Wing Commander
Wing Commander | |
---|---|
Жанр | космосимулятор |
Разработчик | Origin Systems, Inc. |
Издатель | Electronic Arts |
Первая игра |
Wing Commander (1990) |
Последняя игра |
Wing Commander Saga: the Darkest Dawn (2012) |
Официальный сайт |
Wing Commander (с англ. — «командир крыла») — медиафраншиза, основанная на серии компьютерных игр в жанре симулятора космических кораблей студии Origin Systems, включающая созданные по их мотивам мультсериал, фильм, коллекционную карточную игру и серию романов.
Вселенная Wing Commander
Килрати (Килрафи)
Главная раса-антагонист практически всех произведений серии, гуманоиды, внешне напоминающие земных кошек, но прямоходящие, ростом чуть выше человеческого. Общество Килрати построено по клановому принципу. Политическое устройство — империя. Религия канонизирует хищнические инстинкты далёких предков Килрати.
По мнению журнала Мир фантастики, Килрати обнаруживают некоторое сходство и параллели с Кзинами из вселенной «Мир-Кольцо» Ларри Нивена, в том числе и в развитии военного конфликта, расписанного в произведении Войны людей и кзин[англ.][1].
Что касается происхождения названия, то согласно одной версии, «Kilrathi» звучит как «Kill rathi», что может быть истолковано как «Kill rats» (убийство крыс)[2]. По другой же версии, «Kilrathi» происходит от «Kill wrath», что означает «убийственная ярость»[3].
Прочие
- Black Lance — главный антагонист игры Wing Commander IV, тайная организация людей (преимущественно генно-модифицированных), созданная отдельными членами высшего руководства Вооруженных Сил Земной Конфедерации по окончании войны с Килрати, как элитный отряд для противостояния будущим угрозам.
- Firekkan Planetary Alliance — союзник людей в сюжете Wing Commander Secret Missions 2 the Crusade, прямоходящие пернатые ростом выше человеческого.
- Union of Border Worlds (Союз Пограничных Миров) — альянс звёздных систем, богатых ресурсами, но слабо приспособленных к проживанию, находящихся на границе областей влияния Земной Конфедерации и Империи Килра, населенных преимущественно людьми, но не входящих формально в Земную Конфедерацию.
- Нефилим — главная раса-антагонист в играх Wing Commander: Prophecy и Wing Commander: Secret Ops, появление которых было предсказано в древнем пророчестве Килрати. Вероятно, эта же раса упоминается в игре Wing Commander III: Heart of the Tiger как Манту, а в игре Wing Commander: Privateer как Стелтек
Этот раздел не завершён. |
Сюжет
Основная трилогия, известная также как «Kilrathi Saga», посвящена войне между Земной Конфедерацией и Империей Килра. Помимо основной трилогии, этот сюжет также является общим и для Wing Commander: Privater и Wing Commander: Armada, а также для фанатской, но официально признанной Wing Commander Saga.
Wing Commander IV: The Price of Freedom посвящена чуть было не разгоревшейся войне между Земной Конфедерацией и Союзом Приграничных Миров.
Wing Commander: Prophecy посвящена тому, что победившие люди вживую столкнулись с древним пророчеством Килрати из священной «Книги Сивара», предрекавшей пришествие врага.
События Wing Commander: Privateer 2: The Darkening происходят через столетие после войны с Килрати, а местом действия является удалённый звёздный сектор.
История создания
Серия игр и франшиза Wing Commander берут своё начало в 1990 году, когда вышла игра Wing Commander I.
I wanted the WC universe to be immersive — an aletrnate reality with no hint that it was a game at all
(Я хотел, чтобы вселенная WC была бы с эффектом присутствия — альтернативной реальностью без намёков на то, что это всего лишь игра)Крис Робертс[4]
В первоначальной версии игра должна была называться «Squadron» («Эскадрилья»), а государство людей являлось Империей[5].
Крис Робертс — ведущий дизайнер, продюсер и программист, также создал Freelancer[4], его брат Эрин Робертс — создатель AI и тестировщик, также создал Privateer и Strike Commander, в последующем — Starlancer и Freelancer[4].
В 1992 году студия Origin Systems была куплена Electronic Arts за $30 миллионов. Одной из целей продажи была поддержка игр, находившихся на тот момент в разработке Wing Commander: Privateer, Wing Commander III: Heart of the Tiger и Ultima II: The Revenge of the Enchantress[6].
Свои причины ухода из Origin после создания Wing Commander IV: The Price of Freedom, Крис Робертс объяснял тем, что «перегорел, создавая WC снова и снова…» (англ. I was burned out in creating WC again and again...)[7].
«The Darkening», известная как «Wing Commander: Privateer 2: The Darkening», изначально проектировалась как игра, не относящаяся к серии Wing Commander, но затем было принято маркетинговое решение привязать игру ко вселенной Wing Commander в качестве второй игры серии Privateer[8].
Критика и отзывы
Согласно мнению журнала Мир фантастики, серия Wing Commander не просто вошла в топ «100 лучших фантастических игр», а была признана как «Эталон симулятора»[9]. Wing Commander III: Heart of the Tiger была названа в качестве «стандарта качества», а Wing Commander IV: The Price of Freedom названа «лебединой песней» всей серии[10].
Игромания назвала серию Wing Commander «главным кинотриумфом игровой индустрии 90-х»[11]. Wing Commander III: Heart of the Tiger была названа стирающей границу между игрой и киноискусством[3]. Особой похвалы также удостоилась Wing Commander IV: The Price of Freedom, которую Игромания назвала «квинтэссенцией» идей создателя серии Wing Commander, заодно назвав её «игрой настолько близкой к его любимым „Звёздным войнам“, насколько позволяли технологии конца прошлого века»[3].
Журнал Лучшие компьютерные игры отметил, что именно игры серии Wing Commander положили начало существующей и ныне в жанре космический симулятор традиции «бороться» с космической физикой путём внесения эффектов, присущих полёту в атмосфере, а не в космосе[12]. Вместе с тем, ЛКИ и 3DNews отмечают, что игра получилась очень зрелищной — «кинематографичной», дающей игроку почувствовать себя героем фильма с красивыми спецэффектами и увлекательным сюжетом[12][13].
Журнал Навигатор игрового мира оценил Wing Commander III: Heart of the Tiger как Золотую, а Wing Commander IV: The Price of Freedom как Платиновую[14]. Лучшей же игрой в серии он назвал Wing Commander: Privateer[15]. А худшей — Wing Commander: Privateer 2: The Darkening[8], жёстко раскритиковав её за недоработанность и в особенности — за несбалансированность[16], а также за очень слабую сюжетную связь с другими играми серии[8], вместе с тем отметив в ней наличие «хороших идей под ворохом плохих»[17]. Wing Commander: Prophecy удостоилась похвалы за улучшенную физическую модель, придавшую «эстетичность и отточенность»[17], а также была названа «практически первой игрой серии, в которой ощущались масштабы и мощь капшипов»[18], однако сюжет Prophecy был оценён как «незатейливо простой»[17].
По мнению британского журнала PC Zone Wing Commander оказал влияние на все последующие игры жанра космосимулятор, включая даже X-Wing[19]. Самой лучшей игрой в серии был назван Wing Commander IV: The Price of Freedom, который также, по оценке журнала на 2005 год, являлся самой дорогой игрой в истории создания игр, и превосходил по бюджету большую часть Голливудских фильмов 1996 года[7].
Космосимуляторы
Физическая модель
Игры серии Wing Commander представляют собой классику жанра космический симулятор, во многом определив его каноны. Особенностью серии является аркадная физика полёта (традиционно объясняемая в игре наличием у истребителей «гасителей инерции» — англ. inertial dampeners) в сочетании с проработанными техническими характеристиками космической техники. Так например, в игре Wing Commander: Armada бронирование и щиты различаются по носу, бортам и корме, а манёвренность подразделяется на рысканье, тангаж и крен. А сам истребитель состоит не из абстрактных хит-пойнтов, а из различных систем со своими собственными процентами повреждений, таких как двигатели, топливная система, аккумуляторы, система регенерации щитов, система авторемонта, радар, системы вооружения и так далее[20]. Кроме того, выстрел из оружия долетает до цели не мгновенно, и требует упреждения, которое помогает брать англ. Inertial Targeting and Tracking System (Система Инерционного Отслеживания и Прицеливания). При этом необходимое упреждение для разных видов оружия отличается, так например в Wing Commande: Privateer существуют упреждения для восьми типов оружия (нейтронной пушки, мезонного бластера, импульсной ионной пушки, масс-драйвера, ускорителя частиц, лазера, плазменной пушки и тахионного бластера). Что показательно, в первом Wing Commander повреждения, полученные истребителем в бою, отражались и на видеоролике, демонстрирующем посадку судна на борт[21].
Если в первом Wing Commander крупные корабли представляли собой мишень с хит-пойнтами[22], то в позднейших играх зональной стала и система повреждений больших кораблей, представленных не одним общим абстрактным life-barом, а состоящим из отдельных частей, таких как орудийные и ракетные башни, генераторы щитов, командный мостик, двигатели и т. д.[23] Помимо этого, в Wing Commander II: Vengeance of the Kilrathi щиты крупных кораблей (англ. capital ship) были уязвимы только для торпед, а между обычными истребителями и торпедоносцами наблюдались заметные различия в манёвренности и скоростных характеристиках[24]. Но затем в Wing Commander III: Heart of the Tiger крупные корабли вновь стали узявимы для ракет и пушек[25]. В Wing Commander: Prophecy щитами, уязвимыми лишь для торпед и малоуязвимыми для прочего оружия, защищены критически важные узлы — капитанский мостик и двигатели[23]. Что показательно, в Wing Commander: Prophecy крупные корабли класса англ. capital ship были сделаны не просто большими, а колоссальными, и даже появились специальные миссии, посвящённые атаке циклопических кораблей, ощетинившихся множеством зениток[18]. Что получило от Навигатора Игрового Мира оценку «практически первая игра серии, в которой ощущались масштабы и мощь капшипов»[18].
«Визитной карточкой» Wing Commander, по мнению Навигатора Игрового Мира, является активное использование форсажа во время битв[26]. В Wing Commander: Prophecy появился учёт массы и ускорения космического корабля, оказывающих заметный эффект при резком маневрировании с включённым форсажем или твердотопливным ускорителем[17]. Особенно при выполнении манёвра, известного в серии Wing Commander как «afterburner slide» («форсажное скольжение») или «Shelton slide» («скольжение Шелтона»), при выполнении которого пилот, разогнавшись до максимальной скорости, включал форсаж, а затем мог, повернувшись, «скользить» некоторое время боком. Более того, по мнению Навигатора Игрового Мира, именно в Wing Commander: Prophecy бои отличаются особой «эстетичностью и отточенностью»[17]. Подобная атака, а также классическая тактика «сесть на хвост», стимулируется ещё и тем, что попытка лобовой атаки часто грозит быстрой потерей лобовых щитов от встречного огня противника[23].
Прочие особенности игрового движка
В первом Wing Commander «модель истребителя» на самом деле представляла параллелепипед с нарисованным на нём истребителем[26].
Начиная с Wing Commander: Armada серия игр перешла на настоящие полигональные модели истребителей[27].
Одной из особенностей движка Wing Commander: Prophecy является то, что корабли собраны в базу данных, состоящую из таких общих свойства корабля, как вооружение, щиты, двигатель и т. п., соединённых с файлами, содержащими как его внешний вид, так и дополнительные свойства[28].
Этот раздел не завершён. |
Сюжет и актёры
Особенностью геймплея также является нелинейность кампании[26]. Так, например, в первом Wing Commander сюжет состоял из нелинейно связанных между собой сюжетных арок, каждая из которых именовалась в соответствии со звёздным сектором, в котором происходили события, и состояла из трёх миссий, а дальнейшее движение игрока по сюжету зависело от соотношения выигранных и проигранных миссий в сюжетной арке[26]. Во втором Wing Commander сюжет стал включать романтическую историю[29], а в третьем появился любовный треугольник с альтернативными концовками[30]. Помимо этого, второй Wing Commander включал элементы шпионского детектива, в котором было необходимо выявить вражеского агента[29].
Основной формой подачи сюжета были различные видеоролики (сначала мультипликационные, а начиная Wing Commander III: Heart of the Tiger и с живыми актёрами), посвящённые различным событиям, таким как брифинг перед вылетом или награждение медалью[21]. Примечательно, что роль главного героя играл Марк Хамилл, известный ролью Люка Скайуокера в фильме «Звёздные войны». В видеороликах также сыграли актёры Джон Рис-Дэвис, Томас Уилсон, Малкольм Макдауэлл, Джош Лукас, Джинджер Линн. Но помимо этого, в перерывах между миссиями игрок мог по собственному желанию зайти в бар на корабле и побеседовать с другими персонажами на свой выбор[21], а в поздних играх серии имелись и другие доступные помещения с NPC[30]. Результатом беседы могла явиться как сюжетная информация, так и советы по тактике и пилотированию[21], и даже пари или дуэль на симуляторе[30] (который можно посетить и в тренировочных целях). Однако во втором Wing Commander вместо бара со свободным выбором собеседника присутствовала кают-компания, при посещении которой запускался сюжетный диалог или видеоролик[26], а в Wing Commander: Prophecy улучшенная «боёвка» оказалась скомпенсированной упрощением небоевой части геймплея[17] — из диалогов с выбранным персонажем исчез выбор фраз во время беседы[23], а сам сюжет стал более линейным[23].
В первом Wing Commander, в отличие от последующих, напарники могли погибнуть в любой из миссий (в более поздних играх они обычно успевают катапультироваться, если сюжетная линия не предусматривает возможности его гибели)[26].
В третьем появились наземные миссии[30].
Хронология серий
- Wing Commander: The Kilrathi Saga (PC, 1996) — переиздание оригинальной трилогии:
- Wing Commander I: Vega Campaign (PC, Amiga, SNES, Sega CD, 1990)
- Wing Commander: The Secret Missions (PC)
- Wing Commander: The Secret Missions 2: Crusade (PC)
- Super Wing Commander (MAC, Panasonic 3DO) — переиздание на обновлённом движке
- Wing Commander II: Vengeance of the Kilrathi (PC, 1991)
- Wing Commander II: Vengeance of the Kilrathi: Special Operations 1 (PC)
- Wing Commander II: Vengeance of the Kilrathi: Special Operations 2 (PC)
- Wing Commander: Academy (PC) — редактор миссий
- Wing Commander III: Heart of the Tiger (PC, MAC, PlayStation, Panasonic 3DO, 1994)
- Wing Commander I: Vega Campaign (PC, Amiga, SNES, Sega CD, 1990)
- Wing Commander IV: The Price of Freedom (PC, MAC, PlayStation, 1996)
- Wing Commander: Prophecy (PC, GBA, 1997)
- Wing Commander: Secret Ops (PC, 1998)
Торговые космосимуляторы
В отличие от основной серии игр Wing Commander, являющихся практически полной противоположностью такой классической игре, как Elite[12], игры серии Wing Commander: Privateer близки к ней по духу свободы[31].
По мнению 3DNews, Wing Commader: Privateer на момент своего выхода был не просто продолжателем традиций жанра, сформированных Elite, а «стал новым эталоном для игр такого плана»[13].
Навигатор Игрового Мир называет Wing Commader: Privateer — «непреходящей классикой жанра»[32].
Иногда в качестве своеобразного продолжения серии Wing Commander: Privateer называются Starlancer и Freelancer[31].
Несмотря на отличие в жанре от основной серии, геймплей игр наследует традиционный для серии Wing Commander бар для пилотов, в котором игрок может свободно беседовать с другими персонажами, получая информацию, советы и задания[15].
- Wing Commander: Privateer (PC, 1993)
- Wing Commander: Privateer: Righteous Fire (PC)
- Wing Commander: Privateer 2: The Darkening (PC)
Стратегии
Главную роль в стратегии игры играет огромный корабль-матка, скромно именующийся просто «авианосцем», хотя без него в игре не может быть не только колонизирована ни одна планета, но и не может быть построена (или снесена) ни одна постройка на уже колонизированной планете (для апгрейда матка не требуется). Более того, победа или поражение в игре определяется по уничтожению этого корабля. Помимо истребителей и оборудования для строительства и колонизации, матка имеет свой собственный склад ресурсов, расходуемых при строительстве и колонизации.
В связи с тем, что «авианосец» всего один, истребители способны совершать дальние межзвёздные перелёты самостоятельно — без авианосца. Все межзвёздные перелёты осуществляются по гиперпространственным туннелям.
Планета считается колонизированной, если на ней имеется хотя бы одна из следующих построек:
• шахты (Mines)
• космическая верфь (Shipyard)
• звёздная крепость (Fortress)
Каждая из них строится и сносится «авианосцем» (кораблём-маткой); кроме того, постройки могут быть разрушены вражеским флотом. Планета, на которой не осталось ни одной постройки (упомянутого типа), считается покинутой.
- Wing Commander: Armada (PC)
- Wing Commander: Armada: Proving Grounds (PC)
Отменённые игры
По версии Игромании: разработка третьей части серии Privateer — Wing Commander: Privateer 3: Retribution — началась в 1998 году, но затем в 1999 году после провала фильма, и последующего увольнения Нила Янга снятого Electronic Arts с поста руководителя Origin Systems, была начата переделка в Wing Commander: Privateer Online или просто Wing Commander: Online.[33] Однако, на следующий год, в 2000 году, проект был закрыт и отменён в пользу Earth & Beyond, а команда разработчиков присоединилась к Star Wars: Galaxies[33].
По версии Навигатора Игрового Мира в 1998 году началась одновременная разработка Wing Commander: Privateer 3 и мультиплеерной Wing Commander: Strike Team с возможностью кооператива, которые было вскоре решено объединить в Wing Commander Online[34]. После провала фильма весной 1999 года, проект был закрыт, а Нил Янг — уволен, но через несколько месяцев проект снова воскрес под названием Wing Commander: Privateer Online, чтобы вновь оказаться закрытым в 2000 году[34]. Причиной отмены явились Earth & Beyond и тоже впоследствии отменённая Ultima Online 2[34]. Команда разработчиков присоединилась к Star Wars: Galaxies[33].
Что касается геймплея, то по некоторым слухам игра ожидалась подобной Star Wars Galaxies, которая на тот момент не имела космических полётов и боёв[34]. По другим же, помимо наземных приключений в духе Ultima, ожидались также и традиционные для Wing Commander космические бои[33]. Более того, на основании некоторых скетчей делался вывод о возможной поддержке полной кастомизации космического корабля игроком путём сборки своего корабля из различных деталей[33].
Иногда в числе отменённых игр называют Wing Commander VI и Wing Commander VII на основании неподтверждённых данных о том, что Wing Commander: Prophecy (неофициально именуемая «Wing Commander V») являлась началом новой трилогии[35].
Игры от фанатского сообщества
Wing Commander: Privateer Gemini Gold на движке Vega Strike[36].
22 Марта 2012 года вышла игра Wing Commander Saga: the Darkest Dawn, получившая официальное признание от правообладателя Electronic Arts в качестве игры, официально входящей в серию игр «Wing Commander»[37][38].
Аркады
- Wing Commander Arena (Xbox 360)
Карточная игра
Примерно через год после Wing Commander III: Heart of the Tiger, в 1995 году, вышла также и коллекционная карточная игра[14].
Фильм
Провалился в прокате, получив негативные оценки как от фанатов игры, так и от критиков.
По воспоминаниям Навигатора Игрового Мира, первые сомнения у фанатов возникли, когда был обнародован относительно скромный для блокбастера бюджет в $50 млн[18]. На деле же бюджет составил ещё меньше — $30 млн[3], и фильм, провалившись в прокате, смог собрать немногим более $11 млн[3]. В числе актёров, игравших в фильме, отметился и сам Крис Робертс — в качестве камео, он сыграл эпизодическую роль одного из пилотов[18]. Как 3DNews, так и Навигатор Игрового Мира высоко оценили игру Чеки Карио, сыгравшего «Паладина»[13][34]. Но их мнения по поводу игры Мэттью Лилларда, сыгравшего пилота с позывным «Маньяк», резко разошлись, и если Навигатор Игрового Мира назвал его игру отличной[34], то по мнению 3DNews актёр постоянно переигрывал[13].
3DNews охарактеризовал замену Марка Хамилла на Фредди Принца младшего следующими словами: «трудно было найти более неподходящего актёра на роль Блэйра, чем Фредди Принц Мл.»[13]. Навигатор Игрового Мира, в целом, более благосклонно оценил кастинг актёров[18], но и он назвал выбор Фредди Принца на главную роль «непоправимым вредом фильму»[34], и даже эмоционально отразил мнение фанатов Wing Commander, назвав актёра «губастым отродьем»[34].
Игромания отметила, что Килрати в фильме не просто отличаются от канона, но и полностью облысели, потеряв не только свои знаменитые львиные гривы, но и весь свой мех[3]. По мнению же 3DNews, Килрати «показаны пунктирно», и большую часть фильма зритель их просто не видит[13].
Особой критики удостоились и кардинальные изменения в сюжете, прямо противоречащие сюжету серии игр[3][13]. Так, например, особо массированной критике подверглось введение в сюжет ранее не упоминавшейся загадочной расы людей — пилигримов («Ты — один из последних представителей вымирающей расы. Пилигримы были первыми исследователями Космоса и первыми поселенцами. На протяжении пяти веков они бросали вызов Судьбе. Они стремились к Космосу и за это были вознаграждены даром безупречного умения ориентироваться. Они чувствовали магнитные поля, создаваемые квазарами и чёрными дырами, использовали их особенности себе во благо, перемещались не только среди звезд и в пространстве, но и во времени!»), чьим потомком вдруг оказался главный герой[3][13][18].
Что касается оценки режиссёрской работы, то 3DNews сравнил Криса Робертса с Тарасом Бульбой, который сам породил и сам убил[13], так как именно Крис Робертс создал (ещё в качестве геймдизайнера) феномен Wing Commander, а затем приложил руку к созданию роскошных видеороликов.
Игромания же про него написала, что он «наступил на все грабли, на которые только мог»[3].
Мультсериал
13-серийный американский мультсериал с манерой рисования, стилизованной под аниме, рассказывает о той поре, когда Кристофер Блэр с позывным «Бродяга» и Тодд Маршал (позывной «Маньяк») были ещё кадетами, только начавшими свою службу на авианосце «Tiger’s Claw» («Коготь Тигра»)[14].
Книги
Игромания высоко оценила новеллизации Wing Commander, похвалив «Полёт к свободе», «Сердце тигра» и «Цена свободы» за возможность взглянуть на события с другой стороны[39]. Похвалы также удостоились спин-оффы «Расплата», «Битва флотов», «Action Stations» и «False Colors»[39]. А вот трилогия, написанная Питером Телепом по провалившемуся в прокате фильму и состоящая из книг Wing Commander, Pilgrim Stars и Pilgrim Truth, была названа посредственной[39]. Навигатор Игрового Мира назвал «весьма умным» отказ издателя от публикации последней книги новеллизации фильма — «Pilgrim Truth»[34].
- Оригинальная трилогия
- Wing Commander: Freedom Flight
- Wing Commander: Heart of the Tiger
- Wing Commander: The Price of Freedom
- Спин-оффы
- Wing Commander: Fleet Action
- Wing Commander: End Run
- Wing Commander: Action Stations
- Wing Commander: False Colors
- Новеллизация фильма
Примечания
- ↑ Мир фантастики: Дмитрий Злотницкий «Бестиарий. Фантастические кошки: Замурчательные создания — Фантастические коты» Архивная копия от 28 января 2013 на Wayback Machine
- ↑ Мир фантастики: Светлана Карачарова, Роман Островерхов, Михаил Попов, Арсений Крымов, Алексей Коротаев и Александр Киселев «Виртуальные шедевры: 100 лучших фантастических игр» Архивная копия от 5 ноября 2013 на Wayback Machine
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Игромания: Дмитрий Злотницкий «Wing Commander на капитанском мостике. История первой игры-франчайза, с которой начались игровые новеллизации, экранизации и космические симуляторы» Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Richie Shoemaker «Games That Changed The World: Wing Commander», PC Zone: «Games That Changed The World», том 1, 2005—2006, страница 19
- ↑ страница 120 «Навигатор Игрового Мира», Ноябрь 2003
- ↑ Richard Longhurst «Origin Sells Out to EA», журнал «PC Format», Ноябрь 1992, страница 17
- ↑ 7,0 7,1 Richie Shoemaker «Games That Changed The World: Wing Commander», PC Zone: «Games That Changed The World», том 1, 2005—2006, страница 21
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 134
- ↑ Мир фантастики: Светлана Карачарова, Роман Островерхов, Михаил Попов, Арсений Крымов, Алексей Коротаев и Александр Киселев «Виртуальные шедевры: 100 лучших фантастических игр» Архивная копия от 17 сентября 2019 на Wayback Machine
- ↑ Мир фантастики: Дмитрий Злотницкий «Wing Commander 3: Heart of the Tiger» Архивная копия от 24 ноября 2011 на Wayback Machine
- ↑ Игромания: Александр Башкиров «Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад» Архивная копия от 25 августа 2021 на Wayback Machine
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Лучшие компьютерные игры: Ричард Псмит (Андрей Ленский) «Игры в космосе» Архивная копия от 17 января 2013 на Wayback Machine
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 13,7 13,8 3DNews Daily Digital Digest: Иван Васильев «Игровые экранизации: Wing Commander — космоса хватит на всех» Архивная копия от 30 января 2012 на Wayback Machine
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 133
- ↑ 15,0 15,1 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 128
- ↑ Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 134—135
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 135
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 18,6 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 136
- ↑ Richie Shoemaker «Games That Changed The World: Wing Commander», PC Zone: «Games That Changed The World», том 1, 2005—2006, страница 18
- ↑ «Wing Commander: Armada. Playtester’s Guide», страницы 20-21
- ↑ 21,0 21,1 21,2 21,3 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 121
- ↑ Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 122—123
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Лучшие компьютерные игры: «Wing Commander: Prophecy» Архивная копия от 19 января 2012 на Wayback Machine
- ↑ Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 125
- ↑ Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 131
- ↑ 26,0 26,1 26,2 26,3 26,4 26,5 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 122
- ↑ Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 130—131
- ↑ «Компьютерные игры как это делается» пер. с английского ООО «Лоргус. РУ» — Москва 2000:ООО «Лоргус. РУ», в серии библиотека «Game.EXE» ISBN 5-93896-001-0(«Game Design: Secrets of the Sages» (c) Brady Publishing, 1999—2000 ISBN 1-56686-904-8) страница 187
- ↑ 29,0 29,1 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 124—125
- ↑ 30,0 30,1 30,2 30,3 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 132
- ↑ 31,0 31,1 Мир 3D.ru: Юрий Ильин «Космические симуляторы — ушедшая эпоха?» Архивная копия от 26 июня 2013 на Wayback Machine
- ↑ Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 129
- ↑ 33,0 33,1 33,2 33,3 33,4 33,5 Игромания: Дмитрий Карасев «Парад несбывшихся надежд: игры, которых не было (Часть вторая)» Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ 34,0 34,1 34,2 34,3 34,4 34,5 34,6 34,7 34,8 Игорь Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003, страница 137
- ↑ Wing Commander News & Miscellaneous . Дата обращения: 5 июля 2012. Архивировано 25 февраля 2014 года.
- ↑ * Мир 3D.ru: Юрий Ильин «Космические симуляторы — ушедшая эпоха?» (часть 3) Архивная копия от 25 сентября 2012 на Wayback Machine
- ↑ PlayGround.ru: «Electronic Arts одобрила выпуск Wing Commander Saga: The Darkest Dawn» (недоступная ссылка)
- ↑ Новость — Издатели одобрили любительское продолжение Wing Commander . Дата обращения: 5 июля 2012. Архивировано 22 мая 2012 года.
- ↑ 39,0 39,1 39,2 Игромания: Дмитрий Злотницкий «С монитора на бумагу: художественные книги по мотивам игр» Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine
Источники
- Андрей Щур «Сага о форсажах. История Wing Commander», журнал «Навигатор игрового мира», Ноябрь 2003
- «Компьютерные игры как это делается» пер. с английского ООО «Лоргус. РУ» — Москва 2000:ООО «Лоргус. РУ», в серии библиотека «Game.EXE» ISBN 5-93896-001-0
«Game Design: Secrets of the Sages» (c) Brady Publishing, 1999—2000 ISBN 1-56686-904-8 - «Wing Commander II», журнал «PC Plus», Декабрь 1991
- Richard Longhurst «Origin Sells Out to EA», журнал «PC Format», Ноябрь 1992
- Richard Longhurst «Forward Thinking. Privateer», журнал «PC Format», Январь 1993
- Richard Longhurst «Wing Commander Academy», журнал «PC Format», Октябрь 1993
- «Wing Commander Academy», журнал «PC Zone», Октябрь 1993
- Ed Ricketts «Privateer», журнал «PC Format», Ноябрь 1993
- «Privateer: Righteius Fire», журнал «PC Zone», Май 1994
- "Super Wing Commander", журнал «Edge», Июль 1994
- Paul Pettengale «Wing Commander: Armada», журнал «PC Format», Сентябрь 1994
- Paul Galancey «Wing Commander: Armada», журнал «PC Review», Ноябрь 1994
- Paul Pettengale «Wing Commander 3», журнал «PC Format», Февраль 1995
- Ed Ricketts «Pull the other one», журнал «PC Format», Октябрь 1995
- «Eyewitness. Getting better all the time! More news on Origin’s eagerly awaited Wing Commander IV, including the playing bits», журнал «PC Gamer», Ноябрь 1995
- «Bulletin Wing Commander IV, including the playing bits», журнал «PC Zone», Декабрь 1995
- Charlie Booker «Wing Commander IV. The Price Of Freedom», журнал «CD-ROM», Апрель 1996
- Paul Pettengale «May the fourth be with you», журнал «PC Guide», Май 1996
- Richie Shoemaker «Games That Changed The World: Wing Commander», PC Zone: «Games That Changed The World», том 1, 2005—2006
Ричард Шумейкер «Игры которые изменили мир: Wing Commander» - приложение к сентябрьскому номеру журнала «PC Format» за 1994 год: «Collectors' Series» том 1: «Origin»
- Лучшие компьютерные игры: «Wing Commander: Prophecy»
- Лучшие компьютерные игры: «Wing Commander: Secret Operations» (статья из Игромании)
- Лучшие компьютерные игры: Нина Белявская и Ричард Псмит (Андрей Ленский) «Год 1990-й»
- Лучшие компьютерные игры: Ричард Псмит (Андрей Ленский) «Игры в космосе»
- Мир 3D.ru: Юрий Ильин «Космические симуляторы — ушедшая эпоха?» (часть 2, часть 3 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine)
- Мир фантастики: Дмитрий Злотницкий «Wing Commander 3: Heart of the Tiger»
- Мир фантастики: Светлана Карачарова, Роман Островерхов, Михаил Попов, Арсений Крымов, Алексей Коротаев и Александр Киселев «Виртуальные шедевры: 100 лучших фантастических игр»
- Мир фантастики: Дмитрий Злотницкий «Бестиарий. Фантастические кошки: Замурчательные создания — Фантастические коты»
- Игромания: Дмитрий Злотницкий «Wing Commander на капитанском мостике. История первой игры-франчайза, с которой начались игровые новеллизации, экранизации и космические симуляторы»
- Игромания: Сергей Климов «Игры трудных жанров»
- Игромания: Дмитрий Злотницкий «С монитора на бумагу: художественные книги по мотивам игр»
- 3DNews Daily Digital Digest: Иван Васильев «Игровые экранизации: Wing Commander — космоса хватит на всех»
- PlayGround.ru: «Electronic Arts одобрила выпуск Wing Commander Saga: The Darkest Dawn» (недоступная ссылка)
Ссылки
- FAQ по вселенной Wing Commander (WC1-4, Prophecy, Privater1-3, SO, UE, Standoff…)
- http://boardgamegeek.com/boardgame/3842/wing-commander
- Wing Commander: Saga — игра, получившая официальное признание от EA
- Wing Commander: Privateer Gemini Gold — другая игра от создателей Wing Commander: Saga
См. также
- Параллельная серия авиасимуляторов от того же разработчика (Origin)
- Strike Commander — реактивная авиация
- Pacific Strike — вторая мировая война
- Wings of Glory — первая мировая война
- Другие космосимуляторы от автора Wing Commander (Крис Робертс)
Для улучшения этой статьи желательно: |