SMS Mainz (1909)
«Майнц» | |
---|---|
SMS Mainz | |
Служба | |
Германия | |
Класс и тип судна | Бронепалубный крейсер типа «Кольберг» |
Изготовитель | AG Vulcan Stettin |
Спущен на воду | 23 января 1909 года |
Введён в эксплуатацию | 1 октября 1909 года |
Выведен из состава флота | 1914 год |
Статус | погиб 28 августа 1914 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
4 362 т (нормальное) 4 889 т (полное)[1] |
Длина | 130 м |
Ширина | 14 м |
Осадка |
нормальное водоизмещение: 5,27 м полное: 5,6 м[1] |
Бронирование |
палуба — 20…40 мм; рубка — 100 мм; щиты ГК — 50 мм[2] |
Двигатели |
2 паровые турбины AEG-Curtiss 15 котлов |
Мощность | 20 200 л. с. |
Движитель | 2 винта ∅ 3,45 м[1] |
Скорость хода | 26,8 узла |
Дальность плавания | 3630 миль на скорости 14 узлов |
Вооружение | |
Артиллерия |
12 × 105-мм; 4 × 52-мм |
Минно-торпедное вооружение |
2 × 450-мм ТА, 100 морских мин |
«Майнц» (нем. SMS Mainz) — немецкий лёгкий крейсер времён Первой мировой войны. Второй корабль в серии из четырёх однотипных кораблей. Заложен в 1907 году, спущен на воду 23 января 1909 года, вошёл в строй 1 октября 1909 года.
История службы
На момент начала Первой мировой войны лёгкий крейсер «Майнц» входил в состав разведывательных сил Флота Открытого моря, возглавляемых контр-адмиралом Хиппером.
28 августа 1914 года в составе отряда крейсеров принял участие в Гельголандском сражении. В первой половине дня «Майнц», следовавший из устья Эмса в район острова Гельголанд в боевом охранении основных сил, был атакован крупным соединением британских кораблей. Против «Майнца» действовали лёгкие крейсера «Аретьюза» и «Фирлесс», поддерживаемые 31 эскадренным миноносцем.
В результате скоротечного боя «Майнц» получил ряд попаданий артиллерийскими снарядами и торпедой и, потеряв боеспособность, стал тонуть. В 12 часов 50 минут крейсер спустил флаг. Оставшиеся в живых члены экипажа крейсера были сняты британскими кораблями. Потери среди экипажа — 89 человек убитыми.
В 14 часов 10 минут лёгкий крейсер «Майнц» затонул в точке с координатами 53°58′ с. ш. 6°42′ в. д.HЯ
Командиры корабля
- фрегаттен-капитан Фридрих Тейсмеер (октябрь 1909 — январь 1910)
- фрегаттен-капитан Ганс фон Абекен (январь — февраль 1910, май 1910)
- фрегаттен-капитан Вильгельм Тимме (июнь — сентябрь 1910)
- фрегаттен-капитан/капитан-цур-зее Морис фон Эгиди (сентябрь 1910 — сентябрь 1912)
- фрегаттен-капитан Генрих Рейцман (октябрь 1912 — январь 1913, июнь — ноябрь 1913)
- капитан-лейтенант/корветтен-капитан Гусав Блокхайс (январь — июнь 1913)
- фрегаттен-капитан/капитан-цур-зее Вильгельм Пашен (ноябрь 1913 — август 1914)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Gröner. Band 1. — S.134
- ↑ Трубицын С. Б. Лёгкие крейсера Германии (1914-1918 гг.) с. 34
Литература
- Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985. — 439 p. — ISBN 0851772455. (англ.)
- Трубицын С. Б. Лёгкие крейсера Германии (1914-1918 гг.). — Издательство альманаха «Корабли и сражения», 1997. — 98 с.
- Рейнхард Шеер. Германский флот в Мировую войну. — Государственное военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1940. — 337 с.
Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815—1945. Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote (нем.). — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.