Перейти к содержанию

DKW

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Dampf Kraft Wagen
Тип Публичная компания
Основание 1916
Упразднена 1966
Расположение Хемниц
Отрасль Автомобилестроение
Продукция мотоциклы и автомобили
DKW в 1932 стал одним из четырёх марок Auto Union

DKW («дэ-ка-вэ») — Dampf Kraft Wagen — марка немецких автомобилей и мотоциклов. Зарегистрирована в 1916 году[1], прекратила существование в 1966 году.

История

Игрушечный паровой двигатель «Des Knaben Wunsch»
DKW 1 л. с., 1920 г.

Появление марки

В 1904 году датский инженер Йорген Скафте Расмуссен вместе со своим партнёром Карлом Эрнстом основал компанию «Эрнст и Расмуссен» в городе Хемнице по продаже машин и оборудования всех видов. В 1906 году Расмуссен приобрёл завод в городе Чопау и перенёс туда производство. Офис продаж остался в Хемнице. Компания была ориентирована на продажу широкого ассортимента аксессуаров для паровых двигателей. С 1909 года открывается «Rasmussen & Ernst, Zschopau-Chemnitz, Maschinen- und Armaturenfabrik, Apparatebau Anstalt» («Расмуссен и Эрнст, Цшопау-Хемниц, предприятие по производству машин, аппаратуры и оборудования»). В 1913 году произошло правовое разделение между «Rasmussen und Ernst», и Дж. П. Расмуссен изменил название компании на «Zschopauer Maschinenfabrik JS Rasmussen».

В начале Первой мировой войны Расмуссен получил военные контракты. Производство запалов позволило компании расшириться, и в конце 1915 года у Расмуссена было около 480 работников.

В 1916 году Расмуссен начал проект по созданию автомобиля с паровым двигателем, который финансировался за счёт немецких военных властей. После Первой мировой войны интерес к этой технологии угас, и в 1921 году проект был прекращён. Единственное, что осталось от него, были три буквы DKW, запатентованные Расмуссеном как товарный знак.

Одновременно с началом проектирования парового автомобиля компания приобрела права на двухтактный двигатель Hugo Ruppe из Апольда рабочим объёмом 18 см³ и мощностью 0,25 л. с., игрушечный бензиновый двигатель «Des Knaben Wunsch» был довольно успешен на рынке.

Хитом продаж в 1921 году стал велосипед со вспомогательным мотором, только в 1921 году было продано более 10000 штук. Двигатель с объёмом 118 см³ и мощностью 1 л. с. был смонтирован на стойках.

Начало производства мотоциклов

DKW Luxus 200 «Blutblase» 1931 г.

В 1922 году в Цшопау изготовлен первый мотоцикл — «Reichsfahrtmodell» с двигателем рабочим объёмом 142 см³ и мощностью 1,5 л. с. Наиболее успешной моделью ранних лет был DKW E 206 1925 года выпуска с одноцилиндровым двигателем рабочим объёмом 206 см³, стоимостью 750 рейхсмарок (дешевле, чем аналогичные мотоциклы конкурентов).

С 1928 года стал выпускаться DKW Luxus 200, известный как «пузырь крови» («Blutblase») из-за окраски бензобака в красный цвет «knallrot». Меньший объём цилиндра (198 см³) был получен за счёт сокращения диаметра цилиндра на миллиметр. Вершиной модельного ряда стал мотоцикл «Super Sport 600» с двухцилиндровым двигателем с водяным охлаждением, объёмом 600 см³. В 1934 году был создан DKW RT 100 (98 см³, выпущено 72000 шт.).

В 1932 году DKW приобрёл лицензию Адольфа Шнюрле (A. Schnürle) из фирмы Deutz на метод петлевой продувки цилиндра двухтактного двигателя и эксклюзивное право его использования в бензиновых двигателях.

В 1939 году пошёл в серию наиболее известный мотоцикл DKW RT 125, который в скором времени стал использоваться вермахтом.

Наиболее известным дизайнером мотоциклов DKW был Герман Вебер, перешедший из фирмы Hugo Ruppe в 1920 году.

Расмуссен использовал новую расшифровку своей фирмы DKW: Des Knaben Wunsch — Мечта мальчишек — нем. для игрушечных моторов. Лёгкие мотоциклы расшифровывались Das Kleine Wunder — Маленькое чудо — нем.

Автомобили DKW до Второй мировой Войны

DKW F1 Rennwagen
DKW F8-700

Автомобили DKW производились с 1928 по 1966 год. Все они использовали двухтактные двигатели. В 1931 году компания стала первопроходцем в использовании привода передних колёс. Наиболее известные автомобили до Второй мировой войны имели марки от F1 до F8, передний привод колёс и поперечно смонтированный двухцилиндровый двигатель. Рабочий объём двигателя составлял 600 или 700 см³, мощность составляла от 18 до 20 л. с. Эти модели также отличались наличием династартера. У автомобиля был клееный цельнодеревянный кузов. Эта особенность послужила поводом ещё одной расшифровки ДКВ в СССР — Дерево-Клей-Вода. Именно отсутствие листового металла в конструкции кузова обеспечило крупносерийный выпуск ДКВ в связи с дефицитом этого материала в послевоенной Германии.

Также выпускались менее известные серии заднеприводных автомобилей Schwebeklasse и Sonderklasse с V-образными 4-цилиндровыми двухтактными двигателями. Рабочий объём этого двигателя составлял 1000 см³, позже - 1100 см³.

В 1939 году появились прототипы первых трёхцилиндровых двигателей. Двигатель рабочим объёмом 900 см³ развивал мощность 30 л. с. Этот прототип был запущен в производство только после Второй мировой войны сначала как IFA F9 (впоследствии «Вартбург») в Цшопау, а вскоре после этого - как F91 от DKW (Дюссельдорф).

Слияние с Auto Union

Логотип Auto Union

Начиная с 1928 года DKW и «Zschopauer Motorwerke J. S. Rasmussen AG», становятся крупнейшим производителем мотоциклов в мире (65 000 мотоциклов). В том же году Расмуссен приобрёл завод Audi в Цвиккау. Основным инвестором был саксонский Госбанк с 25 % участием DKW. Но DKW во время Великой депрессии оказался в жёстких финансовых условиях, и доктор Рихард Брун (Richard Bruhn) из Государственного Банка и Расмуссен разработали план объединения DKW и Audi в компанию Auto Union AG, куда также вошли производитель роскошных автомобилей Horch и производитель автомобилей среднего класса Wanderer.

Несмотря на новый бренд, DKW и другие торговые марки сохранили свои фирменные наименования. Логотипы были дополнены четырьмя кольцами Auto Union. Только автомобили для гонок Гран-при выпускались под брендом Auto Union (Auto-Union-Rennwagen).

Автомобили DKW после Второй мировой войны

DKW, как и Auto Union, первоначально находилась в Саксонии, которая после Второй мировой войны вошла в состав Германской Демократической Республики. Оказавшиеся там заводы в городах Цшопау и Цвиккау были национализированы и выпускали изначально довоенные модели F8 и F9 под маркой IFA. Впоследствии были освоены и новые, более современные автомобили, например Wartburg и Trabant.

Однако, известный бренд возродился в Западной Германии. Через некоторое время, в 1949 году, компания зарегистрировалась в ФРГ, сначала в качестве поставщика запасных частей, но вскоре занялась производством мотоцикла RT125 и недавно разработанных фургонов Schnellaster F800. Их первая линия производства находилась в Дюссельдорфе. Это фургон использовал двигатель довоенного F8.

Первым легковым послевоенным автомобилем стал F89, в нём использовались части от прототипа F9 и довоенного F8. В дальнейшем на него стал устанавливаться 3-цилиндровый двигатель от F91. F91 находился в производстве с 1953 по 1955 года и был заменён несколько более крупным F93 в 1956 году. F91 и F93 имели 3-цилиндровый двухтактный двигатель объёмом 900 см³ мощностью 34 л. с., позже - 38 л. с.

F93 производился до 1959 года и был заменён AU1000. Эта модель с 1000-кубовым двухтактным двигателем, мощностью 44 л. с. (или 50 л. с. в S версии) выпускалась до 1963 года. В течение этого переходного периода производство было переведено из Дюссельдорфа в Ингольштадт, где до сих пор и находится производство Audi. С 1957 года эти автомобили могли оснащаться автоматическим сцеплением. Последние версии AU1000S имели дисковые тормоза. Спортивный 2+2-местный вариант (AU1000 Sp) выпускался с 1957 по 1964 года, первые годы лишь с кузовом типа «Купе», а с 1962 года со съёмной крышей.

В 1956 году в небольших масштабах производства был выпущен очень редкий «DKW Monza». Это спортивный, двухместный автомобиль на базе F93. Автомобиль получил своё окончательное название от названия автодрома «Монца» в Италии, где он установил несколько рекордов скорости в ноябре 1956 года. В классе G по FIA он установил ряд новых рекордов, из них: 48 часов со средней скоростью 140,961 км/ч, 10000 км со средней скоростью 139,453 км/ч и 72 часа при средней скорости 139,459 км/ч. Общее число произведённых автомобилей «DKW Monza» составило около 230 штук, производство прекратилось к концу 1958 года.

Более успешным легковым автомобилем был Junior из серии F12. Базовая модель выпускалась с 1959 по 1961 год, «Junior de Luxe» с 1961 по 1963 год, F11 и F12 с 1963 по 1965 год и F12 Roadster с 1964 по 1965 год.

Все 3-цилиндровые двухтактные двигатели послевоенных автомобилей имели большой спортивный потенциал и сформировали основу для многих побед в ралли 50-х и начале 60-х годов. Это сделало DKW наиболее выигрышным автомобилем в европейской ралли-лиге на протяжении нескольких лет.

В 1960 году DKW выпустил двухтактный двигатель V6 с рабочим объёмом 1000 см³ — конструктивно два трёхцилиндровых с общим картером. Со временем рабочий объём увеличивался, до окончательных 1300 см³ в 1966 году. 1300-кубовая версия развивала 83 л. с. при 5000 об/мин с использованием стандартной конфигурации с двумя карбюраторами. Четырёхкарбюраторная версия развивала 100 л. с., а шестикарбюраторная версия выдавала 130 л. с. Двигатель был очень лёгким и весил всего 84 кг. V6 планировалось использовать в Munga и F102. Около 100 двигателей V6 были построены в целях тестирования и 13 для DKW F102, а также некоторые Munga были оснащены двигателем V6 в 1960 году.

Последним автомобилем DKW был F102, выпускавшийся с 1964 года в качестве замены для AutoUnion 1000. Эта модель является прямым предшественником первого послевоенного Audi F103. Основное различие заключается в том, что Audi использует обычные четырёхтактные двигатели.

В период между 1957 и 1967 годами завод Vemag выпускал некоторые модели автомобилей DKW в Бразилии. Завод Vemag вошёл в группу «Volkswagen AG» в 1967 году.

Мотоциклы DKW после 1945 года

Рекламный плакат мотоциклов ДКВ. 1929

На главном заводе Цшопау с 1950 года начато производство мотоциклов RT 125 под маркой Industrieverband Fahrzeugbau (IFA). В 1956 году завод переименован в VEB Motorradwerk Zschopau (MZ).

В западной Германии создано новое производство в Ингольштадте — вновь с названием DKW (с 1949 года). В Ингольштадте выпускался мотоцикл DKW RT 125 W (W означает West (Запад)). В 1958 году налажено производство мотоциклов в Нюрнберге моделей RT 175 VS и RT 200 VS.

Модели автомобилей DKW

Плакат, иллюстрирующий прочность деревянного кузова DKW F4, 1934 г.

Модели мотоциклов DKW

Гоночные мотоциклы DKW

Примечания

  1. Хроника: силен на передок. zr.ru (19 февраля 2011). Дата обращения: 19 января 2020. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  2. [dkwautounionproject.blogspot.com DKW Auto-Union Project  (англ.). Дата обращения: 6 августа 2019. Архивировано 6 августа 2019 года. dkwautounionproject.blogspot.com DKW Auto-Union Project  (англ.)]