Люли

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Люли
Современное самоназвание Muğat
Расселение  Таджикистан,  Узбекистан,  Туркмения,  Казахстан,  Киргизия,
 Россия:  Татарстан
Язык мугатский диалект таджикского языка, местные языки
Религия ислам суннитского толка
Родственные народы другие группы цыган
Происхождение цыгане-дом
Женщина-люли с ребёнком в Самарканде

Люли́ (самоназвание — мугат[1]) — одна из восточных ветвей цыган, распространённых в Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и на юге Киргизии; также их можно встретить в России и Афганистане. Язык люли, — «лавзи мугат», — является этнолектом таджикского языка, он выполняет роль тайного языка, арго; также они часто владеют языками страны проживания. По вероисповеданию — мусульмане-сунниты.

Традиционные занятия: кустарные ремёсла, в том числе ювелирное, торговля животными, гадания, сбор вторсырья, попрошайничество, музыка. В советское время были заняты в строительстве, сельском хозяйстве, на производстве. Участвовали в ВОВ. Образовательный уровень традиционно низкий, хотя отдельные представители получают среднее и высшее образование. Существует тонкая прослойка интеллигенции и духовенства. Средний уровень жизни крайне низкий, хотя есть отдельные представители среднего класса и даже зажиточные люди.

Название

Этимология слова «мугат», вероятно, восходит к арабскому слову «язычник, огнепоклонник»[2]. Окружающие народы именуют их люли, джуги, мултони, мазанг и тавоктакош[1]. Слово «люли» — тюркское[3].

История

Мугат являются одной из этнических групп цыган-дом и имеют общих предков с цыганами-рома и лом[4].

Среди легенд, которые люли рассказывают о своём происхождении, наиболее популярна история о том, что они являются потомками инцеста брата Лю и сестры Ли (отсюда и название народа), также встречается история о том, что люли были музыкантами при дворе падишаха, но когда они не смогли продолжать работу по старости, их изгнали из дворца[5].

Российская империя

Люли в Заравшане, 1880-е годы

Время появления люли в Центральной Азии однозначно не установлено; в Бухаре они жили по меньшей мере с XIV столетия[6], ташкентский квартал люли Очават также существовал уже в Средневековье[7]. Бухарские люли-музыканты упомянуты в документе 1863 года[8].

Осознавая себя отдельной этнической группой, традиционно ассоциируют себя также с цыганами в русском понимании этого слова, однако утратили этноним «дом». В XX веке среди мугат распространилась идея о родстве с индийцами[9]. Большинство люли Узбекистана считают себя узбеками[9]. Цыгане России не воспринимают мугат за родственников[10][11], их презрительно именуют «люляйки», «люлишки». Люли Казахстана и Кыргызстана, в свою очередь, часто выступают резко против именования себя цыганами, считая, что другие цыганские группы бросают на них тень своей наркоторговлей[12].

Первые описания люли появились у российских военных, описывавших Центральную Азию и среднеазиатских цыган: Афанасия Гребёнкина (1872) и Леонида Соболева (1874)[13]. В Кунсткамере хранится около 70 фотографий мугат 1870—1930-х годов[14]. Среди первых исследователей люли был путешественник и антрополог Александр Вилькинс[14].

До насильственного закрепления, проводимого советскими властями, люли летом кочевали по степям, ненадолго останавливаясь на базарах и торгуя как с другими кочевниками, так и с оседлыми народами, а зимой останавливались в сартских поселениях[15]. Они попрошайничали, гадали, изготавливали бытовые предметы на продажу и оказывали медицинские услуги, выступали в людных местах, на праздниках и свадьбах, торговали ослами и лошадьми[15][16].

Ремесленники-мугат именовались «косиб» и жили оседло у кишлаков и городов в глинобитных или каркасных жилищах, разбивая летние палатки у других поселений, однако позже эта группа исчезла[17]. Косиб делились по основному ремеслу на обработчиков древесины, кузнецов, изготавливающих решётки, плели чачваны, делали решёта, сита, бубны, лопаты, ложки и другие вещи[18].

Кочевые люли летом передвигались таборами по 5—10 семей и жили в палатках или шалашах, а зимой останавливались в городах у родственников или на съёмном жилье[18]. Женщины плели чачваны, попрошайничали и гадали, а мужчины торговали, батрачили и изготовляли ювелирные украшения[19].

СССР

Люли не участвовали в революционных событиях, предпочитая откочёвывать от мест, захваченных РККА[20]. Советские учёные выделяли у люли группы «мугат», «гурбат», «джуги», «люли», «мультани» и «мазанг», при этом в переписях обычно выбрать ни одну из них не разрешалось; исключением стала перепись 1959 года, в которой насчитали около 10 000 люли[21]. Ещё в досоветское время мугат начали формировать свои кварталы в городах, называемые «махалля»[22].

Власти насильно привязывали мугат к земле и стремились встроить в советскую экономику; в 1926 году им были выделены земельные участки, в 1920—1930-х годах создавались цыганские колхозы[23]. Ввиду криминализации частной торговли им запрещалось заниматься традиционными промыслами, а низкий уровень образования и социальный статус означали, что единственные доступные профессии — работа в колхозах и на фабриках — для них обычно не представляли интереса[24]. Иногда всё же люли-работники успешно трудились и делали карьеру, в том числе вступали в КПСС и избирались депутатами[25]. К 1950 году все мугат имели паспорта и оформляли документы своим детям; эта ситуация изменилась после распада СССР[26].

В советское время все дети люли посещали по крайней мере начальную школу и умели читать; в 1938 году несколько люли уже окончили высшие учебные заведения[26]. Историк-мугат Хол Назаров в 1970 году защитил диссертацию о влиянии Октябрьской революции на среднеазиатских цыган[27].

Во время Второй мировой войны мугат, как и остальные цыганские группы, не призывались в Красную армию, однако некоторые мужчины уходили на фронт добровольцами[28]. Имеются сведения о добровольной службе люли по призыву[26].

После распада СССР

Женщина-люли с ребёнком на набережной Булак в Казани

В постсоветском пространстве люли стало ещё сложнее зарабатывать на пропитание, так как большинство работ требует школьного образования, получить которое детям из нищих семей крайне тяжело; в результате основным методом заработка для них стало попрошайничество[29]. При этом жилищные условия мугат Центральной Азии не отличаются от средних: в 2013 году все мугат Узбекистана владели собственным жильём, 98 % проживали в частных домах, остальные — в квартирах, городские мугат относятся к низам среднего класса[30]. В то же время имеется сильная диспропорция в образовании: уровень образования люли катастрофически упал, многие молодые взрослые неграмотны[31].

В Узбекистане женщины-мугат берут с собой курильницы для трав («хазор-испанд») на базары и в магазины, проводя там небольшие ритуалы против злых духов, продавая амулеты и занимаясь знахарством[32][33]. Женщины нередко мигрируют в Казахстан на несколько месяцев в году, где снимают квартиры и попрошайничают, продают утварь и гадают[32]. Некоторые из них отправляются в Москву на заработки, но там намного сложнее найти жильё, из-за чего им приходится спать на вокзалах и в других неприспособленных для этого местах[32]. Ещё одно современное занятие люли, преимущественно мальчиков, — сбор мусора и перемещение его на городские свалки за небольшое вознаграждение от муниципальных властей[34]. Иногда вместо того, чтобы везти мусор на дальнюю свалку, его оставляют в центре квартала мугат[35].

В советское время в паспортах мугат указывались как «таджики», в том числе в Киргизии, однако после межэтнического конфликта 2010 года обычно указываются преимущественно как «люли»[36]. Из-за того, что люли постоянно подвергаются агрессии со стороны других этносов, они обычно не протестуют, когда их называют или записывают таджиками[37]. Одной из причин, по которой многие дети-мугат не посещают школу, является требование властей фотографировать детей и оформлять им документы, что упрощает их преследование властями[38]. Среди других — языковая политика (к примеру, в Узбекистане таджикоязычные дети вынуждены учиться на неродном для них узбекском языке)[39][40]. Существуют мугатские школы, но их количество и число преподавателей в них абсолютно недостаточно для обучения даже половины живущих рядом детей-мугат[40].

Согласно официальным данным, в 2000 году в Узбекистане проживало 5000 люли, однако отчёт Комитета по искоренению расовой дискриминации ООН утверждает, что их 50 000[41]. Согласно таджикским властям, в их стране в 2010 году проживало 2300 люли, согласно данным из Кыргызстана на 2009 год там жила тысяча люли[41]. Эти данные сильно занижены: так, в 2014 году работающая в Кыргызстане организация «Семья каждому ребёнку» указывала на то, что в южной части страны 6000 детей-мугат не имеют документов[42]. В России люли живут почти во всех регионах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Астрахани и других городах; они строят лагеря и деревни, не получая для этого требуемых официальных разрешений, из-за чего их выселяют и преследуют власти[43]. При этом в ФМС отмечается, что многие из них стремятся получить документы и легализоваться в России[10].

Культура

Комплекс социокультурных норм мугат именуется «номус»[44]. Н. В. Бессонов отмечает, что люли контактны, миролюбивы и гостеприимны; в Узбекистане их считают дружелюбными, склонными к многодетности, но при том холодными, ленивыми, глупыми и склонными к воровству[45]. В России мугат считают ворами и опасными людьми[46]. В Таджикистане и Узбекистане в целом люли воспринимают как «своих», в Казахстане — как «чужих», в Кыргызстане они имеют промежуточный статус[47]. Казахстанцы часто относятся к мугат резко негативно, что подпитывается соответствующим тоном сообщений в СМИ[48].

Для предотвращения нападений и изнасилований у люли появилось множество обычаев и суеверий, призванных обезопасить себя: они стараются выглядеть неопрятно, носят грязную рваную одежду, распускают слухи о том, что среди них обычны каннибализм и инцест[44]. В одежде и причёске мугат перенимают особенности живущих по соседству народов, однако уже в XIX столетии зафиксирована характерная женская причёска с разделёнными на прямой пробор волосами и двумя косами[49]. Мужчины носили халаты, рубахи и шаровары, женщины — юбки, платья, халаты, головные платки и шали на плечах[50].

Многие обычаи люли сходны с обычаями цыган-рома: суд-сходка для разбора конфликтов, наличие представителя для внешнего мира, клановость (деление на большие роды), наличие светских имени и фамилии. Кланы мугат именуются «топ» или «топар» (от «табор»), они состоят из уругов (родов)[51]. Мугат предпочитают селиться компактными группами, без смешения с представителями других народов[52]. Если межнациональные браки всё же случаются, считается допустимым только брак мужчины-люли и женщины из этнического меньшинства (армянки, кореянки, русской, украинки и так далее)[47].

Свадьба обычно происходит в семье невесты, но расходы при этом несёт семья жениха; церемонию проводит мулла[53]. За невесту платят «ширпули» (выкуп)[53]. Сведения о свадебной традиции дарить невесте мешок для попрошайничества и клясться отдавать собранное свекрови, по всей видимости, не соответствуют реальности[54]. В семейной жизни супруги не обращаются друг к другу по имени, используя слово «мугат-зан» (женщина-мугат) для жены и формулу «„отец“ + имя первого ребёнка» для мужа[53]. Физическое насилие над жёнами не принято. Люли патриархальны; хотя женщины не закрывают лицо и тело, а также свободно перемещаются без махрама, они стараются не покидать дом в одиночестве, чтобы не вызвать ревность мужчин[44]. Многожёнство встречается редко, не чаще, чем у народов-соседей[54].

Похороны проводят по мусульманским канонам, однако во многих мусульманских странах имеют собственные кладбища или отделённые участки общих кладбищ[53].

Экономическая деятельность

Основной доход семьи обеспечивают женщины: они попрошайничают, просят объедки и металлолом, из которого изготавливают затем утварь на продажу, а также торгуют на рынках и занимаются мелким воровством[55], в обязанности мужчин входит воспитание детей и домоводство. Мужчины также собирают металлолом, стеклотару и пластик, нанимаются на сезонные работы (часто на стройки) и работают носильщиками, занимаются мелкой торговлей, в том числе насваем[33]. Число люли-предпринимателей невелико, но некоторые представители этого этноса держат небольшие ювелирные, металлообрабатывающие и деревообрабатывающие компании, торговые палатки на рынках, конезаводческие хозяйства[56]. В Таджикистане имеется группа профессиональных музыкантов-мугат, в том числе певец Мазбут Норкулов[56].

Добывая пропитание, мугат играют различные роли в зависимости от обстоятельств: попрошайка может пойти к мечети и надеть паранджу, представляясь больной старухой-мусульманкой, в другое время надевая открытое платье для торговли на базаре[38]. Вопреки популярным представлениям о богатстве попрошаек и «баронах», которым они приносят свой заработок, средняя сумма получаемого подаяния в Душанбе составляет 1 USD в день, в Алматы — 2—3 USD в день[57]. «Баронами», видимо, посчитали мужчин, занимавших позицию руководителя кочевой группы, однако современные люли перестали путешествовать такими группами[58].

Многие люли вспоминают советские времена с ностальгией, говоря, что предпочли бы иметь постоянную работу, однако в отсутствие карьерных перспектив им остаётся только просить милостыню[59]. В то же время попрошайничество не считается зазорным в их обществе, они часто рассказывают легенду о том, что Бог отдал причитающееся им богатство другим народам, разрешив люли просить «свою долю» у других[57].

Бо́льшая экономическая активность женщин в обществе люли вызвана, среди прочего, распространённостью морально-этической системы пурда, ограничивающей вход мужчин во многие мусульманские районы[60]. Для защиты от нападений женщины-мугат стремятся представить своё тело как ритуально грязное, неприкасаемое, но при этом оставляют намёки на владение колдовством; носят грязную и потёртую одежду, а также берут с собой младенцев[60]. Люли стараются посещать только знакомые районы, в которых к ним относятся лучше, чем в остальных; в Оше они избегают кыргызских районов, маршруток, а также мест с многоэтажными домами (тёмные лестницы представляют опасность), предпочитая узбекские и смешанные микрорайоны в центре города[61].

Летом женщины, принадлежащие к одному уругу или топару, собираются группами по 5—15 человек и отправляются просить милостыню и собирать металлолом в другие области страны проживания, эта практика именуется словом «шаманда»[62]. Во время шаманды пожилые опытные женщины руководят группой, следя за соблюдением обычаев, а также взаимодействуя с надёжными местными жителями: пожилыми водителями, владельцами жилья, которые согласны сдать его группе люли, и так далее[63].

Некоторые мугат стремятся покинуть традиционное общество, при этом им приходится скрывать своё этническое происхождение, мимикрировать под представителей других этносов внешне и избегать потенциально опасных мест[64]. Они часто принимают «нейтральные» имена или модифицируют свои имена под кыргызское, узбекское или таджикское произношение[65]. Чтобы обезопасить себя, эти люли используют нарратив о том, что уруги их этноса сильно отличаются между собой, и утверждают, что их уруг не занимается попрошайничеством[66]. С другой стороны, образованные мугат нередко подчёркивают своё происхождение и заявляют об индоарийских корнях, чтобы избежать дискриминации со стороны всех остальных этносов и не позволять их представителям перепутать люли с сепаратистами[67].

Религия

В XIX веке мугат соблюдали основные практики ислама и посещали мечети, однако имамов выбирали из узбеков и таджиков[2].

По свидетельству С. М. Габбасова, однозначно определяя свою веру как ислам, современные люли не проявляют сильного религиозного рвения: многие не совершают намаз, редко знакомы с Кораном, знают и используют малое количество молитв. В прошлом женщины-мугат не закрывали лица, но начали это делать в наше время, видимо, в связи с усилением религиозности в странах Средней Азии. Однако более свободное поведение женщин заметно до сих пор: «они не отворачиваются и не уходят при виде незнакомца, свободно разговаривают с мужчинами, включаются в мужскую беседу, даже в присутствии незнакомого лица», свидетельствует С. М. Габбасов[68]. В XXI веке большинство люли делают сыновьям обрезание, постятся в Рамадан, молятся на таджикском языке о своих повседневных заботах, некоторые совершают хадж[53]. Мугат строят себе отдельные мечети, но имамами там обычно работают мужчины, не имеющие религиозного образования[53].

Люли в Киргизии

Люли проживают в Ошской области Киргизии. Большая часть населения живёт за чертой бедности, попрошайничает. Дома дети общаются на родном языке, обучение ведётся на узбекском, русском и киргизском языках. Многие не имеют образования[69][70]. Многие не имеют документов, женщины часто стараются их не получать по соображениям безопасности[71].

Язык

Основной этнический язык называется «лавзи мугат» или «араби», это диалект таджикского языка с санскритскими элементами[2][65]. Он полностью вытеснил домари, которым мугат не владеют[4]. Одной из особенностей лавзи мугат является использование намеренно непонятных другим слов для распространённых понятий: кыргызы именуются там «калту», русские — «лигор», узбеки — «дегой»[65]. При этом в лавзи мугат имеются сильные диалектные различия: жителей Бухары не понимают в Ташкенте и Самарканде[72].

Люли многоязычны, хотя многие из них не умеют читать и писать[66]. После межэтнического конфликта 2010 года почти все мугат страны овладели кыргызским, узбекским и/или таджикским языками, используя лавзи мугат только в общении с другими люли, либо как тайный язык в случае опасности[65].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ozierski, 2014, с. 81.
  2. 2,0 2,1 2,2 Прищепова, 2013, с. 123.
  3. Marushiakova, 2016, с. 34.
  4. 4,0 4,1 Ozierski, 2014, с. 82.
  5. Marushiakova, 2016, с. 55.
  6. Qoryogdiev, 2022, с. 76.
  7. Marushiakova, 2016, с. 35.
  8. Marushiakova, 2016, с. 35—36.
  9. 9,0 9,1 Qoryogdiev, 2022, с. 81.
  10. 10,0 10,1 Ozierski, 2014, с. 87.
  11. Marushiakova, 2016, с. 61.
  12. Marushiakova, 2016, с. 54.
  13. Boboyorov, 2020, с. 92.
  14. 14,0 14,1 Прищепова, 2013, с. 122.
  15. 15,0 15,1 Boboyorov, 2020, с. 94.
  16. Buttino, 2012, с. 70—71.
  17. Прищепова, 2013, с. 123—124.
  18. 18,0 18,1 Прищепова, 2013, с. 124.
  19. Прищепова, 2013, с. 124—125.
  20. Buttino, 2012, с. 66, 68.
  21. Boboyorov, 2020, с. 93.
  22. Ozierski, 2014, с. 83.
  23. Прищепова, 2013, с. 127.
  24. Buttino, 2012, с. 71.
  25. Buttino, 2012, с. 75.
  26. 26,0 26,1 26,2 Marushiakova, 2016, с. 42.
  27. Marushiakova, 2016, с. 43.
  28. Buttino, 2012, с. 72.
  29. Buttino, 2012, с. 88—89.
  30. Marushiakova, 2016, с. 36.
  31. Marushiakova, 2016, с. 42—43.
  32. 32,0 32,1 32,2 Buttino, 2012, с. 89.
  33. 33,0 33,1 Marushiakova, 2016, с. 38.
  34. Buttino, 2012, с. 89—90.
  35. Buttino, 2012, с. 90.
  36. Boboyorov, 2020, с. 106.
  37. Boboyorov, 2020, с. 94, 106.
  38. 38,0 38,1 Boboyorov, 2020, с. 101.
  39. Buttino, 2012, с. 91—92.
  40. 40,0 40,1 Marushiakova, 2016, с. 44.
  41. 41,0 41,1 Ozierski, 2014, с. 84.
  42. Ozierski, 2014, с. 84—85.
  43. Ozierski, 2014, с. 86—87.
  44. 44,0 44,1 44,2 Boboyorov, 2020, с. 104.
  45. Qoryogdiev, 2022, с. 78.
  46. Ozierski, 2014, с. 85.
  47. 47,0 47,1 Marushiakova, 2016, с. 50.
  48. Marushiakova, 2016, с. 51.
  49. Прищепова, 2013, с. 122, 125.
  50. Прищепова, 2013, с. 124, 125.
  51. Boboyorov, 2020, с. 103.
  52. Boboyorov, 2020, с. 95.
  53. 53,0 53,1 53,2 53,3 53,4 53,5 Marushiakova, 2016, с. 48.
  54. 54,0 54,1 Marushiakova, 2016, с. 46.
  55. Boboyorov, 2020, с. 95, 98, 100, 101.
  56. 56,0 56,1 Marushiakova, 2016, с. 39.
  57. 57,0 57,1 Marushiakova, 2016, с. 40.
  58. Marushiakova, 2016, с. 47.
  59. Marushiakova, 2016, с. 41.
  60. 60,0 60,1 Boboyorov, 2020, с. 98.
  61. Boboyorov, 2020, с. 99—100, 109.
  62. Boboyorov, 2020, с. 102.
  63. Boboyorov, 2020, с. 102—103.
  64. Boboyorov, 2020, с. 104—106.
  65. 65,0 65,1 65,2 65,3 Boboyorov, 2020, с. 107.
  66. 66,0 66,1 Boboyorov, 2020, с. 108.
  67. Boboyorov, 2020, с. 109.
  68. Габбасов, Сергей. Цыганообразные группы Гиссарской долины (по материалам исследований И. M. Оранского). gypsy-life.net (2008). Дата обращения: 27 мая 2019. Архивировано 13 ноября 2012 года.
  69. Люли – судьба киргизских цыган. Настоящее Время. Дата обращения: 3 октября 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
  70. Интернет-Журнал "Оазис" Народ без прав (недоступная ссылка). Архивировано 23 сентября 2015 года.
  71. Boboyorov, 2020, с. 95, 106.
  72. Qoryogdiev, 2022, с. 79.

Литература

  • Люли́ // Лесничий — Магнит. — М. : Советская энциклопедия, 1954. — С. 548. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 25).
  • Marushiakova E., Popov V. Gypsies of Central Asia and Caucasus. — London: Palgrave Macmillan, 2016.
  • Hafiz Boboyorov and Shavkat Atakhanov. Selective Memories, Identities and Places: Everyday Security Practices of the Mughat Lyulis in Osh // Surviving everyday life: the securityscapes of threatened people in Kyrgyzstan. — Bristol: Bristol University press, 2020. — (Spaces of peace, security and development). — ISBN 978-1-5292-1195-5.
  • Marco Buttino. Minorities in the Urban Territory of Samarkand from the Soviet Years to the Present // Changing urban landscapes: Eastern European and post-Soviet cities, since 1989. — 1. ed. — Roma: Viella, 2012. — (I libri di Viella). — ISBN 978-88-6728-009-4.
  • Elena Marushiakova, Vesselin Popov. Gypsies in Central Asia and the Caucasus. — Cham: Springer International Publishing, 2016. — ISBN 978-3-319-41056-2 978-3-319-41057-9.
  • Przemysław Ozierski. Central Asian Gypsies – Lyuli. The overview of current socio-economic problems. — 2014. — Вып. 3.
  • Zufar Oxunjonovich Qoryogdiev. Changes of Lyuli Identity. — 2022. — Т. 2, вып. 3. — С. 74—83. — ISSN 2181-2047.
  • Прищепова В.А. Среднеазиатские цыгане в фотоколлекциях МАЭ РАН // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений, 2012–2013 гг.: Этнология, история, археология, культурология / Отв. ред. Ю.Ю. Карпов, М.Е. Резван. — 2013. — С. 122–128.

Ссылки