Эбиониты
Эбиони́ты (эвиониты, евиониты[1]) — иудействующие христиане, продолжавшие придерживаться Моисеева закона (обрезания, соблюдения субботы, постановлений относительно пищи — кашрута). Название произошло от ивр. אביונים «эвьони́м» — бедняки, нищие. Тертуллиан ошибочно предполагал, что название происходит от имени основателя этого учения Эбиона. Эта версия сейчас считается неверной[2]. [3] В IV—VII веке они исчезли[4].
Описание
Об эбионитах упоминают Ириней Лионский[5] и Ориген.
Юстин, один из самых ранних историков церкви (середина II века), выделил 4 категории верующих во Христа евреев:
- Евреи, вошедшие в церковь Христову, — они быстро исчезли, растворившись среди неевреев.
- Евреи, оставшиеся в составе синагоги, лишь втайне верующие в Христа — они также просуществовали недолго, ибо нельзя жить вне объединения с единоверцами.
- Те, кто стал эбионитами.
- Те евреи, которые стали назорянами (иногда назореев и эбионитов отождествляют[6], хотя назореи существовали задолго до начала нашей эры и отвергали употребление вина).
Поскольку ещё никакого единого канона Нового Завета не существовало, то верующие были предоставлены сами себе. Их вера основывалась на Танахе (Ветхом Завете), на устном предании о земной жизни Иисуса Христа, на неполных посланиях Петра, Павла, Иоанна, Иакова и на других книгах, включая и еретические.
Так, например, эбиониты, согласно Евсевию Кесарийскому[7]:
- верили в необходимость соблюдать почти все еврейские законы;
- отрицали непорочность зачатия и считали Иисуса человеческим сыном Марии и Иосифа;
- не признавали, что Иисус — сын Божий, а считали его учителем веры, праведником, пророком и Мессией;
- отрицали апостольство Павла, его послания, и считали его отступником веры[8].
По мнению эбионитов, Иисус пришёл исполнить закон и пророчества, как новый Моисей. Он убрал из Закона всю фальшь, накопленную в течение всей истории еврейского народа. Они активно проповедовали бедность, аскетизм и вегетарианство.
Богослов Ф. Ф. Брус заметил, что эбиониты считали себя мостом между Церковью и Синагогой, сочетая в себе черты как христианства, так и еврейства. Но в результате они были обвинены Церковью, как еретики, а Синагогой — как вероотступники.
Обвинения в ереси со стороны Византийской Церкви о неверной трактовке личности Иисуса известны со слов самих византийских деятелей.
Евангелие Эбионитов
Ириней Лионский сообщает, что единственным евангелием эбионитов было Евангелие от Матфея, читаемое по-еврейски (на арамейском)[9].
Также им приписывают отдельное Евангелие эбионитов[10] или Евангелие от евреев[6]. В частности, Иисус Христос в Евангелии эбионитов выступает против жертвоприношений и против убийства животных, — в отличие от канонического Евангелия, где Иисус согласно Евангелию от Луки (Лук. 5:14) и Евангелию от Матфея (Матф. 8:4) призывает исцелённого им принести Богу дар.
См. также
Примечания
- ↑ Евиониты // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ Ehrman, 2003, p. 99.
- ↑ Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 19 сентября 2009. Архивировано 8 января 2010 года.
- ↑ Джастер Д. С.[англ.]. Достигая зрелости : Учебное пособие по мессианскому иудаизму = Growing to Maturity : A Messianic Jewish Discipleship Guide.
- ↑ Против ересей, кн. 1, гл. 26
- ↑ 6,0 6,1 Иудео-христианские евангелия . Дата обращения: 2 февраля 2015. Архивировано 9 февраля 2014 года.
- ↑ [Церковная история, кн. 3:27 . Дата обращения: 2 февраля 2015. Архивировано 5 мая 2012 года. Церковная история, кн. 3:27]
- ↑ Святые отцы и учители церкви . Дата обращения: 2 февраля 2015. Архивировано 2 февраля 2015 года.
- ↑ Против ересей. XI, 7 . Дата обращения: 2 февраля 2015. Архивировано 2 февраля 2015 года.
- ↑ Евангелие от евионитов (сохранившиеся отрывки) . Дата обращения: 2 февраля 2015. Архивировано 2 октября 2015 года.
Источники
- Евиониты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эбиониты (евиониты, фибиониты) Архивная копия от 23 июля 2014 на Wayback Machine
- Гарнак. История догматов Глава IV. Иудео-христиане и их выделение
- Ehrman B. E. The Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew. — Oxford University Press, 2003. — 294 p. — ISBN 0-19-514183-0.