Перейти к содержанию

Обезглавливание Иоанна Крестителя (Караваджо)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Караваджо
Обезглавливание Иоанна Крестителя. 1608
итал. Decollazione di San Giovanni Battista
Холст, Масло. 361 × 520 см
Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

«Обезглавливание Иоанна Крестителя» — картина итальянского художника Караваджо, написанная в 1608 году на Мальте. Единственная известная на данный момент картина с его подписью.

Композиция

На картине изображена казнь Иоанна Крестителя в присутствии Саломеи, приготовившей для его головы золотое блюдо. Стоящая рядом женщина, идентифицируемая как Иродиада или просто случайная свидетельница, с ужасом наблюдает, как надзиратель приказывает палачу довершить казнь отсечением головы Иоанна кинжалом[1][2]. Данная сцена, популярная у итальянских художников вообще и у Караваджо в частности, упоминается в Библии лишь косвенно, и вероятнее всего позаимствована из сборника «Золотая легенда»[3].

Как и прочие работы позднего творчества Караваджо, картина характерна минимумом деталей и реквизита[4]. Размеры полотна позволили изобразить персонажей примерно в натуральную величину, несмотря на то, что значительная часть картины представляет собой пустое пространство[5].

Согласно книге искусствоведа Джона Варриано «Караваджо: искусство реализма» (2006) фоном для картины послужило изображение тюрьмы из уложения о наказаниях Ордена госпитальеров[6] .

История создания

Подпись художника в крови Иоанна Крестителя

Картина написана в 1608 году в качестве алтарной[7] по заказу мальтийского Ордена госпитальеров, кавалером которого Караваджо стал в том же году[8], и является самой большой из всех алтарных картин мастера[8]. Со времени написания она постоянно находится в соборе Святого Иоанна на Мальте, для которого и создавалась. Служба в Ордене оказалась для Караваджо недолгой — вскоре он вновь оказался в тюрьме за преступление, записей о котором не сохранилось, однако ему удалось осуществить побег с острова[2]. Спустя полгода после принятия в Орден он был заочно лишён сана мальтийского рыцаря с формулировкой «гнилой зловонный орган». Церемония прошла в Оратории — том же самом зале, где находилось творение Караваджо[2][9].

Тема казни Иоанна Крестителя была продолжена художником в последующих работах. Одна из них находится в Лондонской национальной галерее, другая — в Королевском дворце в Мадриде. Возможно, Караваджо намеревался отправить какую-то из картин в дар Великому магистру Ордена Алофу де Виньякуру, чтобы заслужить его прощение, но точных сведений об этом нет[10].

«Обезглавливание Иоанна Крестителя» дошла до нашего времени в очень плохом состоянии[11], пройдя реставрацию только в 1950-е годы к знаменитой выставке в Риме 1955—1956 годов, обратившей к работе значительный интерес[12].

Во время реставрационных работ на картине была обнаружена подпись автора[13], символически помещённая им под лужей крови раненного Иоанна, и которая немедленно стала предметом дискуссий. Одни считают, что Караваджо подписался f. Michelang.o (где f означает его принадлежность к братству Ордена)[14], но более распространено мнение, что подпись гласит «Я, Караваджо, сделал это», подразумевая собой признание в преступлении — возможно, в убийстве Рануччо Томассони в 1606 году, из-за которого художнику пришлось бежать из Рима[15][16][17].

Примечания

  1. Harris, Ann Sutherland. Seventeenth-century art & architecture (неопр.). — Laurence King Publishing[англ.], 2005. — С. 48. — ISBN 978-1-85669-415-5.
  2. 2,0 2,1 2,2 Gaul, Simon. Malta Gozo & Comino, 4th (неопр.). — New Holland Publishers[англ.], 2007. — С. 109. — ISBN 978-1-86011-365-9.
  3. Hibbard, Howard. Caravaggio (неопр.). — Westview Press, 1985. — С. 228. — ISBN 978-0-06-430128-2.
  4. Varriano, 2006, p. 125.
  5. Hibbard, 1985, p. 232.
  6. Varriano, John L. Caravaggio: the art of realism (неопр.). — Penn State Press[англ.], 2006. — С. 116. — ISBN 978-0-271-02717-3.
  7. Varriano, 2006, p. 74, 116.
  8. 8,0 8,1 Patrick, James. Renaissance and Reformation (неопр.). — Marshall Cavendish, 2007. — С. 194. — ISBN 978-0-7614-7651-1.
  9. Warwick, Genevieve. Caravaggio: Realism, Rebellion, Reception (неопр.). — University of Delaware Press[англ.], 2006. — С. 30. — ISBN 978-0-87413-936-5.
  10. Hibbard, 1985, p. 249.
  11. Hagen, Rose-Marie; Rainer Hagen. What great paintings say (неопр.). — Taschen, 2002. — С. 216. — ISBN 978-3-8228-2100-8.
  12. Hibbard, 1985, p. 230.
  13. Hammill, Graham L. Sexuality and Form: Caravaggio, Marlowe, and Bacon (англ.). — University of Chicago Press, 2002. — P. 95. — ISBN 978-0-226-31519-5.
  14. Warwick, 2006, p. 15.
  15. Pencak, William. The films of Derek Jarman (неопр.). — McFarland, 2002. — С. 70. — ISBN 978-0-7864-1430-7.
  16. Peachment, Christopher. Caravaggio (неопр.). — Macmillan, 2003. — С. 168. — ISBN 978-0-312-31448-4.
  17. Jackson, Earl. Strategies of deviance: studies in gay male representation (англ.). — Indiana University Press, 1995. — P. 81. — ISBN 978-0-253-33115-1.

Литература