Перейти к содержанию

Чиланзарская линия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чиланзарская линия

Ташкентский метрополитен
Открытие первого участка 6 ноября 1977 года
Длина, км 23,7
Количество станций 17
Время поездки, мин. 35
Макс. число вагонов в составе поезда 5
Число вагонов в составе поезда 4
Интервал движения в часы «пик» 3-4 минуты
Самая напряжённая станция Чиланзар,
Пахтакор,
Буюк Ипак Йули
Наземные участки мосты через каналы Актепа (перегон Новза - Миллий бог) и Салар (перегон Хамид Алимджан - Пушкинская)
Участок Алмазар - Бекат-5
Электродепо ТЧ-1 «Чиланзар»
Чиланзарская линия
Перейти к шаблону «Чиланзарская линия» 
оборотные тупики
Буюк Ипак йули
Пушкинская
Хамид Алимджан
Амир Темур хиёбони
Мустакиллик майдони
оборотные тупики
Пахтакор
Дружба Народов
Миллий бог
Новза
Мирзо Улугбек
Чиланзар
Алмазар
Чоштепа
Узгариш
Сергели
Янгихаёт
Чинор
оборотные тупики
6-бекат
оборотные тупики

Чиланза́рская ли́ния (узб. Chilonzor yo`li) — первая линия Ташкентского метрополитена[1][2].

Введена в эксплуатацию 6 ноября 1977 года.

Режим работы станций линии — с 05:00 до 00:00[3].

История

Строительство Чиланзарской линии началось в 1972 году.

Сергелийский участок

Планирование линии началось в начале XXI века, в 2001 году была озвучена информация[1] о том, что на линии планировалось построить шесть станций, из которых две будут подземными, остальные — наземными. Большая часть линии должна была быть расположена на эстакаде. Длина проектируемой ветки девять километров[1].

К финансированию строительства линии планировалось привлечь китайскую инвестиционную компанию CITIC. Должны были быть поставлены китайские системы централизованного управления движением поездов, оборудование для энергообеспечения и водоснабжения. Подвижной состав в количестве 40 вагонов метро также должен был быть изготовлен в Китае[1].

Строительство должно было начаться в 2003 году, а открытие линии метро намечалось на 2010 году[1].

Планы не были осуществлены; в 2007 году отраслевая газета «Метростроевец», поздравляя ташкентское метро с 30-летием, отметила, что работы на линии не ведутся и планы по строительству не озвучиваются. Более того, это строительство должно было начаться после постройки 2-й очереди Юнусабадской линии метро, строительство которой на тот момент было заморожено[2].

В августе 2010 года вопрос о продолжении строительства метрополитена был окончательно закрыт, стройплощадки на трассе Юнусабадской линии были расформированы. В связи с этим планы по строительству Сергелийского участка были отложены на неопределённый срок[4].

28 марта 2016 года глава администрации Ташкента Рахмонбек Усманов заявил, что столичные власти намерены в ближайшие четыре года достроить оставшийся участок линии метрополитена в Юнусабадском районе, а также приступить к строительству новой наземной ветки в Сергелийском районе[5].

В ноябре 2016 года строительство линии было начато[6].

25 октября 2019 года стало ясно, что линию планируется сдать в эксплуатацию к празднику Навруз 2020 года[7].

Хронология пусков

Участок Дата пуска Длина, км Кол-во станций
«Сабира Рахимова» — «Октябрьской Революции» 6 ноября
1977 года
12,2 9
«Октябрьской Революции» — «Максима Горького» 18 августа
1980 года
4,6 3
«Алмазар» — «Бекат-5» 26 декабря
2020 года
6,9 5
Всего: 23,7 км 17 станций

История переименований

Станция Предыдущее название Годы
Площадь Независимости (Мустакиллик Майдони) Площадь имени В. И. Ленина 19771991
Мирзо Улугбек 50 лет СССР 19771992
Национальный парк (Миллий бог) Комсомольская 19771992
Ёшлик (Молодёжная) 19922005
Сквер Амира Тимура (Амир Темур хиёбони) Октябрьской Революции 19771992
Центральный сквер (Марказий Хиёбони) 19921993
Великий Шёлковый Путь (Буюк Ипак Йўли) Максима Горького 19801997
Бунёдкор Дружбы Народов (Халқлар Дўстлиги) 19772008
Алмазар Сабира Рахимова (Собир Рахимов) 19772010
Новза Хамза 19772015[8]
Дружба Народов (Халқлар Дўстлиги) Бунёдкор 20082018[9]

Пересадки

# Пересадка на линию На станцию
2 Узбекистанская линия Алишера Навои
3 Юнусабадская линия Юнуса Раджаби

Подвижной состав

На линии используются составы моделей 81-717/714 и 81-765/766/767, в составе четырёхвагонных поездов.

Строительство

6 июня 2020 года сообщено, уложены первые рельсы линии[10].

16 октября 2020 года состоялся тестовый запуск поезда на Сергелийском участке[11].

26 декабря 2020 года запущен Сергелийский участок Чиланзарской линии метро[12].

Происшествия

18 марта 2021 года на линии столкнулись два состава. Пострадавших нет[13][14].

8 апреля 2021 года с 10:30 до 16:45 работа Сергелийского участка Ташкентского метрополитена приостановлена по техническим причинам[15][16].

9 апреля 2021 года пассажиры одного из поездов проехались в вагоне с открытыми дверями[17][18]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 4 линию будут строить китайцы
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Ташкентскому метро исполнилось 30 лет (недоступная ссылка)
  3. Метро Ташкента: схема, описание, фото
  4. Завтрашний день Ташкентского метро туманен (недоступная ссылка)
  5. Sputnik. Метро в Ташкенте достроят в ближайшие четыре года. ru.sputniknews-uz.com. Дата обращения: 19 августа 2018.
  6. Начаты работы по строительству метро в Юнусабадском и Сергелийском районах столицы (рус.), Новости Узбекистана: Независимая газета. Дата обращения 19 августа 2018.
  7. Сергелийскую ветку метро намечено сдать к Наврузу. Газета.uz (25 октября 2019). Дата обращения: 7 декабря 2019.
  8. Две станции метро переименованы в Ташкенте. Газета.uz (16 июня 2015). Дата обращения: 16 июня 2015.
  9. Название «Дружба народов» вернут дворцу и станции метро, Газета.uz (27 апреля 2018). Дата обращения 27 апреля 2018.
  10. АО «Узбекистон темир йуллари» — Унитарное предприятие "Ташкентский метрополитен": НА ЛИНИИ СЕРГЕЛИ НАЧАЛИСЬ РАБОТЫ ПО УСТАНОВКЕ ПЕРВЫХ РЕЛЬСОВ
  11. АО «Узбекистон темир йуллари» — Состоялся тестовый запуск поезда на Сергелийской линии метро. railway.uz. Дата обращения: 16 октября 2020.
  12. Запущена Сергелийская линия Ташкентского метрополитена. uza.uz. Дата обращения: 26 декабря 2020.
  13. На Сергелийской линии метро ударились два состава. gazeta.uz. Дата обращения: 19 марта 2021.
  14. В Ташкенте столкнулись два состава наземного метро: пассажиров эвакуировали. uznews.uz/ru/article/29822/. Дата обращения: 19 марта 2021.
  15. Работа Сергелийской ветки Ташкентского метрополитена приостановлена по техническим причинам. gazeta.uz. Дата обращения: 8 апреля 2021.
  16. На Сергелийской линии метро остановился поезд. kun.uz. Дата обращения: 8 апреля 2021.
  17. Пассажиры ташкентского метро проехались в вагоне с открытыми дверями. https://uz.sputniknews.ru. Дата обращения: 10 апреля 2021.
  18. В Ташкенте поезд метро ехал с открытыми дверями. uznews.uz. Дата обращения: 10 апреля 2021.