Агреже
Агреже́ (фр. agrégé — партнёр; принятый в общество) — учёная степень во Франции и франкофонной Бельгии, дающая право преподавать в средней профессиональной школе и на естественно-научных и гуманитарных факультетах высшей школы[1].
Общие сведения
Учёная степень агреже введена в 1808 году в рамках проводившихся Наполеоном I во Франции образовательных реформ Первой империи. Её обладатели имеют право преподавать в лицеях, коллежах и на естественно-научных и гуманитарных факультетах университетов[2].
В иерархии французского образования степень агреже располагается выше лиценциата, но ниже магистра[3].
Квалификационные требования
Для получения степени агреже соискатель должен завершить курс высшей школы, то есть получить степень бакалавра и пройти конкурсное испытание, называемое Agrégation, состоящее из ряда дополнительных экзаменов по избранной специальности и, как правило, написания и защиты дипломной (диссертационной) работы[4].
Пример конкурсного испытания по философии
Конкурс на звание агреже по философии состоит из трёх письменных и четырёх устных экзаменов.
Первый письменный заключается в написании «философского сочинения» на свободную тему. Для второго экзамена тема сочинения выбирается из программы. Так, в 1994 году темой было понятие «Мера», в 1993 — «Работа», в 1992 — «Чувственное», в 1991 — «Закон». Третий экзамен представляет собой комментарий заданного текста[3].
Устные испытания состоят в проведении двух «уроков» и в объяснении двух текстов — одного франкоязычного, и одного на выбранном иностранном языке (греческом, латыни, немецком, английском, арабском). В 1991 году на устных экзаменах предлагались темы: «Авторитетность», «Чистота чувств», «Зачем быть коллекционером?», «Экономическое и политическое», «Экология: наука или идеология?», «Эврика!», «Математические науки и реальность», «Праздник», «Бескорыстие», «Интимный дневник», «Чему нас учат животные?», «Горе побеждённых», «Понятие наивного искусства», «Неизбежен ли имморализм политики?» и т. п.[3]
Современное состояние
Степень агреже — желательное, но не необходимое условие для занятия преподавательских должностей. Она не соответствует Болонскому процессу, имея распространение лишь во Франции и Бельгии. Однако, в особенности для Франции, её роль значительна. Получение этой степени — основной путь воспроизводства преподавательского состава как в средней, так и в высшей школе по юриспруденции, экономике, политологии, управлению и остаётся краеугольным камнем философского образования. Статистически, именно носители степени агреже являются самыми быстро профессионально растущими[3].
См. также
Примечания
- ↑ Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. — 672 с. 5000 экз. ISBN 5-699-15967-3
- ↑ Большая советская энциклопедия, М.: «Советская энциклопедия», 1969—1978
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Шарль Сулье (Soulié Charles). Анатомия философского вкуса = Anatomie du goût philosophique // Логос. — 2004. — № 3-4 (43). — С. 123-170. — ISSN 0869-5377. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Enseigner dans les classes préparatoires, au collège ou au lycée et dans les établissements de formation : l'agrégation (фр.) (недоступная ссылка). Ministère de l'Éducation nationale. Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 5 сентября 2011 года.