — она была приобретена Pentair[англ.] и стала частью General Signal Pump Group. В том же 1988 году бизнес по производству весов был продан Colt Industries и стал независимой компанией Fairbanks Scales[англ.].

В 1990 году, Colt Industries продала свой оружейный бизнес C.F. Holdings Corp как Colt’s Manufacturing Company, Inc. и стала Coltec Industries. В 1999 году Coltec объединился с корпорацией BFGoodrich, оставив имя BFGoodrich. В 2002 году, как часть процесса по отделению неаэрокосмических подразделений, BFGoodrich начала раскрутку подразделения, занимающегося разработкой промышленных товаров EnPro Industries[англ.] Inc. а сама осталась Goodrich Corporation. На текущий момент EnPro является патентной компанией Fairbanks Morse Engine.

Как результат, на данный момент, существует три отдельных компании использующих имя и торговую марку Fairbanks или Fairbanks Morse, ведущих свою родословную от оригинальной Fairbanks Morse and Company. Fairbanks Scale и Fairbanks Morse Pump имеют общего прародителя — E & T Fairbanks Company.

См. также

Примечания

  1. Pinkepank, 1973, p. 323.
  2. Jane, 1994, p. 290.
  3. NavSource USS Finback SS-230. Photographic History of the U.S. Navy. NavSource Naval History. Дата обращения: 3 марта 2013. Архивировано 16 сентября 2013 года.
  4. 4,0 4,1 Fairbanks-Morse Company (недоступная ссылка). Marine Diesel Engines. Tugboat Enthusasts Society of the Americas. Дата обращения: 3 марта 2013. Архивировано 21 февраля 2013 года.
  5. Merton, 1962, p. 619.
  6. Adcock, 1993, p. 40.
  7. NavSource USS Whidbey Island LSD 41. Photographic History of the U.S. Navy. NavSource Naval History. Дата обращения: 4 марта 2013. Архивировано 23 октября 2013 года.

Литература

  • Pinkepank, Jerry A. The Second Diesel Spotter's Guide. — Milwaukee, Wisconsin: Kalmbach Publishing Co., 1973. — 459 с. — ISBN 0-89024-026-4.
  • Wendel, C.H. Fairbanks Morse: 100 years of engine technology. — Lancaster, Pennsylvania: Stemgas Publishing Co., 1993. — 175 с.
  • Wendel, C.H. A history of Fairbanks, Morse & Company. — Atkins, Iowa: Old Iron Book Co., 1982. — Vol. 2. — 98 с. — (Power in the past). — ISBN 0-94280-401-5.
  • McCurtie, Francis E. Jane's fighting ships of World War II. — New York: Crescent Books/Random House, 1994. — 320 с. — ISBN 0-517-67963-9.
  • Adcock, Al. U.S. ballistic missile subs in action. — Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, 1993. — 50 с. — ISBN 0-89747-293-4.
  • Merton J. Peck, Frederic M. Scherer. The weapons acquisition process: an economic analysis. — Boston, Massachusetts: Division of Research, Graduate School of Business Administration, Harvard University, 1962. — 736 с.
  • Fairbanks-Morse 38D8 Diesel Engine (недоступная ссылка). PSRM Diesel Locomotives. Дата обращения: 1 января 2006. Архивировано 26 мая 2006 года.

Ссылки