SCAT

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
SCAT Airlines
ИАТА
DV
ИКАО
VSV
Позывной
VLASTA
Дата основания 1997
Хабы Международный аэропорт Алматы
Международный аэропорт Актау
Международный аэропорт «Нурсултан Назарбаев»
Размер флота 30
Пунктов назначения 33
Дочерние компании
Штаб-квартира Казахстан Шымкент, Казахстан
Руководство
  • Денисов В. И. (президент)
  • Сытник В. А. (первый вице-президент)
Оборот 37 525 млн. тенге (2015)[1]
Операционная прибыль 724 млн. тенге (2015)[1]
Чистая прибыль 5,32 млрд. тенге (2017)[1]
Число сотрудников 1250
Сайт scat.kz

SCAT Airlines (юридическое название — АО «Авиакомпания "SCAT"») — авиакомпания Казахстана. Штаб-квартира расположена в Шымкенте. Хабы: Актау, Алма-Ата, Астана, Шымкент. В 2015 году авиакомпания прошла[2] процедуру аудиторской проверки Международной ассоциации воздушного транспорта на соответствие стандарту IOSA. С 2018 года — полноправный[3] член Международной ассоциации воздушного транспорта IATA.

SCAT владеет двумя дочерними авиакомпаниями:

  • Sunday Airlines — основана в 2013 году, перевозит пассажиров по чартерным направлениям на курорты.
  • Южное Небо[4] — владеет советскими самолётами как Ан-2, Ан-24, выполняет рейсы санитарной авиации и в аэропорты Казахстана, не имеющим технической возможности принимать современные авиалайнеры.

Авиакомпания выполняет[когда?] 55 регулярных рейсов по Казахстану. 40 международных рейсов выполняются в Россию, Турцию, Саудовскую Аравию, КНР, Индию, Таиланд, Японию, Египет, Азербайджан, Армению, Грузию и в Монголию.

31 марта 2018 года SCAT получила[5] новейший Boeing 737 MAX 8, тем самым став первым эксплуатантом этой модели в постсоветских странах. Заключён договор с корпорацией Boeing на покупку ещё пяти таких же самолётов.


В 2018 году авиакомпания перевезла 2 млн. 200 тыс. пассажиров.[1] Архивная копия от 17 мая 2019 на Wayback Machine

История

Основана в 1997 году. Собственники: Владимир Иванович Денисов и Владимир Андреевич Сытник.[источник не указан 1708 дней]

Первый полет был совершен в 1998 году на Ан-24 по маршруту Алма-Ата — Кызылорда — Алма-Ата. В авиапарке имелся всего один самолет, а численность персонала составляла 28 человек.

К концу этого же года было освоено ещё два направления: Алма-Ата — Шымкент — Алма-Ата и Астана — Шымкент — Астана. Постепенно происходит обновление парка воздушных судов.

В 2008 году авиакомпания приобрела первый Boeing 737. В 2009 году после приобретения воздушного судна Boeing 757 авиакомпания начала осуществлять чартерную программу, совершая перелеты в популярные туристические курорты.

  • 2 июля 1997 года в Шымкенте зарегистрировано ТОО Авиакомпания «SCAT». 14 ноября компания получает сертификат эксплуатанта, дающий право на выполнение регулярных рейсов.
  • 10 марта 1998 года выполнен первый коммерческий рейс, который положил начало «эпохи» регулярных маршрутов.
  • 1999 год — начало выполнения международных маршрутов.
  • 2000 год — Пассажирооборот составляет 3000 человек. Парк воздушных судов состоит из 7 ВС Ан-24.
  • 2001 год — авиакомпания получает контракт по выполнению рейсов на Африканском континенте, где получает бесценный опыт работы по новым стандартам.
  • 2002 год — планомерно реализуется программа пополнения парка ВС. К концу года флот состоит из 13 ВС Ан-24 и 28 ВС Ан-2.
  • 2003 год — ТОО «Авиакомпания "SCAT"» преобразовано в ЗАО. Компания расширяет географию полетов, в регулярном расписании задействовано 36 внутренних и 10 международных направлений.
  • 2004 год — объемы пассажирских перевозок компании увеличились в 3 раза по сравнению с 2003 годом. ЗАО «Авиакомпания "SCAT"» преобразовано в АО «Авиакомпания "SCAT"».
  • 2005 год — переход на реактивную технику. «SCAT» начинает эксплуатацию ВС Як-42, на котором впервые выполняет рейс Шымкент-Москва.
  • 2006 год — Парк ВС состоит из: 28 Ан-2, 23 Ан-24, 2 Як-42 и 1 ВАС 1-11
  • 2007 год — на базе Авиакомпании «SCAT» создан Авиационный учебный центр, который является членом Ассоциации авиационных учебных центров Российской Федерации.
  • 2008 год — переход на глобальную систему бронирования. Переоснащение авиапарка на ВС Boeing, приобретены 2 ВС Boeing 737. Открыт новый международный рейс Шымкент-Урумчи.
  • 2009 год — приобретение первого ВС Boeing 757-200. Компания начинает выполнять чартерную программу. Открыты международные туристические рейсы в Турцию, Таиланд, Китай, ОАЭ, Египет.
  • 2010 год — компания запускает реализацию авиаперевозок на электронных бланках. Увеличивается сеть внутренних и международных рейсов.
  • 2011 год — компания принимает активное участие в 7-х Зимних Азиатских играх, выступая официальным спонсором и предоставляя авиаперелеты спортсменам гостям со всего мира. 14 июня в Министерство связи и информации РК зарегистрирован и напечатан первый тираж официального бортового журнала «aspan». 14 декабря «SCAT» получает в эксплуатацию первый Bombardier CRJ-200, который положил начало формированию собственного парка ВС CRJ 200. Открыт новый международный рейс Шымкент-Стамбул.
  • 2012 год — Штат компании насчитывает более 750 человек. Парк ВС состоит преимущественно из собственных самолетов Boeing 757/737, Bombardier CRJ-200/700, Як-42, Ан-24, Ан-2. Сформирован собственный высококвалифицированный штат сотрудников по обслуживанию ВС. Компания получила сертификат EASA Part-145, что позволяет самостоятельно осуществлять техническое обслуживание и ремонт самолетов. Авиакомпания впервые перевезла более одного миллиона пассажиров за год.
  • 8 декабря 2016 года — казахстанским авиакомпаниям разрешили летать в Европу.
  • В 2018 году все европейские воздушные ограничения были отменены для авиакомпании SCAT Airlines.
  • В марте 2018 года авиакомпания SCAT Airlines принята в полноправные члены Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). SCAT Airlines стала второй казахстанской авиакомпанией включенной в регистр IATA.

Флот авиакомпании

25 августа 2015 на МАКС-2015 был подписан меморандум между авиакомпанией SCAT и Государственной транспортной лизинговой компанией о приобретении в операционный лизинг 15 самолётов Sukhoi Superjet 100[6]. По состоянию на сентябрь 2017 года приобретение самолётов Sukhoi Superjet 100 в лизинг было отложено из-за увеличения контрактной цены ввиду девальвации тенге[7].

29 марта 2018 года флот компании пополнился Boeing 737 MAX 8.

13 марта 2019 года в Казахстане была приостановлена эксплуатация самолётов Boeing 737 MAX.

19 февраля 2021 года SCAT Airlines возобновила эксплуатацию Boeing 737 MAX после почти двухлетнего мирового запрета на полёты[8][9][10].

27 августа 2021 года авиакомпания SCAT первой из авиаперевозчиков стран СНГ получила самолёт модели Boeing 737 MAX 9.

В 2022 году флот Авиакомпании получит 9 новых воздушных судов.

Флот авиакомпании SCAT.
Тип В эксплуатации Заказано Вместимость Бортовой номер Примечания
Boeing 737-300 5 144/148 UP-B3710
UP-B3712
UP-B3718
UP-B3721
UP-B3729
Boeing 737-500 3 118 UP-B3723
UP-B3722
UP-B3724
Boeing 737-700 1 149 UP-B3725
Boeing 737-800 6 1 189 UP-B3730
UP-B3731
UP-B3732
UP-B3735
UP-B3736
Boeing 757-200 4 235 UP-B5705
UP-B5702
UP-B5703
UP-B5704
Переданы под управление Sunday Airlines
Boeing 767-300 1 290 UP-B6703 Переданы под управление Sunday Airlines
Bombardier CRJ200 7 50 UP-CJ004
UP-CJ005
UP-CJ007
UP-CJ008
UP-CJ011
UP-CJ012
UP-CJ015
Boeing 737 MAX 8 2 1 186
174
UP-B3720
UP-B3737
Поставки начались в марте 2018 года.
Boeing 737 MAX 9 1 4 213 UP-B3726 Поставки начались в августе 2021 года.
Всего: 30 6

Строительство нового терминала аэропорта города Шымкент

5 сентября 2018 года аким города Шымкент Габидулла Абдрахимов и президент авиакомпании SCAT Владимир Денисов подписали меморандум о взаимном сотрудничестве в строительстве нового авиатранспортного хаба[11].

Катастрофы и происшествия

Дата Бортовой номер Место аварии Жертвы Краткое описание
29.01.2013 Казахстан UP-CJ006 Казахстан Алматинская область 21/21 Самолёт CRJ-200 рейса № 760 Кокшетау — Алматы при уходе на второй круг разбился около аэропорта Алматы (Казахстан). Погибли 16 пассажиров и 5 членов экипажа.
16.06.2015 Литва LY-FLB Казахстан Аэропорт Актау 0/0 При проведении технических работ на борту самолёта Boeing 737-322 произошло самопроизвольное возгорание, в результате которого воздушное судно получило значительные повреждения и восстановлению не подлежит[12].

Ссылки

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Аудиторский отчет за 2015 год (консолидированный) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  2. Казахстанская авиакомпания SCAT принята в члены IATA (рус.), Авиатранспортное обозрение (30 марта 2018). Архивировано 15 ноября 2018 года. Дата обращения 15 ноября 2018.
  3. IATA. Current Airline Members (англ.). www.iata.org. Дата обращения: 15 ноября 2018. Архивировано 14 декабря 2018 года.
  4. Авиакомпания ”Южное небо” появилась в Казахстане. Tengrinews.kz. Дата обращения: 15 ноября 2018. Архивировано 15 ноября 2018 года.
  5. Авиакомпания SCAT получила новейший «Боинг 737 Макс 8» (рус.). Архивировано 15 ноября 2018 года. Дата обращения 15 ноября 2018.
  6. Авиакомпания Scat подписала меморандум о приобретении 15 SSJ-100 (недоступная ссылка). ИА «Новости-Казахстан» (26 августа 2015). Дата обращения: 25 сентября 2022. Архивировано 26 сентября 2015 года.
  7. Евгения Коляда. Авиакомпания SCAT отложила вопрос о лизинге Sukhoi Superjet 100. Авиатранспортное обозрение (8 сентября 2017). Дата обращения: 27 января 2018. Архивировано 28 января 2018 года.
  8. Виктор Бурдин. Boeing 737 MAX вернулся в казахстанское небо. И уже возит пассажиров. Forbes Kazakhstan (19 февраля 2019). Дата обращения: 24 сентября 2022. Архивировано 16 июня 2021 года.
  9. Boeing 737 MAX 8 авиакомпании SCAT выполнил первые коммерческие рейсы. «Комсомольская правда» в Казахстане (19 февраля 2019). Дата обращения: 24 сентября 2022. Архивировано 19 февраля 2021 года.
  10. Boeing 737 MAX возвращается в Казахстан. Tengrinews.kz (12 февраля 2021). Дата обращения: 21 февраля 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
  11. Строительство нового терминала аэропорта в Шымкенте завершится к 2020 году. otyrar.kz. Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 16 ноября 2018 года.
  12. Самолет авиакомпании SCAT загорелся в аэропорту Актау. События. Tengrinews.kz. Дата обращения: 25 июня 2015. Архивировано 26 июня 2015 года.