Шартье, Эмиль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эмиль Шартье
фр. Émile Chartier
Псевдонимы Ален (Alain)
Основные интересы свобода, гуманизм
Оказавшие влияние Платон, Рене Декарт, Иммануил Кант, Жюль Ланьо  (фр.)
Испытавшие влияние Андре Моруа, Симона Вейль, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр

Эми́ль-Огю́ст Шартье́ (фр. Émile-Auguste Chartier), псевдоним Але́н (Alain; 3 марта 1868, Мортань-о-Перш — 2 июня 1951, Ле-Везине) — французский философ, писатель, публицист, литературный критик и педагог. Первый лауреат высшей премии Франции в области литературы  (фр.) (1951)[1].

Свой псевдоним Ален взял в честь французского поэта XV века Алена Шартье.

Ведущими философскими темами были свобода и гуманизм[2]. В Философском словаре Дидье Жюлиа  (фр.) указан одним из самых читаемых философов. Оказал влияние на учившихся у него Раймона Арона[3], Симону Вейль[3][4], Жоржа Кангилема  (фр.)[3] и Андре Моруа[4][5], а также на творчество Альбера Камю и Жан-Поля Сартра[2].

Биография

Родился 3 марта 1868 года в Мортань-о-Перш в семье ветеринара.

В 1881–1886 годах — учился в лицее в Алансоне[3][2]. В 1886-1889 годах в лицее Мишле в Ванве[3][5][6], где одним из его учителей был Жюль Ланьо  (фр.).

В 1889 году окончил Высшую педагогическую школу со специализацией по философии, где в 1892 году также получил агреже по философии[5][2][7][6][8].

С 1893 года — на преподавательской работе в различных лицеях[1]. Преподавал В 1889–1893 в лицее Понтиви, в 1893–1900 годах в лицее Лорьян, в 1900–1902 годах в лицее Руан, в 1903–1906 в лицее Кондорсе, в 1906–1909 годах в лицее Мишле  (фр.), в 1909—1934 годах в лицее Генриха IV (профессор риторики) и в 1917–1933 годах в коллеже Севинье  (фр.)[3][5][2][6][9][10].

С 1903 году под псевдонимом Ален начал публиковать «мысли по поводу» в новой газете La Dépêche de Rouen et de Normandie  (фр.), давая оценку тем или иным событиями. В 1906–1914 годах в ней было напечатано более 3000 таких ежедневных кратких статей. В 1893–1907 годы также публиковал статьи в научном журнале Revue de métaphysique et de morale  (фр.), на основе которых потом вышел сборник «мыслей» (фр. Propos)[2][8].

Предвидел и осуждал возможность начала Первой мировой войны, однако ушёл на фронт добровольцем, где в течение 2,5 лет служил простым артиллеристом, отказавшись от командной должности, и был ранен[1][2]. После войны жил в Ле-Везине[2].

Именно на передовой и в землянках связных Ален написал свои первые крупные произведения «Восемьдесят одна глава о духе и страстях» (фр. Quatre-vingt-un Chapîtres sur l’esprit et les passions; 1917), «Марс, или Правда о войне» (фр. Mars, ou la guerre jugée; 1921) и «Система изящный искусств» (фр. Système des beaux-arts, 1926)[1].

Уже в послевоенное время им были написали такие важные работы, как «Идеи и века» (фр. Les Idées et les âges; 1927), «Беседы на берегу моря» (фр. Entretiens au bord de la mer; 1931), «Идеи» (фр. Idées; 1932), «Боги» (фр. Les Dieux; 1934), «История моих мыслей» (фр. Histoire de mes pensées; 1936) и «Приключения сердца» (фр. Les Aventures de coeur; 1945)[1].

В 1921 году вернулся к работе над «мыслями по поводу», печатаясь в газете Libres Propos и в ряде других изданий. Впоследствии большая часть опубликованных работ была издана в сборниках «Мысли об эстетике» (фр. Propos sur l'esthétique, 1924), «Мысли о счастье» (фр. Propos sur le bonheur, 1925); «Наброски о человеке» (фр. Esquisses de l'Homme, 1927), «Мысли о политике» (фр. Propos de politique, 1934); «Мысли о литературе» (фр. Propos sur la littérature, 1934), «Мысли о воспитании» (фр. Propos sur l'éducation, 1932); «Мысли о религии» (фр. Propos sur la religion, 1938), «Чувства, страсти и знаки» (фр. Sentiments, passions et signes) и «Минерва, или О Мудрости» (фр. Minerve, ou de la Sagesse, 1939) и «Стражи духа» (фр. Les vigiles de l'esprit, 1942). Некоторые из его трудов вышли посмертно — «Письма о первой философии» (фр. Lettres sur la philosophie première, 1955) и «Диалектика чувств» (фр. Dialectique des sentiments, 1971)[2].

В 1936 году перенёс инсульт.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Философия

Особенностью стиля Алена является написание работ лишённых слишком с­лож­ной тер­ми­но­ло­гии и открытых для ши­ро­кой общественности. Назначение философии он видел в том, чтобы человека можно было научить мудрости и искусству достойной жизни. Ведущими темами философии Алена являлись гуманизм и свобода. Тем не менее, свои мысли он посвящал широкому кругу проблем, касающихся искусства, морали, науки, общества, педагогики, политики и философии, облекая их в литературную форму изречений (фр. propos), трактатов и эссе. Он рассматривал человека как субъекта знания и действия, как существо ответственное, разумное, свободное и обладающее волей противостоять насилию отживших традиций и власти. Являясь по политическим взглядам противником тирании в любом её виде, выступал в защиту гражданских свобод и права отдельно взятого индивида иметь и высказывать то или иное суждение. Получив воспитание в традициях классической философии, где его любимыми мыслителями были Платон, Рене Декарт и Иммануил Кант, а также Огюст Конт, считал, что философия является постоянно возобновляемым усилием духа, которое направлено на борьбу со страстями, поэтому важнейшими качествами бытия человека являются свобода духа и способность творить. А наивысшей этической добродетелью выступает мудрость, в том виде, в каком её понимали философы-стоики, которая позволяет личности достичь независимости как от внешних обстоятельств, так и от собственных страстей, в конечном итоге обретя состояние счастья и душевного равновесия. Ален считал, что нет безусловных и вечных и норм в морали, признавая стремление быть свободным в качестве единственного абсолютного этического требования. Являясь продолжателем традиций рефлексивной философии Декарта и Канта, он много времени посвятил теории суждения, полагая, что благодаря последнему разум способен обратить хаос в порядок, а сама способность суждения выступает основой для моральных поступков, мышления и познания. Его мысли касающиеся вопросов восприятия, свободы, сущности и существовании стали предвестниками ряда положений экзистенциализма, в то время как для Жана-Поля Сартра учение о творческом воображении стало источником вдохновения при работе над написанием труда «Воображаемое» (фр. L'Imagination). Сочинения Алена, который, подобно Мишелю Монтеню, стремился оказать человеку помощь в том, чтобы подчинить воле свои страсти, проникнуты оригинальным развитием картезианского гуманизма. Свои суждения он основывал на представлении, что у идей нет устойчивого существования, поскольку каждое мгновение они пропадают, а затем снова обнаруживаются. В связи с этим Ален отказался от построения единой философской системы и подчёркнуто отказывался называться философом, поскольку не желал быть в числе «философов по профессии»[2][5][6].

В вопросах воспитания Ален полагал, что соб­ст­вен­ные уси­лия вос­пи­туе­мо­го ребёнка являются первостепенными, поскольку направлены на «са­мо­ос­во­бо­ж­де­ние» и стрем­ле­ние «вы­рвать­ся из дет­ст­ва»[5].

Общественно-политическая деятельность

Во время дела Дрейфуса был в числе его защитников[2].

В 1930-е годы, ощущая близость Второй мировой войны, в том числе из-за политического кризиса во Франции, совместно с физиком Полем Ланжевеном и этнологом Полем Риве создал Комитет бдительности интеллектуалов-антифашистов  (англ.). В дальнейшем открыто заявил о своих пацифистских позициях, считая войну силой, которая даёт волю страстям и инстинктам, способным сковать моральную ответственность  (англ.) человека. Свои крайние политические взгляды Ален выразил в социально-философских трудах «Гражданин против властей» (фр. Citoyen contre les pouvoirs, 1926) и «Элементы радикальной доктрины» (фр. Eléments d'une doctrine radicale, 1925)[2].

Оценки

Профессор кафедры истории и антиковедения Макгиллского университета Джон В. Хеллман называл Алена величайшим учителем своего времени, отмечая то плодотворное влияние, которое он оказал на своих учеников, среди которых были Симона Вейль и Симона де Бовуар[11].

Философ И. И. Блауберг отметила следующее в энциклопедии «Кругосвет»: «Творчество Алена оказало глубокое влияние на разные сферы французской культуры – литературу, философию, журналистику»[2].

Научные труды

Монографии

Переводы на русский язык

Статьи

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Alain // Encyclopedia Britannica
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Блауберг.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Wood, 2012.
  4. 4,0 4,1 Bourgne R. Alain Émile Chartier, dit (1868-1951) // Encyclopædia Universalis
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Чекалов, 2005, с. 471.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Мачульская, 2010.
  7. Wood, 2012, p. 12.
  8. 8,0 8,1 Alain // Dizionario di filosofia Treccani, 2009
  9. Alain // Gran enciclopèdia catalana
  10. Baužytė-Čepinskienė G. A.  (лит.) Alain // Visuotinė lietuvių enciklopedija
  11. Hellman J. Simone Weil: An Introduction to Her Thought. — Wilfrid Laurier University Press  (англ.), 1983. — P. 8. — ISBN 0-88920-121-8.

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки