ЧС3
ЧС3 Škoda 29E1, 29E2 | |
---|---|
Производство | |
Страна постройки | Чехословакия |
Завод | Škoda |
Годы постройки | 1961 |
Всего построено | 87 |
Технические данные | |
Род тока и напряжение в контактной сети | постоянный, 3 кВ |
Осевая формула | 20-20 |
Часовая мощность ТЭД | 4 × 700 кВт |
Скорость часового режима | 70,5 км/ч |
Длительная мощность ТЭД | 4 × 700 кВт |
Скорость длительного режима | 74,7 км/ч |
Конструкционная скорость | 120 км/ч |
Эксплуатация | |
Страны | СССР, Россия |
Период | 1961—2012 |
ЧС3 (ЧехоCловацкого производства, тип 3; заводские обозначения типа — 29Е1 и 29E2) — пассажирский односекционный четырёхосный электровоз постоянного тока (напряжение в контактной сети 3 кВ), выпускавшийся в 1961 году на заводе Škoda в Пльзене. Осевая формула — 20−20. Всего было выпущено 87 электровозов этой серии. Фактически электровозы ЧС3 являются усиленным вариантом электровозов ЧС1.
История
В 1960 году, в связи с увеличением длинносоставности пассажирских поездов, МПС СССР заказало заводу Škoda, также известному тогда как Пльзеньский завод им. В. И. Ленина, выпуск более мощных электровозов, чем ЧС1. Руководством завода было принято решение модернизировать электровозы этой серии постройкой электровозов новой серии, на базе электровоза ЧС1. На последнем опытном электровозе серии ЧС1 (получившем заводское обозначение типа 29Е0) были установлены более мощные тяговые электродвигатели AL4846eT от электровоза ЧС2 с тяговым приводом изменённой конструкции — привод системы Сешерон с упругими крестовинами был заменён на привод системы Шкода с карданными муфтами. В остальном оборудование электровоза не претерпело значительных изменений. Все такие локомотивы, строившиеся по образцу опытного ЧС1 (то есть прототипа 29Е0), получили новое обозначение серии — ЧС3 (заводское обозначение типа — 29Е1, далее 29Е2).
Все 87 электровозов ЧС3 были построены в 1961 году.
На основе конструкции электровоза ЧС3 для Польши был создан двухсекционный грузовой электровоз ET40.
Вначале электровозы ЧС3 обслуживали участок Москва — Харьков — Иловайск, а затем были переданы на Транссибирскую магистраль, где и эксплуатировались до 1991 года, постепенно заменяясь электровозами ЧС2. В ходе эксплуатации электровозы ЧС3 дооборудовались и объединялись попарно по системе многих единиц, управляемых одним машинистом. В 2000 гг. несколько электровозов ЧС3 переоборудованы в электромотрисы — оборудование перенесено на крышу и под кузов, а в кузове оборудован пассажирский салон. Помимо освобождения машинного отделения, у этих машин переработаны кабины машинистов (двухстворчатые лобовые стёкла заменены на трёхстворчатые более простой формы). В ряде случаев обозначение ЧС3 для электромотрис заменено на ПЭМ-3 (ЧС3-64) или ПЭМ-4(ЧС3-56).
Музейные экспонаты
Благодаря энтузиастам железных дорог, удалось передать в музеи как минимум два локомотива серии:
- ЧС3-45 — в музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги (г. Москва, Рижский вокзал); при этом электровоз является экспонатом Центрального музея железнодорожного транспорта (г. Санкт-Петербург);
- ЧС3-73 — в Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина (г. Новосибирск, станция Сеятель).
Литература
- Евтеев И. П., Осипов С. И., Пустовойтов М. П. Пассажирские электровозы ЧС1 и ЧС3. — М.: ВИПО МПС, 1962.
- Раков В. А. Электровозы серий ЧС1 и ЧС3 // Локомотивы отечественных железных дорог 1956—1975. — М.: Транспорт, 1999. — С. 52—53. — ISBN 5-277-02012-8.
Галерея
-
ЧС3-73 в Новосибирском железнодорожном музее
-
ЧС3-82 на базе запаса Кожурла (Новосибирская область)
-
Заводская табличка от ЧС3-55, частная коллекция
Ссылки
- Электровозы ЧС3 (история отдельных электровозов)
- Список подвижного состава ЧС3 . RailGallery.
- Список подвижного состава ЧС3 . TrainPix.