Дудинка (порт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Морской порт Дудинка
Verladekräne im Hafen von Dudinka.jpg
Местонахождение  Россия Красноярский край, Дудинка
Карское море, река Енисей[1]
Площадь акватории 30,22 км2[1]
Площадь территории 24,92 га[1]
Грузооборот 1132,4 тыс. т. (2012)
Пропускная способность

25 тыс. т. в сутки

1 885 тыс. тонн в год[1]
Время навигации c 1 января по 20 мая, с 15 июня по 31 декабря[1]
К-во и длина причалов 9 (1 723,6 п.м)[1]
К-во портовых кранов 112
Глубина у причала осадка до 11,8 м[1]
Дополнительные сведения
Стивидоры ГМК «Норильский никель», ЗАО «Таймырская топливная компания»
Ближайшие порты Диксон
Ближайшая ж/д станция Дудинка
Ближайший аэропорт Алыкель
Сайт mapm.ru/Port/Dudinka
69°24′ с. ш. 86°10′ в. д.HGЯO

Порт Дудинка — арктический морской порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинка.

Является единственным в мире морским портом, чьи причалы затапливаются во время весеннего половодья. Эксплуатируется одновременно как морской и речной порт. В 2012 году получил статус международного[2].

История

Возведение порта было начато в 1935 году для снабжения строящегося Норильского горно-металлургического комбината. В 1936 году были готовы следующие сооружения: 40 погонных метров ряжевого причала, внутрипортовый железнодорожный путь, причалы и навесы для хранения грузов. В навигацию того же года вручную было выгружено более 50 тысяч тонн груза. К 1938 году на территории порта появилась развитая сеть железнодорожных путей протяжённостью 37 км. В 1939 году был сооружён угольный причал, портофлот в том же году насчитывал 6 катеров, буксирных пароходов и двух барж. С 1978 года с появлением ледоколов с малой осадкой, способных заходить в Енисей, Дудинский порт стал круглогодичным[3].

Описание порта

Дудинский порт принимает технологические, навалочные, лесные, промышленно-продовольственные, генеральные грузы, нефтепродукты. Вывозится медь, никель, кобальт, селен, теллур, сера, уголь, металлолом, медно-никелевая руда. Порт связан речным путём по Енисею с портами Красноярска, Лесосибирска, Абакана.

Гидрологические особенности

Портовые краны поднятые на дамбу на время половодья (июнь 2010)

Каждый год во время весеннего половодья происходит полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку 20 м. Пик паводка приходится в среднем на 7 июня, во время ледохода. Основные морские причалы порта на восьмиметровой отметке освобождаются от воды к 1 июля. На косе сооружена ледозащитная дамба для обеспечения безопасности инфраструктуры порта.

Слип с лебёдкой для подъёма кранов на насыпь (2020)

Летняя навигация составляет 130 дней, с июня по октябрь. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом[4].

Пассажирская инфраструктура

Действует транспортная линия Красноярск - Дудинка. Пассажирский причал находится на северном конце порта, к нему ведёт грунтовая дорога.

Пассажирский причал в порту Дудинка (2020)

Сохранено заколоченое советское здание пассажирского терминала, перед ним сейчас грузовой район.

Производственная инфраструктура

Вид на грузовой порт с севера (2020)

Грузовой причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов, в том числе причал спец. грузов, расположенный в устьевой части реки Дудинка и 8 причалов высокой воды, затапливаемые от 14 м. Глубины причалов составляют от 8 до 12 м и позволяют принимать суда грузоподъёмностью до 17 тыс. тонн. Нефтепричал расположен ниже морских причалов на 900 м по течению Енисея, ёмкость резервуаров для нефтепродуктов составляет 180 тыс. м³. Причалы лесобиржи не оборудованы. Порт располагает открытыми складами площадью 285 тыс.кв.м.[5]

Перегрузочные средства порта и состав портофлота[4]
Наименование ПРМ Грузоподъемность, тонн Количество, ед
Портальные краны от 5 до 40 112
Автокраны (КАТО), (Либхер) от 30 до 75 5
КС-3577 МАЗ-5337 (колёсный) 12,5 3
Ж/д краны От 80 до 125 2
Автопогрузчики «Кальмар» От 32 до 42 6
Автопогрузчики «Кальмар» 15 8
Автопогрузчики «Кальмар» 6 9
Автопогрузчики «Каматцу» 1,5 9
Автопогрузчики 40814 5 9
Плавкраны: «Севастополец» 140 1
№ 88, 150, 169, 154 16 4

Система безопасности

В 2012 году порт Дудинка был оснащён мобильным комплексом охранной сигнализации, который создаёт барьер, через который на стоянку атомоходов не могут проникнуть посторонние суда и подводные аппараты. Работоспособность системы обеспечивается гидроакустической и сейсмической станциями обнаружения нарушителей, мобильным комплексом физической защиты периметра, СВП «Марс-2000» и быстроходным катером «Стриж-4»[6].

Терминалы

Общее количество причалов — 9[1].

Основные операторы морских терминалов[1]:

  • ГМК «Норильский никель» (Заполярный транспортный филиал) — 8 (перегрузочный терминал)
  • Таймырская топливная компания (Дудинская нефтебаза[7]) — 1 (нефтяной терминал)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Реестр морских портов.
  2. Дудинский морской порт стал международным. ПАО "ГМК «Норильский никель» (9 августа 2012). Дата обращения: 8 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. Прошлое и будущее красноярского Севера.. Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (03.02.2005).
  4. 4,0 4,1 Порт Дудинка. www.belfreight.ru. Дата обращения: 8 ноября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. ЕСИМО. Описание морского порта Дудинка (05/06/2013). Дата обращения: 8 января 2016. Архивировано 14 февраля 2013 года.
  6. В Дудинском порту развернут оборонный комплекс. ИА «Арктика-инфо» (16 июля 2012). (недоступная ссылка)
  7. Таймырская топливная компания География деятельности.

Литература

Ссылки