ВЛ40С

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ВЛ40С
ВЛ40С-1066-2 в Новосибирском музее (исходный электровоз — ВЛ80С-1066)ВЛ40С-1066-2 в Новосибирском музее (исходный электровоз — ВЛ80С-1066)
Производство
Завод Новосибирский электровозоремонтный завод (модернизация)
Год постройки 2002, 2003 (модернизация)
Всего построено 10
Нумерация 076-1, 076-2, 078-1, 078-2, 1066-1, 1066-2, 1429-1, 1429-2, 1838-1, 1838-2
Технические данные
Род службы грузопассажирский
Тип токосъёма верхний (пантограф)
Род тока и напряжение в контактной сети переменный, 25 кВ 50 Гц
Осевая формула 2O-2O
Торможение электропневматическое, реостатное
Эксплуатация
Оператор РЖД
Дорога Западно-Сибирская
Сохранение Музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина

ВЛ40С (Владимир Ленин, 4-осный, Однофазный, Секционируемый (по аналогии с ВЛ80С)) — односекционный двухкабинный четырёхосный электровоз переменного тока 25 кВ 50 Гц, созданный на Новосибирском электровозоремонтном заводе путём глубокой модернизации секций электровозов ВЛ80С в одиночные двухкабинные электровозы. Всего на основе пяти двухсекционных электровозов с номерами 076, 078, 1066, 1429 и 1838 по данному проекту было модернизировано десять односекционных[1].

История модернизации

В начале 2000-х годов электровозы ВЛ80С-076, 078, 1066, 1429 и 1838 были подвергнуты на Новосибирском ЭРЗ модернизации с разделением на отдельные секции по проекту д.т.н., члена-корреспондента РАН Александра Елисеевича Пырова. В ходе модернизации от исходных электровозов сохранялась часть кузова в виде рамы и боковых стен и тележки. Оригинальная кабина и задняя часть секции ликвидировались, и вместо них устанавливались две новые более обтекаемые кабины машиниста[1], сходные с применяемыми на модернизированных на Улан-Удэнском заводе двухсекционных электровозах ВЛ80[2]. На крышах электровозов возле каждой кабины устанавливалось по одному токоприёмнику, таким образом число токоприёмников на каждой секции увеличилось в два раза в целях резервирования на случай поломки одного из них[1].

В апреле 2022 года были модернизированы электровозы ВЛ80С-076 и 078, далее в том же году был модернизирован электровоз 1429 и секция 2 электровоза 1066 в конце года, а в 2003 году — секция 1 электровоза 1066 и электровоз 1838. При этом номера полученных электровозов состояли из номера исходного локомотива с добавлением через дефис цифры 1 (для секции А) и 2 (для секции Б). Таким образом, получены десять идентичных электровозов (076-1, 076-2, 078-1, 078-2, 1066-1, 1066-2, 1429-1, 1429-2, 1838-1 и 1838-2)[1].

Проектное обозначение модернизации ВЛ40П, однако большинство электровозов после модернизации получили обозначения ВЛ80 без указания модификации С, а некоторые были обозначены как ВЛ80С аналогично исходному локомотиву, и лишь по меньшей мере один электровоз был обозначен как ВЛ40С. При этом обозначения серии у двух секций локомотива с тем же номером могли различаться. Например, электровозы с номерами 076-1[3] и 1429-1[4] сохранили обозначение ВЛ80С, как и оригинальный локомотив, в то время как например электровозы с номерами 076-2[5], 078-1[6], 1066-1[7] и 1838-1[8] получили обозначение ВЛ80 без указания модификации С, а секция 2 электровоза с номером 1066, была обозначена уже как ВЛ40С[9].

Эксплуатация

ВЛ40С-1066-1, обозначенный как ВЛ80-1066-1 (исходный электровоз — ВЛ80С-1066)

Электровозы ВЛ40С использовались в депо Карасук (Западно-Сибирская железная дорога) в качестве рельсосмазывателей[1]. В 2005 году ВЛ40С-1066-2 из депо Карасук передан в Новосибирский музей железнодорожной техники[9]. Остальные электровозы эксплуатировались до середины 2010-х годов, причём электровоз 076-2 с конца 2000-х годов не работал и служил в качестве донора запчастей. В мае 2015 года был списан электровоз 1066-1[7], а спустя год в течение 2016 года — все восемь электровозов 076, 078, 1429 и 1838[1].

Музейный экспонат

ВЛ40С-1066-2 сохранён в Новосибирском музее железнодорожной техники[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 ВЛ80С — Список подвижного состава. RailGallery. Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 14 августа 2022 года.
  2. ВЛ80ТК — Список подвижного состава. RailGallery. Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 24 апреля 2022 года.
  3. ВЛ80С-076-1 (фото). TrainPhoto. Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 14 августа 2022 года.
  4. ВЛ80С-1429-1 (фото). TrainPhoto. Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 17 августа 2022 года.
  5. ВЛ80-076-2 (фото). PhotoRZD. Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 14 августа 2022 года.
  6. ВЛ80-078-1 (фото). TrainPhoto. Дата обращения: 12 августа 2022.
  7. 7,0 7,1 ВЛ80С-1066-1. RailGallery. Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 12 августа 2022 года.
  8. ВЛ80-1838-1 (фото). PhotoRZD. Дата обращения: 12 августа 2022.
  9. 9,0 9,1 9,2 ВЛ40С-1066-2. RailGallery. Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 12 августа 2022 года.

См. также