U-13 (1935)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
U-13
История корабля
Государство флага  Нацистская Германия
Порт приписки Киль, Вильгельмсхафен
Спуск на воду 9 ноября 1935 года
Выведен из состава флота 31 мая 1940 года
Современный статус потоплена
Основные характеристики
Тип корабля Малая ДПЛ
Обозначение проекта IIB
Скорость (надводная) 13 узлов
Скорость (подводная) 7,0 узлов
Предельная глубина погружения 150 м
Экипаж 26 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 279 т
Водоизмещение подводное 328 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
42,7 м
Ширина корпуса наиб. 4,08 м
Высота 8,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,90 м
Силовая установка
6 цилиндровый 4-х тактный «MWM» RS127S 2x350 л.с.
электродвигатель «Siemens»2x180 л.с.
Вооружение
Артиллерия 1 x 2 cm/65 C/30 (1000 снарядов)
Минно-торпедное
вооружение
3 ТА калибра 533 мм, 5 торпед
или 18 мин TMB
или 12 ТМА

U-13 — малая подводная лодка типа IIB, времён Второй мировой войны. Заказ на постройку был отдан 2 февраля 1935 года. Лодка была заложена на верфи судостроительной компании Deutsche Werke[англ.], Киль 20 июня 1935 года под заводским номером 248. Спущена на воду 9 ноября 1935 года. 30 ноября 1935 года принята на вооружение и, под командованием обер-лейтенанта Ганса-Геррита фон Штокхаузена вошла в состав 1-й флотилии.[1]

История службы

Совершила 9 боевых походов, потопила 9 судов (28 056 брт), повредила 3 судна (26 218 брт). Потоплена 31 мая 1940 года к юго-востоку от Лоустофта в точке с координатами 52°26′ с. ш. 02°02′ в. д.HGЯO глубинными бомбами британского шлюпа «Уэстон». Все 26 членов экипажа были спасены.

Первый и второй походы

U-13 (1935) (Юго-Восточная Англия)
Красная точка
Magdapur
Точка
City of Paris
Красная точка
Phryne
Первый и второй походы

25 августа 1939 года U-13 вышла из Вильгельмсхафена в свой первый боевой поход. Приказом было наблюдение за морскими перевозками в Северном море, однако 29 августа она была отозвана для подготовки к операции по установке минных заграждений.

С 31 августа U-boat прибыла в Вильгельмсхафен, и, после непродолжительной подготовки, 2 сентября вновь вышла в море в район Орфорд-Несс[англ.].

4 сентября с 03:02 до 04:04 U-13 установила 9 мин TMB. Непосредственно перед возвращением в Вильгельмсхафен 6 сентября, лодка ненадолго легла на грунт.[2]

10 сентября 1939 года в 17:25 на этом минном поле подорвалось грузовое судно Magdapur (под командованием Артура Джорджа Диксона (англ. Arthur George Dixon)), затонув после этого за считанные минуты. Погибло 6 членов экипажа. Еще 75 человека были спасены шлюпками и прибрежными судами из Олдборо.

10 сентября 1939 года на тех же минах подорвался пассажирский лайнер City of Paris, получив достаточно серьезные повреждения. Один человек погиб. Судно было доставлено в Тилбури[англ.] британскими буксирами Contest и Atlantic Cock, где и простояло месяц в ремонте, после чего вернулось в строй. С 1940 года по 1944 год использовалось как войсковое транспортное судно для переброски войск, а затем было вновь возвращено на гражданские линии.

24 сентября 1939 года очередное грузовое судно стало жертвой этого минного заграждения. В 01:00 подорвалось на мине Phryné. Весь экипаж был поднят спасателями из Олдборо, однако несколько человек были серьезно ранены и отправлены в госпиталь.

Сама же U-13 с 11 сентября патрулировала Северное море. 2 октября так и не найдя целей лодка пришла в Киль.[3]

Третий поход

U-13 (1935) (Шотландия)
Красная точка
Cairnmona
Третий поход

25 октября 1939 года U-13 вышла из Киля в третий поход в Северное море, имея приказ патрулировать вдоль восточного побережья Шотландии.

30 октября U-boat обнаружила отколовшееся от конвоя HX-5 грузовое судно Cairnmona (под командованием Фреда Вилкинсона Фэйрли (англ. Fred Wilkinson Fairley)), и в 22:50 атаковала его торпедами, потопив на расстоянии 3 миль (4,8 км) к востоку-северо-востоку от Раттрэй-Хед[англ.]. Три члена экипажа погибли, капитан и еще 41 человек были спасены британским дрифтером HMS River Lossie.

3 ноября лодка благополучно вернулась в Киль.[4]

Четвёртый и пятый походы

U-13 (1935) (Шотландия)
Красная точка
Bowling
Точка
City of Marseilles
Красная точка
Anu
Четвёртый и пятый походы

15 ноября 1939 года, после смены командира, U-13 вышла в море на боевое дежурство, вновь имея приказ патрулировать восточное побережье Шотландии.

19 ноября лодка обнаружила грузовое судно Bowling, и в 23:28 атаковала его. За одиночным попаданием торпедой G7a в носовую часть последовал мощный взрыв, разломивший судно надвое, и приведший к затоплению последнего за 40 секунд. Лодка зафиксировала уничтожение танкера примерно 2000 брт, соблюдавшего светомаскировку, на расстоянии 6 миль (9,7 км) к северу-северо-востоку от Лонгстоун[англ.], островов Фарн. Принято считать, что это и был Bowling, благодаря его характерному расположению машин и рубки в задней части корпуса.

25 ноября U-boat вернулась в Киль[5].

9 декабря, пополнив припасы и подготовившись, лодка вновь вышла в море для постановки минного заграждения возле Данди.

12 декабря, с 02:16 до 02:56 было установлено 9 мин TMB в устье реки Тей.

15 декабря U-13 успешно вернулась в Киль[6].

6 января 1940 года, утром, на этом заграждении подорвалось и было серьезно повреждено грузовое судно City of Marseilles. Сразу после того, как лоцман прибыл на судно, под рубкой произошел взрыв, заклинивший двигатели и вызвавший крен от 10 до 15° на правый борт. Команда начала эвакуацию, однако две шлюпки были уничтожены взрывом, а еще одна перевернулась при спуске, сбросив в воду 14 человек, находившихся в ней. Погиб один член экипажа. Обнаруженные с аэроплана Lockheed Hudson (No. 224 Squadron RAF[англ.]) выжившие были подобраны лоцманским катером и несколькими другими судами, находившимися неподалеку, а затем высажены в Брогти Ферри[англ.]. На покинутое судно поднялись члены экипажа HMS Cranefly (FY 539) (Skipper H.B. Soames, RNR), HMS Sturton (FY 1595) и патрульного катера гавани HMS Suilven, а вскоре после этого на судно вернулись офицеры и лоцман. На следующий день оно было отбуксировано в Данди для временного ремонта. После этого оно своим ходом отправилось на базу Клайд для ремонта, который закончился в апреле 1940 года, и судно вернулось в строй.

6 февраля 1940 года на тех же минах подорвалось эстонское грузовое судно Anu (под командованием Йоханнеса Раудсоо (исп. Johannes Raudsoo)). Капитан, его жена и четыре члена экипажа погибли. Впоследствии в госпитале Данди умер от ожогов судовой кок.

Шестой и седьмой походы

U-13 (1935) (Шотландия)
Красная точка
Start
Красная точка
Fram
Шестой и седьмой походы

24 января 1940 года, после очередной смены командира, U-13 вышла на дежурство, вновь имея приказ патрулировать восточное побережье Шотландии.

31 января в 00:43 одиночной торпедой было атаковано грузовое судно Start (под командованием Джейкоба Бартманна Якобсена (англ. Jacob Bartmann Jacobsen)). После попадания судно мгновенно затонуло, унеся с собой всю команду. Выживших не было.

На следующий день, 1 февраля в 01:43 одиночной торпедой G7e было атаковано грузовое судно Fram, стоявшее на якоре возле буя Роузхёрти в заливе Абердур[англ.], Шотландия. 9 членов экипажа погибло. 14 выживших было подобрано HMS Khartoum (F45)[англ.] и британским вооруженным траулером[англ.] HMS Viking Deeps.

5 февраля лодка, окончив поход, пришла в Вильгельмсхафен.[7]

16 февраля U-boat вновь вышла в море с приказом патрулировать район Шетландских и Оркнейских островов.

17 февраля, уже выйдя в море, U-13 получила приказ на один день сменить район патрулирования и отправиться в Йосингфьорд, Норвегия.

Этот поход, впрочем, был ничем не примечательным и 29 февраля лодка вернулась в Вильгельмсхафен.[8]

2 марта U-13 совершила переход в Киль.

Восьмой поход

U-13 (1935) (Великобритания)
Красная точка
Swainby
Красная точка
Lily
Точка
Scottish American
Восьмой поход

25 марта 1940 года U-13 совершила обратный переход из Киля в Вильгельмсхафен.

31 марта, после непродолжительной подготовки, лодка вышла в боевой поход для поддержки сил вторжения в операции «Везерюбунг» (вторжение в Норвегию). Совместно с U-19, U-57, U-58 и U-59 составила Шестую Группу.

11 апреля U-13 получила приказ патрулировать воды в районе Оркнейских островов.

17 апреля U-boat обнаружила шедшее без сопровождения грузовое судно Swainby (под командованием Хью Томпсона (англ. Hugh Thompson)) и в 17:33 атаковала его. Одиночная торпеда попала в машинное отделение в кормовой части, и через 25 минут судно затонуло на расстоянии 25 миль (40 км) к северу от Макл-Флагга, Шетландские острова. Капитан и все 37 членов экипажа высадились на берег в заливе Норвик на Ансте.

19 апреля U-13 зашла в Берген для пополнения припасов и текущего ремонта, и, 21 апреля, вновь вышла в патруль по поддержке операции «Везерюбунг».

26 апреля в 00:28 лодка атаковала шедшее без сопровождения грузовое судно Lily, и поразила его одной торпедой. Однако детонации не произошло. В 01:17 повторная атака привела к попаданию торпеды в носовую часть, которую просто оторвало от судна. Нанесенные повреждения привели к затоплению судна за 45 секунд. Lily был объявлен пропавшим без вести после выхода судна из Керкуолла с призовой командой на борту (один офицер и пять матросов). Вместе с судном погибли все 24 человека на борту — выживших не оказалось.

26 апреля в 01:29 U-boat атаковала танкер Scottish American к западу от пролива Пентленд-Ферт. Попадание одной торпедой привело к пожару на борту судна. Выстрелив своей последней торпедой, лодка оставила судно, когда носовая часть уже погрузилась под воду, однако британские корабль-ловушка HMS Looe (X63) и абордажное судно HMT Northern Reward под прикрытием HMS Delight (H38)[англ.], HMS Diana (H49)[англ.] и HMS Imperial (D09) смогли отбуксировать его в Лох-Эриболл[англ.]. К 2 мая 8200 тонн нефти были перекачаны на британский танкер Oil Pioneer. 5 мая, за четыре дня, Scottish American было доставлено буксиром HMS St. Mellons (W81)[англ.] в сопровождении HMS Juniper (T123)[англ.] в устье реки Тайн. Ремонт в Норт-Шилдс[англ.] завершился в августе 1940 года и судно вернулось в строй.

2 мая U-13, благополучно завершив все задачи, возвратилась в Киль[9].

Девятый поход и судьба

26 мая 1940 года U-13 вышла из Киля в свой девятый и последний поход.

31 мая в Северном море на расстоянии 11 миль (18 км) к юго-востоку от Лоустофт в точке с координатами 52°26′ с. ш. 02°02′ в. д.HGЯO была уничтожена глубинными бомбами британского шлюпа HMS Weston (L72)[англ.]. Все 26 членов экипажа были спасены.[10]

Командиры

Флотилии

Потопленные суда

Название Тип Принадлежность Дата Тоннаж (брт) Груз Судьба Место
Magdapur грузовое судно  Великобритания 10 сентября 1939 года 8 641 в балласте потоплен (мина) 52°11′ с. ш. 1°43′ в. д.HGЯO
City of Paris пассажирский лайнер  Великобритания 16 сентября 1939 года 10 902 ? повреждён (мина) 51°14′ с. ш. 1°43′ в. д.HGЯO
Phryné грузовое судно  Франция 24 сентября 1939 года 2 660 уголь потоплен (мина) 52°09′ с. ш. 1°43′ в. д.HGЯO
Cairnmona грузовое судно  Великобритания 30 октября 1939 года 4 666 генеральный груз, включая шерсть, медь, злаки потоплен (конвой HX-5) 57°38′ с. ш. 1°45′ з. д.HGЯO
Bowling грузовое судно  Великобритания 19 ноября 1939 года 793 генеральный груз потоплен 55°45′ с. ш. 1°35′ з. д.HGЯO
City of Marseilles грузовое судно  Великобритания 6 января 1940 года 8 317 генеральный груз, джут повреждён (мина) 56°41′ с. ш. 2°04′ з. д.HGЯO
Start грузовое судно  Норвегия 31 января 1940 года 1 168 1478 тонн угля потоплен 57°25′ с. ш. 1°35′ з. д.HGЯO
Fram грузовое судно  Швеция 1 февраля 1940 года 2 491 в балласте потоплен 57°43′ с. ш. 2°06′ з. д.HGЯO
Anu грузовое судно  Эстония 6 февраля 1940 года 1 421 генеральный груз потоплен (мина) 56°41′ с. ш. 2°04′ з. д.HGЯO
Swainby грузовое судно  Великобритания 17 апреля 1940 года 4 935 в балласте потоплен 61°00′ с. ш. 0°50′ з. д.HGЯO
Lily грузовое судно  Дания 26 апреля 1940 года 1 281 китайский фарфор потоплен 58°30′ с. ш. 5°03′ з. д.HGЯO
Scottish American танкер  Великобритания 28 апреля 1940 года 6 999 9491 тонны нефти повреждён 58°41′ с. ш. 4°40′ з. д.HGЯO

См. также

Примечания

  1. Helgason, Guðmundur U-13. German U-boats of World War II. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  2. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Первый поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  3. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Второй поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  4. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Третий поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  5. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Четвёртый поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  6. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Пятый поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  7. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Шестой поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  8. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Седьмой поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  9. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Восьмой поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.
  10. Helgason, Guðmundur Данные по походам U-13 (Девятый поход). U-boat patrols. Uboat.net. Архивировано 15 мая 2013 года.

Ссылки