Хильдерик I

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хильдерик I
франкск. *Hildirīk;
лат. Childericus I, фр. Childéric I
Изображение Хильдерика I с бронзовой медали работы Жана Дасье. Около 1720 годаИзображение Хильдерика I с бронзовой медали работы Жана Дасье. Около 1720 года
457/458 — 481/482
Предшественник Меровей
Преемник Хлодвиг I

Дата смерти 481/482
Место смерти Турне
Род Меровинги
Отец Меровей
Мать неизвестна
В браке Базина Тюрингская
Дети сыновья: Хлодвиг I
дочери: Альбофледа, Лантехильда, Аудофледа
Отношение к религии германское язычество

Хильдерик I — король франков приблизительно в 457/458 — 481/482 годах; из династии Меровингов.

Хильдерик был королём одного из племен салических франков и правил на территории с центром в Турне. Он, предположительно, был сыном легендарного короля Меровея, по имени которого первая династия Франкского государства получила наименование Меровингов. Хильдерик I является первым франкским королём, существование которого подтверждено не только письменными, но и материальными историческими источниками. В 1653 году в Турне была найдена гробница Хильдерика I.

В союзе с римским военачальником Эгидием воевал с вестготами (463 год), затем с саксами. Сочетая кратковременные союзы и продолжительные военные компании Хильдерик I в качестве военачальника распространил своё влияние на северную Галлию и, весьма вероятно, заполучил контроль над старой римской провинцией Вторая Белгика. Погребение Хильдерика в Турне определённо увековечило двойственность его положения, поскольку содержало как франкское оружие, так и римские монеты, инсигнии магистрата и кольцо-печатку, на которой он был изображён в экипировке римского воина[1].

Имя «Хильдерик» переводится с франкского языка как «Сильный в битве» или «Мощный воитель»[2].

Правление

Обстановка в Галлии

На момент начала правления Хильдерика I в Галлии складывалась следующая политическая ситуация. Когда в 455 году главнокомандующий римскими войсками в Галлии Авит был провозглашён императором и отбыл в Рим, ранее находившийся под его командованием Эгидий принял его должность. Во время краткого правления Авита и во время правления следующего императора Майориана с которым Эгидий был дружен (они вместе служили в армии Аэция), военачальник в Галлии оставался верен Риму. Всё изменилось после того как в 461 году умер или был убит император Майориан, римское войско в Северной Галлии отделилось от правительства в Равенне и от военачальника Рицимера, по своему усмотрению назначавшего императоров. Поскольку территорию к югу от Луары заняли вестготы, а юго-востоком Галлии овладели бургунды, римская область в Северной Галлии оказалась как бы изолированной, что также способствовало её отделению. Между римскими войсками Эгидия и салическими франками продолжали действовать условия договора, заключённого ещё во время правления Хлодиона. Очевидно, римлян и франков объединяла опасность, которой грозили им нападения саксов на побережье, и попытки вестготов продвинутся за Луару. Кроме франков союзниками Эгидия были поселившиеся в Арморике (позднейшая Бретань) бритты и осевшие в районе Орлеана аланы.

Предположительное распределение земель в Галлии на 481 год

Легенды о Хильдерике

Если о Хлодионе и Меровее и об их правлении практически ничего не известно, то о Хильдерике уже есть сведения, правда, довольно скудные у Григория Турского, заимствованные им, видимо, из «Анналов» города Анже (Анжера), не дошедших до нашего времени. Григорий не сообщал, в каком году Хильдерик стал королём в Турне, наследовав рано умершему Меровею. Имя Хильдерика так же, как и имена первых франкских королей окружено легендами, в которых народное воображение весьма вольно обращается с историческими фактами. Эти легенды были известны Григорию Турскому и Фредегару, и они сохранили для нас по крайней мере крупицы информации, которые могут оказаться полезными. Существует предание, что Хильдерик и его мать были уведены в плен гуннами и лишь верность и преданность франка по имени Виомад (Виомадий) помогли ему спастись[3]. Это характерный тип преданий, известны много других примеров — о спасении из плена благодаря хитрости и ловкости верного слуги или оруженосца. Но следует отметить, что историческая обстановка отображена очень точно. Вполне могло случиться так, что Хильдерик, тогда ещё мальчик, был схвачен и уведен в плен, когда Аттила вторгся в Галлию. По-видимому, часть истории является правдивой; вероятно, Хильдерик действительно провёл какое-то время при гуннском дворе. А если так, тогда не он, а его отец Меровей был участником сражения на Каталаунских полях в 451 году.

Видения Хильдерика I и королевы Базины. Иллюстрация из Больших французских хроник. Экземпляр Карла V Мудрого. Около 1375—1380 годов. Национальная библиотека Франции, отдел рукописей. Париж

Другая легенда о Хильдерике касается его женитьбы. Имя его супруги — Базина (Басина). Она была матерью великого Хлодвига. Относительно её реального существования сомнений быть не может. Имя матери Хлодвига должно было остаться в истории, кроме того, нам известно, что в более поздние времена у Меровингов присутствовало имя Базина. Но существует любопытная легенда о том, кем была Базина и как на ней женился Хильдерик. Утверждают, что Хильдерик вёл распутную жизнь и совершил столько актов насилия над женщинами, что франки вознегодовали, и он был вынужден бежать. Но ещё до его бегства преданный Виомад решил во время его отсутствия подготовить почву для возвращения Хильдерика. Они разрубили золотой слиток, и Виомад должен был послать свою половину Хильдерику, как знак того, что пришло время возвращаться. Хильдерик нашёл убежище в Тюрингии у короля Базина и его супруги Базины. А франки тем временем выбрали королём римского военачальника Эгидия. Из-за махинаций Виомада правление Эгидия было тревожным и непопулярным. Согласно Фредегару, Эгидий по совету Виомада обложил франков тяжёлыми налогами и казнил 100 человек. Спустя восемь лет франки стали с большим сожалением вспоминать о своём ссыльном монархе. Тогда Виомад послал свою половину слитка. Хильдерик вернулся на свою землю и снова стал править. Вскоре после этого Базина покинула супруга и бежала к Хильдерику. Когда он спросил, зачем она это сделала, женщина ответила: «Потому что я знаю, как ты храбр. Если бы я думала, что есть человек храбрее тебя, пусть даже за морем, я бы искала его». Тогда Хильдерик взял её в жены[4][5].

Прибытие к Хильдерику королевы Базины. Большие французские хроники (летописи Сен-Дени). Около 1400—1405 годов. Музей Конде,Замок Шантийи

Этот рассказ — всего лишь легенда, какие бы факты за ним ни стояли. Вероятно, в нём соединились две разные легенды. Не возможно не заметить несочетаемость диалога между Хильдериком и Базиной с тем, что было раньше. Хильдерик жил при её дворе восемь лет, и всё же спрашивает, зачем она явилась, словно не имеет никаких предположений на этот счёт. Диалог же, по сути, предполагает, что они раньше не были знакомы. Может статься, что легенда о встрече Хильдерика с Базиной не имеет связи с историей о его бегстве в Тюрингию. Комбинация двух преданий была сделана позже. И конечно, абсурдно или, в лучшем случае, крайне маловероятно, что Базина действительно была супругой тюрингского короля. Базин и Базина — так, должно быть, звали брата и сестру, но вряд ли это были имена короля и королевы. Базин, или, вернее, Бизин, король Тюрингии, был реальной исторической личностью, мы располагаем бесспорными свидетельствами его существования. Вероятно, сходство имен — Базин и Базина — и связь обоих с историей о Хильдерике стала причиной сплетения двух легенд. На основании одной можно заключить, что Базина — имя супруги Хильдерика и матери Хлодвига. Оригинальная легенда изображает её пришедшей к королю франков — как царица Савская прибыла к Соломону. Но мы не знаем, откуда она пришла. Другая легенда — о ссылке Хильдерика в Тюрингию и франках, подчинившихся римскому военачальнику Эгидию, — безусловно, имеет исторический мотив, и мы сможем выделить её основное значение. Заметим для начала, что представление Эгидия вполне гармонирует с историческими обстоятельствами правления Хильдерика.

Золотые пчёлы из гробницы Хильдерика. Голова и грудь из золота, крылья инкрустированы гранатами. На оборотной стороне застежка

Ведь так же, как римским антагонистом Хлодиона был Аэций, римским антагонистом Хильдерика был Эгидий. История о том, что франки добровольно выбрали Эгидия своим правителем, может быть всего лишь легендарным объяснением римского успеха в кампании. Если Эгидий вытеснил франков и вернул империи занятые ими территории, заставив подчиниться имперской власти, приукрасить такое унижение, весьма неприятное для национальной гордости, как говорится, сам бог велел. Так появилось бегство короля и свободный выбор нового правителя. Главный факт, который мы можем установить, заключается в том, что при Хильдерике имело место на короткое время отступление франков и возрождение имперской власти в Северо-Восточной Галлии. Но легендарная ссылка или бегство Хильдерика в Тюрингию тоже должно было иметь под собой некую историческую основу. Если франки отступили под натиском Эгидия, это значит, что территория, на которую Хлодион распространил свою власть, была возвращена Римской империи, значит, власть Хильдерика опять сосредоточилась в прежнем регионе — к северу от Угольного леса (Сильва Карбонария), то есть на земле, которую сами франки знали как Тюрингию. Отпор, полученный франками на западе, в результате которого они были вынуждены уйти с недавно обретенных территорий на восток, во франкскую Тюрингию, явился историческим мотивом истории о ссылке короля. А двойное значение Тюрингии стало обстоятельством, определившим характер легенды. Хильдерик из истории был вынужден отступить в Тюрингию — это стало историческим отправным пунктом для создания легенды. Только Тюрингия считалась Восточной Тюрингией, отсюда отступление Хильдерика трансформировалось в ссылку к иностранному двору. Мотив для этой ссылки был найден в тираническом правлении короля, которое, в свою очередь, дало мотив для выбора франками Эгидия своим королём[6]. Это должно, вероятно, пониматься таким образом, что франки в какой-то форме подчинились его авторитету императорского полководца. Известно, что летом 458 года Эгидий вместе с франками взял Лугдун (современный Лион), выбив оттуда бургундов. При этом город был жестоко разграблен.

Хильдерик — союзник римлян

Перстень, найденный в 1653 году в гробнице в Турне с изображением Хильдерика и надписью «Childerici Regis». В числе прочего был украден из музея, но сохранились его изображение и гипсовая копия, по которым он был впоследствии воссоздан. Национальная библиотека Франции, Париж

Сражение при Орлеане

За исключением этих полулегендарных сообщений Григория Турского, о первых годах правления Хильдерика больше ничего не известно. Спустя несколько глав, посвящённых церковным делам, Григорий кратко сообщает, что Хильдерик вёл войну под Орлеаном[7]. Видно, что предыдущие и последующие события правления Хильдерика в повествовании франкского хрониста не очень связаны между собой; видимо, источником для них служили краткие исторические записи города Анже, не дошедшие до нас. Григорий не говорит, когда и против кого сражался Хильдерик. По-видимому, речь идёт о сражении при Орлеане в 463 году, в котором Эгидий разбил вестготов. Вестготский король Теодорих II решил воспользоваться наступившей неразберихой в Галлии и расширить свои владения на север. Эгидий отступил за Луару, преследуемый братом короля вестготов Фридерихом, но при Орлеане, получив подкрепление в виде отрядов франков Хильдерика и аланов, повернул назад и разгромил вестготов. В этой битве пал и Фридерих[8][9]. После чего Эгидий и его союзники отбросили готов за Луару. Это значит, что Хильдерик и его франки сражались как члены федерации Римской империи в великой битве при Орлеане, в которой Эгидий нанес поражение вестготам. Относительно этого все ведущие авторитеты едины во мнении. Это факт гармонично сочетается с выводом, который мы делаем на основании легенд, а именно что Эгидий восстановил имперскую власть над территориями, на которые вторглись франки. И франки оказались под властью империи[10].

Саксонская угроза

Правление короля Хильдерика I по времени совпало с началом периода англосаксонского завоевания. Эти морские разбойники нападали не только на остров Британия, но и на северное побережье Галлии. Римскому населению Галлии, состоявшему в союзе с франками Хильдерика, постоянно приходилось отражать их набеги. Так саксы под командованием племенного вождя Одоакра вторглись в Арморику. Саксонские моряки заняли острова на реке Луаре, между Сомюром и Анже, и оттуда совершали нападения на римлян. Осенью 464 года от эпидемии чумы умер Эгидий, оставив сына по имени Сиагрий. Хильдерик стал союзником его преемника, римского военачальника комита Павла. Воспользовавшись сменой власти, Одоакр захватил Анже и получил из этого города, а также и из других мест заложников[7][11].

Новое наступление вестготов

В 467 году римским императором стал Прокопий Антемий — ставленник императора Восточной империи Льва I. Новый император прилагал все силы. чтобы восстановить контроль над Галлией. Так, он направил против аланов, обитавших в районе Орлеана, полководца Рицимера, за которого он выдал свою дочь. В первой же битве он нанёс поражение всему множеству аланов и королю их Беоргу, перебив их и уничтожив[12]. Однако вскоре между Антемием и его зятем Рицимером возникла открытая борьба за власть, что ещё более усложнило и без того непростую ситуацию в Галлии.

Этой ситуацией решил воспользоваться новый король вестготов Эйрих, сменивший своего брата Теодориха II, и вознамерился подчинить себе всю Галлию — предположительно, за исключением бургундских земель. В 468 году префект претория Галлии Арванд, не признавший «греческого императора» Антемия, изменил ему и заключил союз с готским королём. Обнаружив это, император Антемий потребовал помощи у бриттов. Король бриттов Риотам с двенадцатитысячным войском прибыл из Британии, высадился с кораблей и проследовал в окрестности Буржа, чтобы попытаться защитить римскую провинцию Аквитанию Первую с Луары. Ему навстречу поспешил король Эйрих, ведя за собой бесчисленное войско. Ещё до того, как римляне соединились с бриттами, при Деоле (ныне предместье города Шатору на Эндре) произошла битва, в которой бритты потерпели поражение. Остаткам их войска пришлось бежать к бургундам, в то время римским федератам[13]. Однако Павел с помощью франков Хильдерика выступил против вестготов и унёс с поля боя богатую добычу[7].

Разгром саксов

Затем Павел и Хильдерик выступили против саксов Одоакра, захвативших Анже и его округу. Павел в этой битве с саксами был убит, а Хильдерик захватил город. Причём от вспыхнувшего в городе сильного пожара сгорел епископский дом[7]. Саксы обратились в бегство, преследуемые римлянами и франками, и многих своих оставили на поле боя, сражённых мечом. Франки захватили и разорили острова саксов, при этом убили много народа. После этого Одоакр заключил союз с Хильдериком, и вместе они покорили алеманнов, захвативших часть Италии[14][15].

Срок правления Хильдерика и его отношение с церковью

После 468 года Хильдерик, вождь салических франков, исчезает с исторической сцены. В анналах больше его имя не встречается, и Григорий Турский, в своём труде опиравшийся на эти анналы, больше не приводит о нём никаких сведений, за исключением того что умершему Хильдерику наследовал его сын Хлодвиг I[16]. Книга истории франков отводит Хильдерику срок правления, равный 24 годам, впрочем, из-за позднего времени составления этой книги, их точность вызывает сомнения. В соответствии с этим срок правления Хильдерика I принимается между 457/458 и 481/482 годами.

Несмотря на то что франки ещё не были христианами, источники свидетельствуют о мирном и добрососедском сосуществовании франков и романского населения, исповедующего ортодоксально-никейское христианство. Уже при Хильдерике христианская церковь в области салических франков получила особые права. Григорий Турский отмечает, что романское население страстно желало подчиниться власти франков[17]. Дело в том, что франки были единственными из завоевателей Галлии, не исповедовавшими арианскую веру, поэтому ортодоксально-никейское духовенство не противилось их вторжению.

Фрагменты скрамасакса из могилы Хильдерика I (реконструкция). Национальная библиотека Франции

Смерть и гробница короля

Романская церковь Сен-Брис, в окрестностях которой была найдена гробница Хильдерика

Умер Хильдерик (вероятно, в возрасте 40 лет) в 481 году в Турне. Его могила была найдена 27 мая 1653 года при земляных работах по строительству приюта вблизи церкви Сен-Брис. В этой гробнице сохранились боевой топор, два меча (короткий — скрамасакс и длинный — спата), копьё, щит, а также ценные ювелирные изделия, такие как золотая брошь-застёжка плаща, золотой браслет, порядка 300 маленьких золотых кулонов в виде пчёл, служащих украшением парчового плаща, и кошель с 90 золотыми солидами чеканки времён императоров Восточной Римской империи, начиная с Феодосия II и до Зенона. Золотые ручки мечей и маленькие пчёлы были инкрустированы гранатом-альмандином. Найден был также скелет мужчины ростом не менее 180 см, носившего на пальце кольцо с именной печатью, где значилось «Childerici Regis» («Короля Хильдерика»)[18], что чётко доказывает принадлежность могилы данному королю.

Рисунок некоторых сокровищ, найденных в гробнице Хильдерика I. 1. Меч, 2. Франциска, 3. Пика, 4. Орнамент, 5. Пряжки, 6. Кольца

Находки были представлены эрцгерцогу Леопольду Вильгельму фон Габсбург, бывшему в то время правителем Испанских Нидерландов. Врач герцога Жан-Жак Шиффле (1588—1673), увлекающийся археологией, подробно описал найденный клад и сопроводил его хорошими гравюрами. В 1655 году он опубликовал книгу на латыни «Anastasis Childerici I. Francorum regis» («Воскрешение Хильдерика I, короля франков»). После своей отставки в 1656 году Леопольд Вильгельм увёз найденные сокровища с собой в Вену. После смерти эрцгерцога клад был передан в дар Людовику XIV в 1665 году и хранился в королевской библиотеке (позже Национальная библиотека Франции).

После французской революции Наполеон, как символ победы над Бурбонами, заменил их гербовые лилии изображениями пчёл из могилы Хильдерика.

В ночь с 5 на 6 ноября 1831 года в музее было совершено ограбление. Были похищены сокровища из могилы Хильдерика и некоторые другие ценные предметы (всего около 80 килограммов). Большую часть похищенного воры переплавили. Лишь небольшую часть клада, в том числе двух пчёл, удалось найти. Из многочисленных артефактов, которые находились в гробнице, на сегодняшний день в оригинале сохранилось только несколько предметов. Однако благодаря подробным описаниям и рисункам Шиффле, а также некоторым репродукциям из Вены, удалось реконструировать внешний вид и размер похищенного.

Базина и Хильдерик

При раскопках в 1980-х годах было найдено ещё несколько гробниц, принадлежащих к этому же франкскому кладбищу. Кроме того, на расстоянии 15 — 20 м от предполагаемой гробницы Хильдерика нашли остатки нескольких принесённых в жертву лошадей без упряжи. Их датировали концом V века и относят ко времени Хильдерика. Это истолковывается как свидетельство того, что Хильдерик не был христианизирован.

Жены и дети


Династия Меровингов
Abeilles de Childéric Ier.jpg
Предшественник:
Меровей
король
салических франков

457/458 — 481/482
(правил 24 года)
Abeilles de Childéric Ier.jpg
Преемник:
Хлодвиг I

Примечания

  1. Новая Кембриджская история Средних веков. — Т. 1. Часть 1. — С. 266.
  2. Лебек С. Происхождение франков. V—IX века. — С. 1.
  3. Фредегар. Хроника, кн. III, 11.
  4. Григорий Турский. История франков, кн. II, 12.
  5. Книга истории франков, 6—7.
  6. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 167—170.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Григорий Турский. История франков, кн. II, 18.
  8. Галльская хроника 511 года, 638
  9. Марий Аваншский. Хроника, 463 год.
  10. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 170.
  11. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 170.
  12. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 236—237.
  13. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 237—238.
  14. Григорий Турский. История франков, кн. II, 19.
  15. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 171.
  16. Григорий Турский. История франков, кн. II, 27.
  17. Григорий Турский. История франков, кн. II, 23.
  18. Беляев Л. Христианские древности: введение в сравнительное изучение. — СПб.: Алетейя, 2020. — С. 316. — ISBN 978-5-89329-323-4.

Литература

Ссылки

Исторические карты