Ксилофон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ксилофон
Xylophone (PSF).svg
Классификация Ударный идиофон с определённой высотой звучания
Родственные инструменты Маримба, дрова, металлофоны

Ксилофо́н (от греч. ξύλον — дерево + φωνή — звук) — ударный музыкальный инструмент с фиксированной высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками (малетами) или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки. Диапазон современного ксилофона составляет 312 октавы, от фа малой октавы до до 4-й октавы. При игре на ксилофоне очень важен материал головок палочек, которыми извлекают звук из инструмента. Так, например, палочки с резиновыми головками будут издавать тихий и мягкий звук, в то время как палочки с пластиковыми головками будут давать резкое и очень громкое звучание.

Тембр ксилофона резкий, щёлкающий в форте и мягкий — в пиано.

История инструмента

Ксилофон Гузикова
Ксилофон с разными типами маллетов
Оркестровый ксилофон (слева) и маримба (справа)
Три ксилофона Орфа-Шульверка разных диапазонов

Ксилофон имеет древнее происхождение — простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века: Арнольт Шлик в трактате о музыкальных инструментах упоминает подобный инструмент под названием hueltze glechter. Вплоть до XIX века европейский ксилофон был достаточно примитивным инструментом, состоявшим из примерно двух десятков деревянных брусков, связывавшихся в цепочку и для игры раскладывавшихся на ровной поверхности. Удобство переноски такого инструмента привлекало к нему внимание бродячих музыкантов.

Усовершенствование ксилофона относится к 1830-м годам. Еврейский музыкант Михоэл Гузиков расширил его диапазон до двух с половиной октав, а также изменил конструкцию, расположив бруски особым образом в четыре ряда. Такая модель ксилофона использовалась в дальнейшем в течение более ста лет.

На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения.

Роль ксилофона в музыке

Первый известный случай применения ксилофона в оркестре — Семь вариаций Фердинанда Кауэра, написанные в 1810 году. Его партии в свои произведения включал французский композитор Кастнер. Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон — симфоническая поэма Камиля Сен-Санса «Пляска смерти» (1872). Первых слушателей поражало применение в симфоническом оркестре ксилофона, а в примечании к партитуре Сен-Санса даже приводилось объяснение, что собой представляет ксилофон и где его купить[1]. Также популярности ксилофону прибавил галоп «Воспоминание о цирке Ренца» Густава Петера, популярный в германоязычных странах с начала XX в.

В настоящее время ксилофон применяется в симфоническом оркестре, на эстраде, а также как сольный инструмент («Фантазия на темы японских гравюр» для ксилофона с оркестром, Op. 211 (1964) Алана Хованесса).

Примечания

  1. Кремлёв Ю. Камиль Сен-Санс. — М.: Музыка, 1970. — С. 92.

Литература

  • Рало А. Европейский ксилофон: эволюция и исполнительство // Проблемы музыкальной науки : журнал. — Уфа: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, 2015. — № 2 (191). — С. 121—126. — ISSN 1997-0854.
  • Ксилофон // Большая российская энциклопедия. Том 16. — М., 2010. — С. 189.
  • Ксилофон // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 310—312. — 786 с.