Haidilao

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Haidilao International Holding Ltd
海底捞国际控股有限公司
Ресторан в ЧжэнчжоуРесторан в Чжэнчжоу
Тип Публичная компания
Листинг на бирже SEHK: 6862
Основание 1994
Прежние названия Sichuan Haidilao Catering
Основатели Чжан Юн и Ши Юнхун
Расположение Флаг Китайской Народной Республики Пекин
Ключевые фигуры Чжан Юн (председатель правления), Ян Лицзюань (CEO)
Отрасль Общественное питание
Продукция Сеть ресторанов хого
Оборот 41,11 млрд юаней (2021)[1]
Операционная прибыль -3,33 млрд юаней (2021)[1]
Чистая прибыль -4,16 млрд юаней (2021)[1]
Активы 28,02 млрд юаней (2021)
Капитализация 82,7 млрд HKD (11.11.2022)[2]
Число сотрудников 146,6 тыс. человек (2022)
Дочерние компании Hai Di Lao Holdings, Sichuan Haidilao Catering
Сайт haidilao.com

Haidilao International Holding Limited («Хайдилао») — китайская компания, управляющая крупнейшей сетью ресторанов сычуаньской кухни в мире. Основным направлением деятельности являются рестораны под брендом Haidilao Hot Pot, в которых еда подаётся в хого. Дочерние структуры Haidilao International занимаются доставкой еды, продажей приправ и ингредиентов[2][3][4]. Haidilao International Holding входит в число крупнейших публичных компаний Китая, а её совладельцы Чжан Юн, Шу Пин, Ши Юнхун и Ли Хайянь — в число богатейших миллиардеров страны[5][6].

Этимология

Название компании Haidilao происходит от термина в игре маджонг, означающего редкую и удачную комбинацию, когда игрок забирает последнюю доступную кость[7].

История

В 1994 году Чжан Юн и Ши Юнхун, а также их подруги, позже ставшие их жёнами, собрали первоначальный капитал и открыли ресторан сычуаньской кухни в уезде Цзяньян. В конце 1990-х годов сеть вышла за пределы Сычуани. В 2009 году оборот компании Sichuan Haidilao Catering превысил 1 млрд юаней, а число сотрудников достигло 10 тыс. человек. Официально она была зарегистрирована на Каймановых островах, а штаб-квартира разместилась в Пекине. В июле 2016 года крупный производитель приправ Yihai International, отделившийся от Haidilao, провёл IPO на Гонконгской фондовой бирже. В начале 2017 года сеть насчитывала 168 заведений в 51-м городе материкового Китая и девять зарубежных ресторанов в Сингапуре, Лос-Анджелесе, Сеуле и Токио. Летом 2017 года сеть Haidilao вышла на рынок Гонконга[8][9][7][10].

В сентябре 2018 года сеть Haidilao вышла на Гонконгскую фондовую биржу, а её соучредители — Чжан Юн, его жена Шу Пин, их партнёр Ши Юнхун и его жена Ли Хайянь — стали долларовыми миллиардерами. По итогам 2018 года выручка Haidilao выросла на 60 % до 17 млрд юаней (3,5 млрд долларов), рыночная капитализация составила 21 млрд долларов, а число зарубежных ресторанов выросло до 36. В 2020 году продажи 1,3 тыс. ресторанов сети превысили 4,4 млрд долларов[5][11][12][6][13][14].

Пандемия COVID-19 сильно ударила по сети Haidilao, многие рестораны которой были вынуждены закрыться, а после открытия значительно подняли цены[15][16][17]. По итогам 2021 года продажи более 1,4 тыс. ресторанов сети превысили 6,4 млрд долларов (основная выручка пришлась на Китай, США, Японию, Южную Корею и Сингапур)[5][11].

Деятельность

Маникюр для клиентов у входа в ресторан

Haidilao International управляет сетью ресторанов сычуаньской кухни, логистическими и производственными базами, а также занимается доставкой еды, продажей приправ и пищевых ингредиентов, оптовой торговлей и финансовыми услугами. По состоянию на конец 2021 года компания владела и управляла 1443 ресторанами, в том числе 1329 ресторанами в материковом Китае[18][19][20].

Ши Юнхун и Чжан Юн также имеют долю в компании Yihai International, которая производит приправы и соусы для хого и была выделена из состава Haidilao.

По итогам 2021 года основные продажи Haidilao International пришлись на общественное питание и другие ресторанные услуги (96,5 %), доставку еды (1,7 %), продажу приправ и пищевых ингредиентов (1,7 %). Основная выручка пришлась на рынок Китая (92,8 %)[21].

Концепция

Основной специализацией сети является подача ингредиентов для приготовления в остром бульоне сычуаньского хого. К фирменным светлым и тёмным бульонам подаются различные ингредиенты (свинина, телятина, баранина, курятина, утятина, свиные мозги, гусиные потроха, морепродукты, лапша, пельмени, овощи, фрукты, грибы и специи), а также дипы, салаты, обжаренный арахис, алкогольные и безалкогольные напитки. Клиенты сами выбирают ингредиенты и окунают их, держа палочками, в один из двух или четырёх (в зависимости от заказанной ёмкости) кипящих бульонов различной остроты на свой выбор. Также можно выбрать более 20 различных соусов. Ежегодно в меню ресторанов добавляются новые рецепты. Если у клиента длинные волосы, официанты предложат ему бесплатную резинку, чтобы во время еды завязать волосы сзади. Также клиентам выдают фартуки для защиты одежды и чехлы для защиты телефонов, предлагают горячие полотенца для рук[22][23][24][25].

Особую известность Haidilao получила благодаря внимательному обслуживанию посетителей, включая бесплатный маникюр, чистку обуви, массаж плеч и рук, настольные игры, напитки и свежие фрукты для ожидающих столика клиентов (в каждом ресторане сети есть зал ожидания для клиентов с маникюрными столами и игровыми зонами для детей). В самих ресторанах работники дарят подарки в день рождения клиента, устраивают шоу с лапшой и танцевальные представления, набирающие много просмотров в китайских социальных сетях. Также можно заказать услуги видеоконференции и общаться с друзьями в другом ресторане Haidilao. Для одиноких посетителей предусмотрены столики с плюшевыми мишками. Клиентам в очках предоставляется салфетка для протирки стёкол. Для повышения эффективности ресторанов сотрудникам предоставляются общежития, многие кухни максимально автоматизированы, а в залах внедряются роботы-официанты[5][8][6][26][27][28].

В 2003 году компания создала собственную службу доставки, которая с 2013 года работает круглосуточно. Сотрудники службы доставки Haidilao перед входом в квартиру надевают бахилы, а затем на кухне помогают клиенту разрезать тушеное мясо и разложить порции на тарелки. Затем они ждут у дома завершения трапезы, после чего забирают фирменное оборудование и посуду (включая индукционную плиту). За дополнительную плату работники доставки могут после трапезы убрать помещение клиента[29][30].

Международная сеть

Свой первый зарубежный ресторан Haidilao открыла в 2012 году в Сингапуре. Осенью 2013 года первый американский ресторан сети открылся в Аркейдии. Со временем компания вышла на рынки Южной Кореи (2014), Тайваня и Японии (2015), Гонконга (2017). По состоянию на конец 2021 года за пределами материкового Китая 114 ресторанов сети Haidilao работали в Гонконге, Макао, Японии, Южной Корее, на Тайване, во Вьетнаме, Таиланде, Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Австралии, США, Канаде и Великобритании[18][29][31].

Акционеры

Крупнейшими акционерами Haidilao International являются Чжан Юн (52,9 %), Шу Пин (7,37 %), Ли Хайянь (6,03 %), Ши Юнхун (3,29 %), Ян Лицзюань (3,22 %), Morgan Stanley (1,65 %), Hongde Fund Management (0,66 %), The Vanguard Group (0,6 %) и BlackRock (0,47 %)[21][32].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Haidilao International Holding Ltd (6862) Income Statement (англ.). Fusion Media Group[англ.]. Дата обращения: 11 ноября 2022.
  2. 2,0 2,1 Haidilao International Holding Ltd (англ.). Reuters.
  3. Haidilao International Holding Ltd (англ.). Bloomberg.
  4. Haidilao International Holding (англ.). Forbes.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Zhang Yong & Shu Ping (англ.). Forbes.
  6. 6,0 6,1 6,2 Spicy hotpot has made Chinese couple $7.8b richer this year (англ.). The Sydney Morning Herald.
  7. 7,0 7,1 Spice of success (англ.). China Daily.
  8. 8,0 8,1 Hotpot giant Haidilao set to enter Hong Kong soon (англ.). China Daily.
  9. HK float on the menu for Haidilao offshoot (англ.). China Daily.
  10. China-Focused Cases: Selected Winners of the CEIBS Global Case Contest. — Springer, 2019. — P. 183–194. — ISBN 9789811327063.
  11. 11,0 11,1 Shi Yonghong & family (англ.). Forbes.
  12. Haidilao International Holding Ltd. (англ.). The Wall Street Journal.
  13. Chinese hotpot chain Haidilao raises nearly $1 billion in IPO (англ.). CNBC.
  14. Chinese hotpot chain Haidilao’s US$963 million IPO makes it Hong Kong’s fifth largest this year (англ.). South China Morning Post.
  15. Haidilao hikes prices due to coronavirus (англ.). China.org..
  16. Hot Pot Chain Haidilao Reveals 2019 Financial Results, Looks To Further Expand in 2020 (англ.). Pandaily.
  17. Haidilao Apologizes for Price Hike After Reopening (англ.). Pandaily.
  18. 18,0 18,1 Haidilao International Holding Ltd (англ.). Yahoo! Finance.
  19. Haidilao International Holding Ltd (англ.). CNBC.
  20. Haidilao International Holding Ltd (англ.). Morningstar.
  21. 21,0 21,1 Haidilao International Holding Ltd (англ.). Market Screener.
  22. Hong Kong’s Hot-Pot IPO: A Chinese Chain Serving Pig Brains and Giving Manicures (англ.). The Wall Street Journal.
  23. The research of service innovation on the base of catering service process — Taking Hai Di Lao as an example (англ.). IEEE.
  24. The relationships among perceived quality, customer satisfaction and customer retention: An empirical research on Haidilao restaurant (англ.). IEEE.
  25. Haidilao: Taking Chinese Hotpot to the Next Level (англ.). Hotpot Ambassador.
  26. Chinese Hot Pot Chain Hai Di Lao Makes Move to U.S. (англ.). The Wall Street Journal.
  27. Haidilao to tap demand for Chinese hotpot with up to $700 million IPO (англ.). Reuters.
  28. Haidilao Hot Pot’s Success (англ.). Harvard Business School.
  29. 29,0 29,1 Exploring Haidilao Service Creativity: The Perspective of Maslow's Hierarchy of Needs (англ.). Atlantis Press.
  30. Hai Di Lao Hot Pot: From Employee Stimulation to Service Innovation (англ.). Journal of China Tourism Research.
  31. Hai Di Lao, Chinese Hot Pot Chain, Plans To Bring 'Noodle Dance' To The U.S. (англ.). HuffPost.
  32. Haidilao International Holding Ltd (англ.). The Financial Times.

Ссылки