Экстаз святого Франциска (Караваджо)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Экстаз Святого Франциска. 1594 год
Холст, масло
Уодсворт Атенеум, Хартфорд

«Экстаз Святого Франциска»картина итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, также известная как «Блаженство Святого Франциска». Картина написана в 1595 году, в настоящее время находится в музее Уодсворт Атенеум в городе Хартфорд, США[1]. Размер полотна 92,5 x 128 см.

История создания

«Экстаз святого Франциска» написан после того, как кардинал Франческо Дель Монте стал покровителем художника. Полотно считается одной из первых работ, выполненных Караваджо в статусе «художника Дель Монте». Предположительно именно так он называл себя в течение следующих нескольких лет, которые прожил в Палаццо Мадама. Картина хранилась у кардинала до конца его жизни. Также известно о существовании нескольких копий[источник?]. Известно, что картиной впоследствии владел священник из Пинероло под Турином Руджеро Тритонио, в своём завещании от 25 октября 1607 года он передавал её племяннику, поставив условие никогда не продавать произведение «знаменитейшего художника»[2].

Сюжет картины

На полотне изображён Святой Франциск Ассизский, покровитель кардинала Дель Монте. Этот популярный в Италии святой показан в момент получения стигматов — ран в виде знаков, оставленных на теле Христа распятием. Один из друзей Франциска, брат Лев, рассказывал, что в 1224 году Франциск удалился на сорок дней в пустыню с небольшим числом последователей, чтобы созерцать Бога. Ночью 17 сентября на склоне горы Верна, что находится в верховьях Тибра[3], брат Лев увидел, как шестикрылый серафим спустился к Франциску в ответ на молитву святого о том, чтобы он смог познать страдания Христа и его любовь.[4] Примерный перевод описанных Львом событий выглядит следующим образом:

Внезапно появился ослепляющий свет. Казалось, облака разверзлись и выплеснули всё их сияние миллионами водопадов звёзд и цветов. И в центре этого сияющего водоворота мерцало ядро ослепительного света, которое мчалось с высоты небес с ужасающей скоростью, до тех пор, пока оно неожиданно не остановилось — неподвижное и священное — над скалой, прямо перед Франциском.

Это была фигура с крыльями, прижатыми к огненному кресту. Два пылающих крыла стремились вверх, два других были открыты горизонтально, а два остальных покрывали фигуру. Из шрамов его на руках и ногах, и из сердца струились лучи крови. Сияющие черты Существа предстали в облике сверхъестественной красоты и скорби. Это было лицо Иисуса. И Иисус говорил.

Затем потоки огня и крови внезапно выплеснулись из Его ран и пронзили руки и ноги Франциска гвоздями, а сердце его — ударом копья. Когда из груди Франциска вырвался крик, полный счастья и боли, огненное существо вошло в его тело, как в зеркальное изображение самого себя — со всей своей страстью, любовью, скорбью и красотой — и скрылось внутри Франциска. Очередной крик пронзил небеса. И, с гвоздями и ранами в теле, с воспламенёнными духом и душой Франциск потерял сознание[5].

Описание картины

Экстаз святого Франциска (фрагмент).

История изображения сюжета начинается с XIII века, к нему обращались знаменитые мастера. Джотто ди Бондоне представил свою интерпретацию легендарного события примерно в 1290 году. Джованни Беллини создал картину «Стигматизация святого Франциска» между 1480 и 1485 годами. Версия Караваджо менее драматична, чем предоставленное Львом описание и трактовка события другими художниками. Шестикрылый серафим заменен двукрылым ангелом, отсутствуют описанные насильственные эпизоды: никаких огненных потоков, криков или огненных изображений Христа. Ангел бережно поддерживает забывшегося святого. На заднем плане внизу долина реки и спутники святого, едва различимые в темноте[6].

Художник передаёт своё видение этого события. Главные герои максимально приближены к зрителю, они выступают из ночного мрака под лучом света, падающего сверху. Святой Франциск, чьё тело ослабело от поста, а душа устала от раздумий, попросил Всевышнего показать, какое бывает блаженство и узрел Ангела. И в тот же момент он перестал ощущать себя. Именно мгновения забвения изобразил художник. Ангел с нежным лицом юноши (черты которого схожи с юношей на картине «Мальчик, чистящий фрукты», с крылатым Купидоном, находящимся в крайней левой части «Музыкантов», а ещё больше — с обманутым юношей из картины «Шулерство»), в белых одеждах и с крыльями за спиной, заботливо склоняется над Франциском и бережно поддерживает упавшего без сил святого. Лицо Святого Франциска спокойно, рука отведена в сторону. На нём — простая монашеская ряса, ноги босы. Атмосфера, царящая на картине, наполнена мистикой и спиритизмом: посреди тёмного ночного пейзажа две фигуры залиты неземным сиянием, на горизонте виднеется странное мерцание.

Примечания

  1. Saint Francis of Assisi in Ecstasy - Notes at Wadsworth Atheneum website
  2. Махов А. Б. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С. 116. — (Жизнь замечательных людей).
  3. Махов А. Б. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С. 115. — (Жизнь замечательных людей).
  4. А. Махов. Караваджо (рус.) ?.
  5. St. Francis Receives the Stigmata - Brother Leo's account Архивировано 20 октября 2006 года.
  6. Махов А. Б. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С. 115—116. — (Жизнь замечательных людей).