Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «UNRWA»)

БАПОР (англ. UNRWA) (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ) — агентство ООН занимающееся помощью палестинским беженцам в Сирии, Ливане, на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Агентство занимается организацией образования, здравоохранения и предоставлением социальных услуг. Оно удовлетворяет потребности около 880 000 беженцев в этих странах и регионах.

Агентство было учреждено в соответствии с резолюцией 302 (IV) Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 1949 года За 50 лет Агентство стало одной из крупнейших программ ООН, в которой занято более 26 тыс. сотрудников.

После Шестидневной войны (1967) Генеральная Ассамблея ООН уполномочила БАПОР оказывать практическую гуманитарную помощь, исходя из чрезвычайных обстоятельств и необходимых временных мер, лицам, которые в результате войны стали беженцами и находились в бедственном положении. После 1967 года БАПОР продолжило предоставлять помощь арабским беженцам на Западном берегу Иордана и в секторе Газа по соглашению с Израилем.


История и мандат

БАПОР было учреждено после Арабо–израильской войны 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН в соответствии с резолюцией 302(IV) от 8 декабря 1949 года[1]. Эта резолюция подтвердила пункт 11, касающийся беженцев, резолюции 194 (1948) Генеральной Ассамблеи ООН, принятой без возражений, при поддержке Израиля и арабских государств, при этом воздержались только советский блок и Южная Африка[2]. БАПОР является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, и его мандат обновляется каждые три года.

БАПОР пришлось разработать рабочее определение понятия "беженец", с тем чтобы агентство могло оказывать гуманитарную помощь соответствующим людям[3].

Палестинские беженцы определяются как "лица, чьим постоянным местом жительства была Палестина в период с 1 июня 1946 года по 15 мая 1948 года и которые потеряли как дом, так и средства к существованию в результате конфликта 1948 года."

Услуги БАПОР доступны всем тем, кто проживает в районе его операций, кто соответствует этому определению, кто зарегистрирован в агентстве и кто нуждается в помощи. Потомки палестинских беженцев мужского пола, включая усыновленных детей, также имеют право на регистрацию в качестве беженцев. Когда агентство начало свою деятельность в 1950 году, оно удовлетворяло потребности примерно 750 000 палестинских беженцев. В 2014 году около 5 миллионов палестинских беженцев были зарегистрированы в качестве имеющих право на получение услуг БАПОР[4].

БАПОР предоставляет помещения в 59 признанных лагерях беженцев в Иордании, Ливане, Сирии, на Западном берегу и в Секторе Газа, а также в других районах, где большое число зарегистрированных палестинских беженцев проживает за пределами признанных лагерей. Для того чтобы лагерь был признан БАПОР, между правительством принимающей страны и БАПОР должно быть заключено соглашение, регулирующее использование лагеря. БАПОР само не управляет лагерями, не имеет полицейских полномочий или административной роли, а просто предоставляет услуги в лагере. В лагерях беженцев, которые превратились из палаточных городков в плотные городские жилища, подобные их городским окрестностям, проживает около трети всех зарегистрированных палестинских беженцев.

Организация

БАПОР является крупнейшим учреждением Организации Объединенных Наций, в котором работает более 30 000 сотрудников, 99% из которых составляют набранные на местной основе палестинцы[5][1].

Штаб-квартира БАПОР разделена между Сектором Газа и Амманом. Его операции организованы в пяти областях-Иордания, Сирия, Ливан, Западный берег и Сектор Газа. Генеральным комиссаром организации является швейцарец Пьер Крэхенбюль, сменивший 30 марта 2014 года итальянца Филиппо Гранди[6][6]. Генеральный комиссар отвечает за управление общей деятельностью БАПОР. В каждом районе деятельности агентства имеется директор, отвечающий за распределение гуманитарной помощи и надзор за общими операциями БАПОР. "Публичным лицом" организации является пресс-секретарь Крис Ганнесс.

Консультативная комиссия

В резолюции 302 (IV) ООН, принятой 8 декабря 1949 года, была создана Консультативная комиссия, которой было поручено консультировать генерального комиссара БАПОР и оказывать ему помощь в выполнении мандата агентства. Она не является руководящим органом, как это делают многие другие учреждения ООН, а выполняет чисто консультативные функции. На момент своего создания Консультативная комиссия состояла из пяти членов и в настоящее время насчитывает 27 членов и 3 наблюдателя.

Комиссия собирается дважды в год, обычно в июне и ноябре, для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для БАПОР. Члены и наблюдатели более регулярно встречаются на заседаниях подкомитета[7].

Члены Консультативной комиссии

Членство в консультативной комиссии обеспечивается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Все страны, рассматриваемые в качестве принимающих палестинских беженцев (Иордания, Сирия, Ливан), входят в состав консультативной комиссии, а 24 страны, являющиеся основными ее сторонниками, входят в состав комиссии. Кроме того, Палестина, Европейский Союз и Лига арабских государств имеют статус наблюдателя в комиссии с 2005 года[8].

Полный список членов комиссии, включая год их присоединения: Австралия (2005), Бельгия (1953), Бразилия (2014), Канада (2005), Дания (2005), Египет (1949), Финляндия (2008), Франция (1949), Германия (2005), Ирландия (2008), Италия (2005), Япония (1973), Иордания (1949), Казахстан (2013), Кувейт (2010), Ливан (1953), Люксембург (2012), Нидерланды (2005), Норвегия (2005), Саудовская Аравия (2005), Испания (2005), Швеция (2005), Швейцария (2005), Сирия (1949), Турция (1949), ОАЭ (2014), Великобритания (1949), США (1949)[8].

Цели и услуги

Среди целей БАПОР:

  • Содействие укреплению человеческого потенциала палестинских беженцев в секторе Газа, на Западном берегу, в Иордании, Ливане и Сирии до тех пор, пока не будет найдено справедливое решение проблемы беженцев.
  • Защита и отстаивание права палестинских беженцев, выполнение функции наблюдающей организации и обеспечение защитного присутствия в районах, охваченных гуманитарным кризисом или конфликтом.

Услуги предоставляемые БАПОР:

  • Предоставление образования палестинским беженцам. В рамках программы БАПОР действуют начальные и подготовительные школы. Беженцам предоставляется профессионально-техническое образование, производится подготовка учителей и профориентация.
  • В рамках программы здравоохранения, организация предоставляет амбулаторное и больничное обслуживание, охрану здоровья матери и ребёнка. Занимается проблемами санитарии (водопроводы, дренаж, канализация. предупреждения заболеваний). Также беженцам предоставляется дополнительное питание.
  • Агентство обеспечивает систему социальной защиты наиболее обездоленных палестинских беженцев, особенно женщин, престарелых, молодёжи и инвалидов. Предоставляет нуждающимся продукты, восстанавливает жильё, предоставляет материальную помощь, льготные кредиты, в том числе ипотечные, и помогает добиться самообеспеченности.
  • Агентство также занимается предоставлением финансирования и поддержкой микропредприятий, борется с нищетой и безработицей среди беженцев путём создания рабочих мест [9](недоступная ссылка)

Финансирование, персонал

Бюджет БАПОР на 2010 год составляет 1.23 миллиардов долларов. При этом, бюджет ООН, принятый на 20082009 гг. составлял $ 4,17 млрд[10].

В 2009 году, среди 20 ведущих стран-доноров, на 98 % финансирующих агентство на добровольных началах, были: США (268 млн долларов — 22 %), ЕС (238 млн долларов — 19,4 %), Великобритания (3.3 %), Норвегия (3.25 %) и Швеция (2.9 %). Среди них, из мусульманских стран: Кувейт (2.9 %), Саудовская Аравия (2.2 %)[11]. Оставшиеся 2 процента (в основном зарплаты) финансируются за счёт бюджета ООН.

По данным агентства финансирование недостаточно, что ведёт к ухудшению предоставляемых им услуг. Из бюджетных средств около 52 % тратится на образование, 19 % на здравоохранение, 10 % на социальное обслуживание[12].

Большинство сотрудников БАПОР составляют палестинцы[10]. Согласно Эндрю Уитли, директору бюро БАПОР по связям в Нью-Йорке, в 2006 году только на Западном берегу и в секторе Газа работало 13 тыс. сотрудников агентства[13]. В конце 2009 года их количество составило 19 тысяч[14].

Деятельность

Образовательная программа

БАПОР управляет одной из крупнейших школьных систем на Ближнем Востоке[15]. С 1950 года организация является главным поставщиком базового образования для детей палестинских беженцев. Программа образования является самой крупной сферой деятельности БАПОР, на которую приходится половина его регулярного бюджета и 70% его персонала. Базовое образование предоставляется всем зарегистрированным детям-беженцам бесплатно в возрасте до 15 лет. В 1960-х годах школы БАПОР стали первыми в регионе, добившимися полного гендерного равенства.

Половина палестинских беженцев моложе 25 лет. Переполненные классы, содержащие 40 или даже 50 учеников, являются общими. Почти три четверти работают по двухсменной системе, где две отдельные группы учеников и учителей делят одни и те же здания, что сокращает время обучения. Учебный год часто прерывается конфликтами, и дети часто страдают от травм.

Ключевые показатели 2014 года

  • 476,323 студентов;
  • 703 школы;
  • 50% студенток;
  • 23 366 педагогических работников;
  • 755 долларов США - годовая стоимость обучения одного студента.

БАПОР также располагает девятью профессионально-техническими училищами, двумя факультетами педагогических наук и двумя педагогическими институтами.

В соответствии с давним соглашением школы БАПОР следуют учебным программам своих принимающих стран. Это позволяет учащимся при организации продвигаться к дальнейшему образованию или трудоустройству, обладая признанной на местном уровне квалификацией, и соответствует требованиям суверенитета стран, принимающих беженцев. По мере возможности учащиеся БАПОР сдают национальные экзамены, проводимые правительствами принимающих стран. Ученики школ БАПОР часто превосходят учащихся государственных школ в этих государственных экзаменах.

Не все дети-беженцы посещают школы БАПОР. В Иордании и Сирии дети имеют полный доступ к государственным школам, и многие посещают их, потому что они находятся недалеко от места их проживания.

Программа оказания чрезвычайной помощи и социальных услуг

В палестинском обществе беженцев семьи, не имеющие кормильца мужского пола, зачастую очень уязвимы. Те семьи, во главе которых стоит вдова, разведенная или отец-инвалид часто живут в крайней нищете.

Эти семьи считаются "трудными случаями" и составляют менее 6% бенефициаров БАПОР.

БАПОР оказывает этим семьям продовольственную помощь, денежную помощь и помощь в ремонте жилья. Кроме того, детям из семей, находящихся в особо трудном положении, предоставляется преимущественный доступ в центры профессиональной подготовки агентства, а женщинам из таких семей предлагается присоединиться к женским программным центрам БАПОР. В этих центрах для поощрения социального развития женщин-беженцев организуются профессиональная подготовка, консультирование и уход за детьми.

БАПОР создало общинные организации для оказания помощи женщинам, беженцам-инвалидам и удовлетворения потребностей детей. В настоящее время у общинных организаций есть свои собственные комитеты управления, укомплектованные добровольцами из общины. БАПОР оказывает им техническую и небольшую целевую финансовую помощь, однако многие из них установили собственные связи с местными и международными НПО.

Программа здравоохранения

С 1950 года БАПОР является главным поставщиком медицинских услуг для палестинских беженцев[15]. Основные потребности в области здравоохранения удовлетворяются через сеть клиник первичной медико-санитарной помощи, обеспечивающих доступ к вторичному лечению в больницах, продовольственной помощи уязвимым группам и охране окружающей среды в лагерях беженцев.

Ключевые показатели за 2014 год

  • 139 учреждений первичной медико-санитарной помощи, расположенных в поселениях/лагерях БАПОР или рядом с ними;
  • 3107 медицинских работников;
  • 3 134 732 беженца получают доступ к медицинским услугам;
  • 9 290 197 ежегодных посещений пациентов.

Состояние здоровья палестинских беженцев уже давно напоминает состояние здоровья многих групп населения, находящихся на этапе перехода из развивающегося мира в развитый. Однако сейчас происходит демографический переход.

Медицинские услуги включают амбулаторную помощь, стоматологическое лечение и реабилитацию для инвалидов. Охрана здоровья матери и ребенка является приоритетной задачей программы БАПОР в области здравоохранения. Школьные медицинские бригады и медицинские работники лагерей посещают школы БАПОР для обследования новых учащихся в целях содействия раннему выявлению детских болезней. Все клиники БАПОР предлагают услуги в области планирования семьи с консультированием, в котором подчеркивается важность интервалов между родами как фактора охраны здоровья матери и ребенка. Клиники агентства также осуществляют надзор за предоставлением продовольственной помощи кормящим и беременным матерям, которые в ней нуждаются, а в шести клиниках в Секторе Газа имеются собственные родильные отделения. В течение некоторого времени показатели младенческой смертности среди беженцев были ниже, чем установленные Всемирной организацией здравоохранения для развивающихся стран.

БАПОР оказывает беженцам помощь в покрытии расходов на госпитализацию либо путем их частичного возмещения, либо путем заключения контрактов с правительством, общественными организациями и частными больницами.

Программа БАПОР по охране окружающей среды " контролирует качество питьевой воды, обеспечивает санитарию и осуществляет борьбу с переносчиками инфекции и грызунами в лагерях беженцев, что снижает риск эпидемий."

Департамент микрофинансирования БАПОР

Департамент микрофинансирования БАПОР стремится сократить масштабы нищеты и поддержать экономическое развитие в общине беженцев путем предоставления займов на капитальные вложения и оборотный капитал по коммерческим ставкам. Программа стремится быть максимально приближенной к самообеспечению. Он имеет большой опыт создания рабочих мест, получения доходов и расширения прав и возможностей беженцев.

Департамент микрофинансирования является автономным финансовым подразделением БАПОР, созданным в 1991 году для предоставления услуг микрофинансирования палестинским беженцам, а также бедным или маргинальным группам, живущим и работающим в непосредственной близости от них. Работая в трех странах, департамент в настоящее время имеет самый широкий региональный охват среди всех микрофинансовых организаций на Ближнем Востоке. Начав свою деятельность на палестинских территориях, он остается крупнейшим небанковским финансовым посредником на Западном берегу и в Секторе Газа.

Ключевые показатели, по состоянию на 2014 год

  • 324 994 выданных кредита;
  • сумма выданных кредитов составила 368,1 млн. долл. США;
  • 33% охват молодежи;
  • 38% охват женщин.

Аварийный режим

БАПОР принимает самые разнообразные меры для смягчения последствий чрезвычайных ситуаций для жизни палестинских беженцев.

В частности, на Западном берегу и в Секторе Газа продолжается вмешательство, которое стало необходимым в результате, например, войны 1967 года, а также первой и второй интифады и войны в Секторе Газа в 2014 году.

До этого момента работы по реконструкции лагеря палестинских беженцев Нахр-эль-Барид в Ливане были самым крупным проектом реконструкции, когда-либо осуществлявшимся БАПОР. Эта работа началась в 2009 году и стала необходимой, когда лагерь был разрушен в ходе боевых действий между ливанскими Вооруженными силами и Фатх аль-Ислам в 2007 году.

БАПОР оценивает продолжающийся конфликт в Сирии как один из самых серьезных вызовов за всю историю. БАПОР оказывает поддержку палестинским беженцам, как перемещенным внутри Сирии, так и тем, кто бежал в соседние страны в районах операций БАПОР.

Услуги варьируются от предоставления временного жилья, воды, продуктов питания, одежды и одеял до временного создания рабочих мест и помощи в восстановлении. Существует широкое сотрудничество с другими международными общественными организациями и местными субъектами.

Инфраструктура и благоустройство лагеря / поселения

Около трети из 5 миллионов беженцев, зарегистрированных в агентстве, проживают в признанных лагерях / поселениях в Иордании, Ливане, Сирии, на Западном берегу и в Секторе Газа. На сегодняшний день БАПОР приняло участие в восстановлении 5 223 домов в Нахр-эль-Бариде на севере Ливана и приступило к осуществлению плана восстановления и реконструкции Сектора Газа, включая больницы, школы и жилые дома. Специальное финансирование было предоставлено Саудовской Аравией, Японией, Нидерландами и ОАЭ.

Критика

Ряд источников считает, что деятельность БАПОР неэффективна и способствует сохранению нынешнего состояния беженцев, а не уменьшению их количества.[10][16][17][18][19]

Агентство также подвергается критике за то, что его сотрудники или связаны с террористическими организациями через профсоюзные и другие организации, или напрямую замешаны в террористической деятельности[16][20][21][22][23][24][25][26][27]

На выборах, которые состоялись в лагерях беженцев в июне 2003 года, ХАМАС взял под свой контроль профсоюзные объединения работников UNRWA. […] работники в сферах просвещения, технического обслуживания и народных комиссий, которые получают зарплаты от ООН при прямом финансировании западных государств, в большинстве своем люди ХАМАСа.
ХАМАС открыто использует территорию школ лагерей беженцев, чтобы тренировать террористические группы и обстреливать ракетами «Кассам» израильские населенные пункты. Нужно отметить, что руководство UNRWA не отрицает официальное присутствие ХАМАСа среди получающих зарплату от ООН.[20]

В 2004 году, после того, как Питер Хансен (англ.), бывший в то время главой БАПОР, «проговорился, что ему известно, что люди ХАМАСа занимают высокие должности в UNRWA», высокопоставленные канадские источники намекнули, что Канада может рассмотреть «полное прекращение помощи агентству». Позже Хансен вынужден был покинуть свой пост[20][28][29].

В 2004 году министерство финансов США выявило приема агентством пожертвований от групп, поддерживающих международный терроризм[26][30][31]. Подобные случае были обнаружены и в 2006 году[32].

В августе 2013 Центром по исследованию стран Ближнего Востока под руководством независимого журналиста Давида Бедена был снят документальный фильм, в котором, в котором инструкторы UNRWA в летнем лагере под Шхемом «объясняют палестинским детям, как им следует относиться к евреям, которых называют не иначе, как „кровожадными волками“», и дают им ложную информации об истории Палестины. А декан UNRWA в Иордании д-р Фарас Хайдер написал на своей странице в Facebook : «Как завещал великий вождь и духовный учитель Адольф Гитлер, что бы ни случилось, главное — не сдаваться!».[33]

Согласно словам Бассама Эйда, главы и основателя палестинской мониторинговой группы по правам человека[34]:

Лагерь, в котором я вырос, как 58 других лагерей беженцев БАПОР, созданы с единственной целью сохранить арабский народ Палестины во "временных" условиях вот уже 65 лет под ложным предлогом и благовидным обещанием "права на возвращение" в деревни 1948 года, которые не существуют... Продолжение деятельности БАПОР зависит от смерти и страданий пяти миллионов палестинцев, погрязших в лагерях БАПОР... Чем больше палестинцев страдает, тем больше средств поступает к БАПОР, что позволяет ей привлекать неконтролируемые средства гуманитарных фондов и закупать боеприпасы... Палестинский народ обязан восстать против произвола администрации БАПОР, стремящейся увековечить наш статус беженца вместо того, чтобы помочь нашим людям стремиться к лучшему будущему...

БАПОР и Израиль

см. также:

Ряд источников обвиняет БАПОР во враждебном отношении и провокационной деятельности по отношению к Израилю.[35][36][37]

8 марта 2011 года, накануне теракта в поселении Итамар, молодёжный центр «Al-Amari» (UNRWA) объявил о проведении футбольного турнира, названного в честь террористки-смертницы Вафы Идрис[англ.][38].

На презентации проектов, финансируемых Германией в Ливане, директор агентства помощи палестинским беженцам в Ливане Энн Дисморр представила карту Ближнего Востока, на которой отсутствует Государство Израиль. Вместо него нарисована «Арабская Палестина». 15 мая 2013 года посол Израиля в ООН Рон Просор подал официальную жалобу на действия Дисморр.

Просор пишет:

Не надо быть доктором наук для того, чтобы понять — отсутствие Израиля на карте Ближнего Востока — скандал. Ситуация, в которой международная и предположительно нейтральная организация — такая как UNRWA — является частью провокации, невозможна[39].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Liana Brooks-Rubin. Whither UNRWA? // The Palestinian Refugee Problem. — Pluto Press. — С. 54–75. — ISBN 9781849648196, 9780745333380.
  2. Khouri, Fred J. (Fred John). The Arab-Israeli dilemma. — 3rd ed. — Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 1985. — x, 605 pages с. — ISBN 0815623399, 9780815623397, 0815623402, 9780815623403, 0815601999, 9780815601999, 0815601980, 9780815601982, 0815621980.
  3. Frequently asked Questions // Lighting. — 2007. — doi:10.5040/9781350096448.0004.
  4. Goal 5: effective and efficient governance and support in the United Nations relief and works agency for palestine refugees in the Near East. dx.doi.org (24 сентября 2014). Дата обращения: 15 сентября 2019.
  5. UNRWA in Figures, December 2008 // Refugee Survey Quarterly. — 2009-01-01. — Т. 28, вып. 2-3. — С. 656–656. — ISSN 1471-695X 1020-4067, 1471-695X. — doi:10.1093/rsq/hdp029.
  6. 6,0 6,1 Nada Abu Kishk, van den Berg M, Seita A, Wafaa Zadian, Turki Y. Evaluation of the Diabetes Campaign for Palestine Refugees with Diabetes Mellitus Attending UNRWA Health Centers // International Journal of Food Science, Nutrition and Dietetics. — 2015-12-17. — С. 246–252. — ISSN 2326-3350. — doi:10.19070/2326-3350-1500044.
  7. National Advisory Commission on Civil Disorder (Kerner Commission) // Encyclopedia of Law Enforcement. — 2455 Teller Road, Thousand Oaks California 91320 United States: SAGE Publications, Inc.. — ISBN 9780761926498, 9781412952415.
  8. 8,0 8,1 Advisory Group Members. dx.doi.org (8 октября 2010). Дата обращения: 15 сентября 2019.
  9. Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР)
  10. 10,0 10,1 10,2 Замкнутый круг «миротворческой дипломатии», Евгений Сатановский, 11.05.2008 (недоступная ссылка)
  11. Top 20 States1 Donors to UNRWA in 2009 — Overall Contributions
  12. Frequently asked questions Архивная копия от 6 сентября 2013 на Wayback Machine UNRWA
  13. The Washington Post: США перенаправят помощь палестинцам в гуманитарную сферу, 7 апреля 2006 г.. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 4 марта 2016 года.
  14. Дефицит бюджета UNRWA достиг 30 миллионов. Помощь палестинцам могут сократить, 18 ноября 2009 г.. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 25 января 2010 года.
  15. 15,0 15,1 4 BLUE pages NOTICES: update as shown // Clinical Radiology. — 2005-07. — Т. 60, вып. 7. — С. I–IV. — ISSN 0009-9260. — doi:10.1016/s0009-9260(05)00149-2.
  16. 16,0 16,1 Jerusalem Summit Condemns UNRWA, By: Moshe Dann, December 07, 2004 (недоступная ссылка)
  17. Будет ли в Палестине мир? Гуннар Хайнзон (Gunnar Heinsohn), 29.01.2009 (недоступная ссылка)
  18. Le Temps: Палестинцам следовало бы колонизировать Палестину, Ален Кампиотти, 21 июня 2007. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 10 октября 2007 года.
  19. JN1: Дани Аялон рассказал правду о палестинских беженцах, MIGnews (10.12.11). Архивировано 7 января 2012 года. Дата обращения 10 декабря 2011.
  20. 20,0 20,1 20,2 Работодатель ООН, работники террористы, Давид Бэдин, 18.10.2004 Архивная копия от 28 сентября 2011 на Wayback Machine «Макор ришон», перевод «Седьмой канал»
  21. Израиль арестовал 13 сотрудников ООН, 06.10.2004 (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 5 января 2009 года.
  22. UNRWA — щит палестинского террора? 04.10.2004. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 3 мая 2005 года.
  23. Пан Ги Мун призвал к ответу террористов Газы: обстрел Израиля велся из школы ООН, 8 ноября 2007 г.. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 30 апреля 2008 года.
  24. Израильский посол: структуры ООН в Газе используются ХАМАСом, 10 января 2009 г.. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 3 марта 2009 года.
  25. Источники кровоточащих ран, Дмитрий Савельев, 01.02.2009 Архивная копия от 13 июня 2010 на Wayback Machine
  26. 26,0 26,1 The Global War on Your Guns: Inside the Un Plan to Destroy the Bill of Rights. UNWRA: the Mother of Terrorism, Wayne LaPierr Архивная копия от 23 июля 2014 на Wayback Machine Thomas Nelson Inc, 2007
  27. Мордехай Кейдар. Ложь о палестинских беженцах – грех и упущение. Макор ришон 10.11.2011 ивр.‏‎; Перевод МАОФ 09.06.2011. Дата обращения: 13 ноября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  28. BBC NEWS | Middle East | Unrwa head to go against his will, 20 January, 2005. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 11 апреля 2019 года.
  29. Canada looking at UN agency over Palestinian connection, October 4, 2004. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 28 апреля 2007 года.
  30. UNRWA берет деньги террористов, 1 Декабря 2004 (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 22 декабря 2004 года.
  31. UNRWA’s shady donors YAAKOV LAPPIN [1] Архивная копия от 13 февраля 2010 на Wayback Machine Jerusalem Post; Nov 24, 2004
  32. Report: UNRWA violating regulations, JPost.com Staff, 09/28/2006
  33. Учителя UNRWA учат палестинских детей ненавидеть евреев. 9tv.co.il (13 августа 2013). Дата обращения: 13 августа 2013. Архивировано 29 августа 2013 года.
  34. Proud Palestinians must lead the fight to reform UNRWA , December 1, 2014. Дата обращения: 3 декабря 2014. Архивировано 4 декабря 2014 года.
  35. Провокация агентства ООН на КПП Керем Шалом, 03.02.2009. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 17 апреля 2009 года.
  36. Израиль подал жалобу в ООН: сотрудники UNRWA отмечают «Накбу», 28 мая 2008 г.. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 17 мая 2009 года.
  37. Израиль будет первой жертвой, но не последней, 22.06.2010. Дата обращения: 6 июля 2010. Архивировано 25 июня 2010 года.
  38. Palestinian center names football tournament after first Palestinian female suicide bomber, by Itamar Marcus and Nan Jacques Zilberdik, Mar. 8, 2011 Архивная копия от 12 марта 2011 на Wayback Machine Palestinian Media Watch
  39. С карты ООН исчез Израиль. Дата обращения: 7 декабря 2013. Архивировано 13 декабря 2013 года.

См. также

Ссылки