Мальчик, укушенный ящерицей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Караваджо
Мальчик, укушенный ящерицей. 1594—1596
итал. Ragazzo morso da un ramarro
Холст, масло
Национальная галерея, Лондон

«Мальчик, укушенный ящерицей» (итал. Ragazzo morso da un ramarro) — картина Караваджо, итальянского живописца эпохи барокко. Существует в двух вариантах, оба считаются подлинными произведениями Караваджо, один хранится в Фонде имени Роберто Лонги во Флоренции, другой в Национальной галерее в Лондоне. Различия между двумя версиями минимальны.

Датировка

Считается, что обе версии написаны в период с 1594 по 1596 год. По мнению искусствоведа Роберто Лонги, картины написаны, вероятнее, ближе к концу этого периода, учитывая, что полотна имеют все признаки ранних работ, написанных во владении кардинала Франческо Дель Монте, покровителя Караваджо, и что художник не появлялся на кардинальской Вилле Мадама до 1595 года.[1]

Личность модели

Как и в отношении всех ранних работ Караваджо, многое остаётся предположительным, и личность модели вызывает споры.

По одной из теорий, моделью был Марио Миннити, компаньон Караваджо и его модель для несколько других картин этого периода; начёс, вьющиеся тёмные волосы и поджатые губы выглядят похожими, но на других картинах, таких как Мальчик с корзиной фруктов или Гадалка, Марио выглядит менее женственно.

Майкл Фрид предположил, что на картине представлен замаскированный автопортрет самого Караваджо. Фрид утверждает, что положение рук изображённого юноши — одна вытянута, другая поднята вверх — совпадает с положением рук художника, держащего палитру во время работы над картиной.[2]

Символизм

Согласно Леонарду Дж. Слеткесу, символизм картины, скорее всего, восходит к римской статуе «Аполлон, убивающий ящерицу», изображающей сцену, в которой ядовитая Саламандра торжествует над богом, в то время как расположение различных фруктов предполагает четыре темперамента, а сама Саламандра во времена Караваджо символизировала огонь. Изображение Саламандры также несло фаллические коннотации, и картина, возможно, была вдохновлена эпиграммой Марциала: «Ad te reptani, puer insidiose, lacertae Parce: cupit digitis illa perire tuis.[3]»

Стиль

«Мальчик, укушенный крабом» Софонисбы Ангиссолы

Поза укушенного мальчика, возможно, стала результатом эксперимента, предпринятого Караваджо: зафиксировать и отобразить острые эмоции — удивление и страх — в ситуации позирования натурщика, который не может изображать их в течение достаточно длительного времени. Критики Караваджо настаивают, что метод письма с натуры, которому был привержен художник, содержит существенное ограничение: с его помощью хорошо создавать статичные композиции, но не сцены движения или насилия. Только в позднем периоде Караваджо полностью преодолел эту проблему, освоив письмо от воображения. Тем не менее Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх», и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера».

Источники

Как было впервые предположено Роберто Лонги, Караваджо, вероятно, заимствовал мотив укуса за палец с рисунка «Мальчик, укушенный крабом» Софонисбы Ангиссолы, видной художницы эпохи Ренессанса.[4]

Примечания

  1. Roberto Longhi (1998), Caravaggio. Ediz. inglese, ISBN 88-09-21445-5 
  2. Michael Fried, The Moment of Caravaggio (Princeton University Press, 2010), ch. 1.
  3. Leonard J.Slatkes „Caravagio’s Boy Bitten by a Lizard“, in Print Review #5, Pratt Graphics Center 1976
  4. Garrard, Mary D. Here’s Looking at Me: Sofonisba Anguissola and the Problem of the Woman Artist (англ.) // Renaissance Quarterly : journal. — Vol. 47, no. 3. — P. 556—622. — doi:10.2307/2863021.. — «It is an ignoble position for a male, one that Caravaggio, when he borrowed the motif, was careful to dignify by eroticizing. As Roberto Longhi first observed, Caravaggio is likely to have taken from Anguissola the finger-biting motif in his Boy Bitten by a Lizard; the point is reiterated in recent literature (e.g., Mina Gregori’s catalogue entry in The Age of Caravaggio).». (недоступная ссылка)