SMS Magdeburg (1911)
«Магдебург» | |
---|---|
SMS Magdeburg | |
Служба | |
Германская империя | |
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер типа «Магдебург» |
Изготовитель | AG Weser, Бремен, Германская империя |
Строительство начато | 1910 год |
Спущен на воду | 13 мая 1911 года |
Введён в эксплуатацию | 20 августа 1912 года |
Выведен из состава флота | 1914 год |
Статус | Захвачен и разобран |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 4550 т |
Длина | 138,7 м |
Ширина | 13,4 м |
Высота | 8,2 м |
Осадка | 4,4—5,16 м |
Бронирование |
Броневой пояс — 60 мм; палуба — горизонтальная поверхность 20…40 мм, скосы 40…60 мм; рубка — горизонтальные поверхности 20 мм, вертикальные — 100 мм; орудийные щиты — 50 мм |
Двигатели | 3 паровые турбины производства Bergmann Elektricitats-Werke |
Мощность | 33 500 л. с. |
Движитель | 3 трёхлопастных винта диаметром 2,75 м |
Скорость хода | 27,6 узлов |
Дальность плавания | 5820 морских миль на 12 узлах |
Экипаж | 373 |
Вооружение | |
Артиллерия | 12 × 105 мм/45 орудий |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 500 мм торпедных аппарата, 120 мин |
Магдебург (нем. SMS Magdeburg (1911)) — лёгкий крейсер ВМС Германии периода Первой мировой войны. Головной корабль одноимённого типа.
Крейсер «Магдебург» был заложен компанией «Везер» на верфях в городе Бремен в 1910 году. Спуск на воду состоялся 13 мая 1911 года, введён в состав флота 20 августа 1912 года.
Технические характеристики
Длина крейсера составляла 138,7 м (136 м по ватерлинии), ширина — 13,5 м, осадка — 5,1 м, водоизмещение — 4550 т. На «Магдебурге» были установлены 12 скорострельных орудий калибром 105 мм и длиной в 45 калибров, два расположенных ниже ватерлинии 500-мм торпедных аппарата, а также зенитные орудия. Крейсер нёс 120 морских мин заграждения и устройства для их сброса. Численность команды составляла 373 человека[1].
Три турбины «Германия» общей мощностью 33 500 л. с. и три винта позволяли развить скорость в 27,6 узлов. При полной загрузке в 1200 тонн угля и крейсерской скорости в 12 узлов «Магдебург» мог пройти 5820 морских миль.
Первая мировая война
После начала Первой мировой войны «Магдебург» действовал в Балтийском море. В течение первых недель войны крейсер осуществлял бомбардировки и постановку мин возле Либавы.
12 (25) августа 1914 года был послан в операцию по уничтожению русских морских дозоров в Финский залив с крейсером «Аугсбург» и двумя миноносцами, в ходе которой в ночь на 13 (26) августа 1914 года в тумане сел на камни у острова Оденхольм у северного побережья современной Эстонии, пробив двойной корпус. На выручку прибыл миноносец V-26 (извещённые о случившемся «Аугсбург» и второй миноносец из-за тумана и сильного течения неправильно определили местонахождение и до утра искали повреждённый крейсер далеко от фактического места катастрофы), но попытки спасти корабль закончились неудачей[2]. Катастрофа была обнаружена русским наблюдательным постом, размещённым на маяке на Оденхольме, который по радио сообщим о случившемся. Обнаружил работу радиостанции, «Магдебург» расстрелял и разрушил маяк артиллерийским огнём (выпущено 120 снарядов), но установленная в соседней постройке радиостанция не пострадала, а при попытке с крейсера высадить для её уничтожения на берег шлюпку с десантом она была отогнана ружейным огнём[3].
Получив сообщения о случившемся, командующий Балтийским флотом адмирал Н. О. фон Эссен направил к месту катастрофы крейсера «Богатырь» и «Паллада», а также дивизион миноносцев. Около 11 часов 13 (26) августа 1914 года крейсера подошли к «Магдебургу» и открыли огонь. Немецкий миноносец V-26, успевший принять на борт часть экипажа «Магдебурга», обрубил трос и с боем оторвался от преследования и скрылся в тумане, успев получить 3 попадания русских снарядов и безрезультатно расстреляв 104 своих снаряда[2]. Командир «Магдебурга» после нескольких выстрелов по русским крейсерам подорвал в двух местах свой корабль, окончательно выведя его из строя, после чего сдался русским. В плен попали 3 офицера, 3 инженера-механика и 51 матрос (причём 1 офицер и 2 матроса оказались из команды V-26, принимавшие в шлюпке с воды матросов крейсера и брошенные своим ушедшим кораблём)[3]. В русские корабли попаданий не было. Общие потери на двух немецких кораблях составили 17 убитых, 17 раненых, 75 человек пропали без вести[2].
В суматохе боя эвакуация была прервана, и секретные документы не удалось забрать с севшего на мель корабля. По уставу немецкого флота сигнальные книги требовалось сжечь в топке, но она оказалась затоплена забортной водой. Поэтому их пришлось выбросить за борт. Русское командование послало водолазов разыскать их, и после недолгих поисков их работа увенчалось успехом: книги лежали рядом с бортом корабля. Судя по всему, их бросили в воду с крыла ходового мостика[4].
В радиорубке «Магдебурга» была найдена вторая сигнальная книга и черновой листок с зашифровкой радиограммы-донесения о недавнем боестолкновении. Зная наименования участвующих в нём русских и германских кораблей, дату, время и место столкновения, русские моряки сумели расшифровать её, а по ней и восстановить германский шифр[4].
В кратком бою погибли 15 матросов «Магдебурга», а 57 или 60 человек[5] во главе с корветтен-капитаном Хабенихтом сдались в плен русским морякам. Командир корабля Хабенихт, увидев водолазов, понял, что сигнальные книги уже в руках русских. Впоследствии он содержался под усиленной стражей у Хабаровска — необходимо было исключить для него возможность передать весть о захвате книг на родину.
Во избежание того, чтобы сигнальные книги достались немцам, русский флот провёл контрразведывательную операцию: было известно, что немецкий агент попытался выйти на связь с Хабенихтом. Роль пленного Хабенихта решил сыграть имевший звание старшего лейтенанта Иван Ренгартен, свободно говоривший по-немецки и внешне походивший на капитана. От агента он получил шифрованное указание выяснить судьбу книг и доложить ему. Русские пустили немецкого агента по ложному следу: ему сообщили, что книги якобы были сожжены в котле № 14 крейсера. В действительности русские моряки тайно туда привезли несколько книг в обложках в свинцовом переплёте, которые затем и сожгли. Такие обложки были у сигнальных книг, однако на крейсер были доставлены фальшивые книги. Немцы, отправив экипаж подлодки для обследования борта крейсера «Магдебург», обнаружили котёл и остатки переплётов сгоревших кодовых книг. В случае, если бы кодовые книги оказались целыми, немцам пришлось бы полностью сменить шифр, что затруднило бы работу войскам связи Антанты[6]. Одна из трех захваченных сигнальных книг была вскоре передана британскому Адмиралтейству.
Операция по захвату кодовых книг крейсера «Магдебург» сыграла решающую роль в раскрытии военно-морского шифра Германии, что оказало впоследствии значительное влияние на боевые действия на море и на ход войны в целом. Один экземпляр сигнальной книги был передан англичанам, которые также сумели расшифровать германский код, но позднее русских[7].
Флаг «Магдебурга» стал русским трофеем[8].
Также с крейсера были сняты орудия, установленные потом на ряд малых кораблей Балтийского флота: канонерская лодка «Храбрый» получила шесть 105-мм пушек, сторожевой корабль «Ястреб» — две, а сторожевые корабли «Копчик» и «Коршун» — по одной.
Командиры корабля
Фрегаттенкапитан Генрих Рохардт | Август — сентябрь 1912 года | |
Фрегаттенкапитан Вильгельм Мост | Сентябрь 1912 года — февраль 1913 года | |
Фрегаттенкапитан/Капитан-цур-зее Густав-Юлиус Меркер | Февраль 1913 года — март 1914 года | |
Корветтенкапитан Рихард Хабенихт | Март-август 1914 года |
Второй «Магдебург»
B 1916 году в Киле на верфи Howaldtswerke был заложен новый крейсер типа «Кёльн II» под номером 602, призванный заменить в строю погибший «Магдебург». 17 ноября 1917 года ему было присвоено то же имя, но строительство к концу войны не было закончено, и недостроенный корабль пошел на слом: во-первых, Версальский договор ставил немецкий флот в очень жёсткие рамки, а во-вторых, разоренной войной стране требовался металл, а средств на достройку крейсера не было. 17 ноября 1919 года недостроенный корабль был исключен из состава флота, 28 октября 1921 года продан и в 1922 году разобран на металл.
Примечания
- ↑ Трубицын С. Б. Легкие крейсера Германии 1914—1918 г. — СПб., 1997.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Фирле Р. Война на Балтийском море. Том 1. От начала войны и до прекращения в феврале 1915 года навигации. — Л.: Редакционно-издательский отдел Морских Сил РККФ, 1926. — С. 96—105.
- ↑ 3,0 3,1 Эмме В. (Винтер Е. Ф.) Балтийский флот в начале Первой мировой войны. // Гангут. — 2017. — Вып. 102. — С. 42—46.
- ↑ 4,0 4,1 Янкович В. К истории возникновения радиоразведки в русском флоте. // Военно-исторический журнал. — 1961. — № 2. — С.114-117.
- ↑ Русский флот в Первой мировой и его боевая эффективность. Ч. 1. 1914 год - Балтика, Черное море и Дунай . btgv.ru. Дата обращения: 15 января 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
- ↑ Шифры и факты // Армейский вестник. — Министерство обороны Российской Федерации, 2023. — 28 февраля (вып. 2).
- ↑ Ежов М. Ю. Один из мифов о крейсере «Магдебург». // Вопросы истории. — 2007. — № 2. — С. 152—156.
- ↑ Германские знаменные трофеи русской армии Великой войны . btgv.ru. Дата обращения: 30 января 2023. Архивировано 30 января 2023 года.
Литература
- Бубнов, Александр Дмитриевич. В царской Ставке. М.: Вече, 2008. — 272 с. ISBN 978-5-9533-3291-0
- Емелин А. Ю., Бочаров А. А. Легенды крейсера «Магдебург» // Альманах «Цитадель». № 10, 2002, с. 33-44.
- Партала М. А. Рифы и мифы острова Оденсхольм: к истории захвата секретных документов германского флота на крейсере «Магдебург» в августе 1914 года
- Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903—1918, Bremen bis Cöln-Klasse, Band 12, Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine, Bernard & Graefe Verlag München, 2004, ISBN 3-7637-6252-3
- Matti E.Mäkelä: Das Geheimnis der «Magdeburg»:, Die Geschichte des Kleinen Kreuzers und die Bedeutung seiner Signalbücher im Ersten Weltkrieg, Bernard & Graefe Verlag Koblenz, 1984, ISBN 3-7637-5424-5
Ссылки
- д/ф "Код «Черного кабинета»" из цикла «Искатели» (РТР, 2017)
- SMS Magedeburg // historyofwar.org
- Magdeburg // german-navy.de