Стигматы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Стигматизация св. Франциска». Лучи небесного света олицетворяют собой явление Христа, освящающего стигматы святого. Джотто и мастерская. Фреска в верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи

Стигма́ты (греч. στίγματος — «знаки, метки, язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников — под влиянием религиозной экзальтации[1] — на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны Христа, полученные им при распятии на кресте.

История

В Послании к Галатам апостол Павел употребляет фразу «ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём» (Гал. 6:17), в Вульгате «ego enim stigmata Domini Iesu in corpore meo porto». Однако неясно, идёт ли здесь речь о реальных стигматах, или фраза носит метафорический смысл. Ряд исследователей считает, что говоря о «стигматах» на теле, апостол Павел намекает на своё побиение камнями, описанное в Деяниях Апостолов (Деян. 14:19)[2].

Принято считать, что впервые стигматы появились у святого Франциска Ассизского в 1224 году. Согласно биографам святого Франциска, стигматы были ему дарованы в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верне. С этого момента Католическая церковь насчитывает более 300 случаев появления стигматов, признанных Церковью подлинными. Иногда утверждается, что впервые стигматы проявились ещё у Марии из Уаньи[en][3] (1213) или даже раньше, со ссылками на случаи, описанные в текстах XI—XII веков о крестовых походах[4], однако эти случаи стигматов не считаются общепризнанными.

Святая монахиня доминиканского ордена Екатерина Сиенская обрела стигматы во время визита в Пизу, 1 апреля 1375 года. Но в отличие от более типичных случаев, у неё не проступала кровь, это были «незримые стигматы». После её смерти и канонизации представители францисканского ордена выдвинули протест, поскольку в этом она «конкурировала» с их основателем св. Франциском. Поэтому в 1471/72 году папа Сикст IV специальной буллой запретил изображать её художественно со стигматами, — по причине противостояния между францисканцами и доминиканцами. Папа Урбан VIII в 1630 году отменил запрет, указав, впрочем, что стигматы не должны быть показаны кровоточащими[5].

В XX веке большую известность в католическом мире приобрели стигматы итальянского капуцинского монаха Пио из Пьетрельчины.

Описание

У некоторых стигматиков раны кровоточат постоянно, у других — периодически. В отличие от обычных ран стигматы не поддаются лечению, но и не приводят к осложнениям, они могут оставаться неизменными на протяжении множества лет. Чаще всего стигматы образуются в местах «пяти ран Христа»: на ладонях (запястьях), ступнях и в боку, однако иногда они проявлялись и на других частях тела (следы тернового венца на лбу, след от креста на плече и др.).

Исследования

Католическая церковь однозначно признаёт чудесный характер стигматов, однако для отсечения случаев шарлатанства все случаи появления стигматов тщательно изучаются, причём с привлечением независимых медиков[6]. Исследователи-материалисты либо обвиняют носителей стигматов в обмане (историк Серджо Луццатто заявлял, что Пио из Пьетрельчины сделал себе стигматы фенолом), либо объясняют их появление самовнушением и неврозом на религиозной почве[6][7].

Известные носители стигматов

В хронологическом порядке:

Литература

Примечания

  1. Тухолка С. В. Оккультизм и магия. СПб., 1907.
  2. Д. Гатри. Введение в Новый Завет. Глава 11. Послание к Галатам (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2012. Архивировано 26 октября 2010 года.
  3. Ж. Ле Гофф, Н. Трюон, История тела в Средние века
  4. C. Muessig, G. Ferzoco, B. Kienzle, Companion to Catherine of Siena, 2011, примечание редактора в сноске 21, стр. 272
  5. St Catherine of Siena, Doctor (1347-80) // Butler’s Lives of the Saints. Дата обращения: 27 июня 2009. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  6. 6,0 6,1 «Стигматы» // Католическая энциклопедия. Т.4, ст.1113
  7. Thurston, Herbert (2007-02-01). The Physical Phenomena of Mysticism. Roman Catholic Books. ISBN 1-929291-91-4, 9781929291915.