Хадиан

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Таб-Эл»)
Хадиан
VIII век до н. э.
Предшественник Бен-Хадад III
Преемник Рецин

Хадиан — царь Арама, правивший в 775740 гг. до н. э.

Правление

Впрочем, ассирийские цари не оставили Сирию в покое. В 775 году до н. э. они совершили поход к «Кедровым горам», то есть куда-то в район Ливана, причём прошли через территорию Арпада. В 773 году до н. э. полководец Шамши-илу от имени Салманасара IV (но вполне возможно, что по собственной инициативе) сражался против войск царя Арама Хадиана.

Более опасным для арамейских государств Сирии стало в это время возвышение Израиля. Это возвышение связано с царём Иеровоамом II, который взошёл на трон Самарии в 784 году до н. э. Он успешно воевал с Арамом и, по-видимому, с Хаматом. Арам потерял часть своей территории, и оба арамейских государства, вероятно, на какое-то время признали верховную власть израильского царя[1]. На дамаскском троне в это время сидел, видимо, тот же Хадиан, который сражался с ассирийским полководцем. Его отношение к дому Хазаэла неизвестно. После этого на несколько лет царство Арам исчезает из источников, и мы ничего о его истории не знаем[2].

Отождествление Хадиана с Таб-Элем

В историографии существует мнение о тождестве Хадиана с неким Таб-Элем; якобы Хадиан — это имя из ассирийских источников, а Таб-Эль («Благой Бог» на арамейском языке), — его арамейское имя. Имя Таб-Эль известно из Книги пророка Исаии, где царь Израиля Факей и царь Арама Рецин восклицают: «пойдём на Иудею и возмутим её, и овладеем ею и поставим в ней царём сына Тавеилова»[3]. Вот этого Тавеила (Таб-Эля) своё время Г. Винклер отождествил с отцом Рецина. Якобы царём Иудеи было намечено поставить Рецина, якобы сына Таб-Эля. Поскольку никакие другие цари Арама между Бар-Хададом III и Рецином в Библии не упоминаются, этот Таб-Эль отождествлялся с Хадианом, упомянутым в ассирийском источнике. Вот на таких основаниях, скорее всего восходящих ещё к работам историков XIX века, и возникла ассоциация Хадиана с персоной по имени Таб-Эль. Однако следует признать, что нигде более в Библии Рецин не назван сыном Тавеила и этот «сын Тавеила» (также нигде более не упоминаемый) мог быть кем угодно, а не обязательно Рецином. Так что и отождествление Хадиана с Тавеилом (Таб-Элем) с точки зрения современной исторической науки не имеет под собой оснований.

Примечания

Литература

  • Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.

Ссылки