Цумэ-сёги

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Классическая цумэ-сёги в 3 хода.
Цумэ в 5 ходов. Таку Морисита[яп.] 9 дан, в детстве обдумывая эту задачу, созданную Тэруити Аоно[яп.] 9 даном, три дня считал, что в ней ошибка.

Цумэ-сёги (яп. 詰将棋) — задача на форсированный мат в сёги. Представляет собой диаграмму, на которой показана позиция на доске, фигуры в руке у атакующей стороны и (как правило) количество ходов до мата. Король атакующей стороны обычно не показывается. Решать цумэ-сёги полезно для тренировки расчёта вариантов и усиления тактических навыков.

В цумэ-сёги можно использовать лишь стандартный набор фигур сёги (например, в задаче не может быть трёх слонов).

Правила решения цумэ-сёги

Все фигуры в цумэ-сёги ходят по правилам классических сёги. Первый ход делает атакующая сторона, лагерь которой расположен внизу.

  • Атакующий (яп. 攻め方 сэмэката) каждым ходом должен давать шах.

В отличие от шахматных задач, в цумэ-сёги атакующий обязан непрерывно шаховать. Партия в сёги обычно завершается обоюдной матовой гонкой (яп. 攻め合い сэмэай), когда обе стороны атакуют короля противника. Прекращение шахов в такой ситуации часто означает мат собственному королю, что и подразумевает исходная позиция цумэ-сёги.

  • Обе стороны должны делать лучшие из возможных ходов.

Это означает, что атакующий должен заматовать короля соперника за наименьшее число ходов. Защищающийся, в свою очередь, должен продлить сопротивление на наибольшее число ходов и заставить атакующего сбросить как можно больше фигур.

  • Защищающаяся сторона (яп. 玉方 гёкуката) может, защищаясь от дальнобойного шаха, сбрасывать любую из оставшихся фигур.

В цумэ-сёги используется стандартный набор из 40 фигур. Все оставшиеся фигуры, кроме показанных на диаграмме, находящихся в руке у атакующего, и второго короля, считаются находящимися в руке у защищающегося и могут быть сброшены при его ходе.

Цумэ в 15 ходов
  • Защищающаяся сторона не должна делать бесполезных вставок.

Вставкой называется защита от шаха сбросом. Вставки, не меняющие матовую последовательность после немедленного съедения вставляемой фигуры, называются бесполезными. Поскольку такие вставки бессмысленно удлиняют решение, они запрещены.

Решением классической задачи цумэ-сеги является мат за заданное число ходов, причем в финальной позиции в руке у атакующего не должно остаться ни одной фигуры. Допустимы побочные варианты, в которых у атакующего остаются фигуры в руке (такие варианты называются кома-амари (яп. 駒余り «остаются фигуры»)), длиной не более чем на два хода больше, чем основной вариант.

  • Пример (см. диаграмму справа): после R1e K3d L’3f N’3e (наиболее упорная защита) Rx K2c +Bx3c K1b R1e X’1c, если X=R или X=G, то Rx+ Kx X’2c K1d +B2d — кома-амари, поэтому X≠R и X≠G, и далее N’2d K2a +B3b K1a L’1b — цумэ. Последним ходом могло бы быть и взятие Rx1c+, но этот вариант тоже кома-амари. Такие задачи, в которых король получает мат в углу, носят название сэттин-дзумэ (яп. 雪隠詰め «мат в уборной»)[1][2].

Правильное (основное) решение цумэ-сёги называется хонтэдзюн (яп. 本手順 «основная последовательность ходов»). Оно обязано быть уникальным за исключением, возможно, последнего хода.

Иногда составляются задачи, «приближённые к реальной игре», с отступлением от этих критериев (например, после мата остаются фигуры в руке, возможны дуали, или указана рука гёкуката)[3]. В таких случаях авторы делают соответствующие пояснения. С точки зрения классических цумэ-сёги, такие задачи считаются задачами «с дефектом».

Цумэ-сёги бывают лишь на нечётное число ходов, так как каждый ход каждой стороны в сёги считается за один, а первый и последний ход в цумэ-сёги делает атакующая сторона.

Жанры

Со средних веков известно множество жанров цумэ-сёги:

  • «Письмо невидимыми чернилами» (яп. 炙り出し абуридаси), когда финальная позиция представляет собою послание: иероглиф, рисунок.
  • «Одинокий король» (яп. 裸玉 хадака-гёку, рагёку), когда на доске присутствует лишь король гёкуката, а все фигуры для матования находятся в руке. На начало XXI века известно более 20 таких задач.
    • Пример: король на 1a, в руке RGGS. Цумэ в 31 ход[4].
    • В 2004 году Такао Окамура впервые составил цумэ-сёги этого жанра с королём «на троне» (K5a, рука: BG4S2P9). Помимо рекордного для рагёку количества фигур в руке, эта задача имеет также рекордную для рагёку длину решения: 59 ходов[5].
  • «Дымный мат» (яп. 煙詰 кэмури-дзумэ), когда все фигуры на доске (обычно это полный или почти полный набор) «сгорают» в процессе решения, и к финалу на доске остаются лишь король и две матующие его фигуры[6].
  • «Форма лагеря» (яп. 陣型図式 дзинкэй-дзусики), когда на первой линии гёкуката все фигуры стоят, как в начальной расстановке. В 2012 году Кунио Найто 9 дан придумал цумэ-сёги в 71 ход, в которой весь лагерь гёкуката в точности совпадает с начальной расстановкой[7]. В 1998 году он же составил цумэ-сёги в 73 хода, в которой с начальной расстановкой совпадает уже лагерь сэмэката[8] (естественно, все фигуры этих задач для решения существенны).

и т. д.

«Микрокосмос»[9].

Цумэ в 1525 ходов.

91 81 71 61 51 41 31 21 11
92 82 72 62 52 42 32 22 12
93 83 73 63 53 43 33 23 13
94 84 74 64 54 44 34 24 14
95 85 75 65 55 45 35 25 15
96 86 76 66 56 46 36 26 16
97 87 77 67 57 47 37 27 17
98 88 78 68 58 48 38 28 18
99 89 79 69 59 49 39 29 19


Рекорды

  • Длиннейшая из известных цумэ-сёги — «Микрокосмос»[яп.], автор — Кодзи Хасимото[яп.], 1995 год. Её единственное решение имеет длину в 1525 ходов[10]. Сначала, в 1986 году, Хасимото составил задачу с решением в 1519 ходов, однако в 1995 году он нашёл, как удлинить решение ещё на 6 ходов[11].
  • С 1755 по 1955 год (200 лет!) пальму первенства по длине решения удерживала цумэ-сёги Котобуки («Долговечность»)[яп.] (задача №100 в «Сёги Дзуко»[яп.], Ито Кандзю[яп.], 1755 г.). Длина её решения равна 611 ходам[12], а название совпадает со вторым иероглифом имени автора.
  • Длиннейшая из известных кооперативных цумэ-сёги (то есть задач, в которых обе стороны стремятся создать матовую позицию королю гёкуката, «дурацкие цумэ» (яп. 馬鹿詰 бака-дзумэ)) составлена в 1976 году[13], называется «Дзюгэму-3 (яп. 寿限無3)» и имеет решение в 49 909 ходов[14].
«Матэнро»: цумэ тю сёги в 3257 ходов.
ABCDEFGHIJKL
12
C12 black whale
D12 black flying chariot
E12 white inverted angle mover
G12 white whale
H12 black copper general
I12 black free king
L12 black jade general
E11 black flying chariot
H11 black drunk elephant
J11 white silver general
K11 white side mover
G10 white tokin
I10 black golden general
L10 black angle mover
B9 black inverted free king
F9 black whale
G9 black vertical mover
H9 white inverted drunk elephant
I9 black foot soldier
J9 black foot soldier
K9 white tokin
L9 black horned falcon
A8 white inverted angle mover
C8 white flying ox
H8 black kirin
K8 white blind tiger
L8 white inverted dragon king
I7 black go-between
K7 white copper general
L7 black free boar
B6 black lion
H6 white inverted dragon horse
K6 white flying chariot
L6 white phoenix
A5 white angle mover
B5 black ferocious leopard
G5 black vertical mover
H5 black foot soldier
A4 white dragon horse
H4 white foot soldier
I4 black inverted flying chariot
J4 white foot soldier
K4 white copper general
L4 black inverted drunk elephant
E3 black inverted vertical mover
G3 white blind tiger
H3 black tokin
I3 black ferocious leopard
K3 white inverted flying chariot
L3 white side mover
A2 white flying ox
C2 black inverted vertical mover
E2 white white horse
F2 white silver general
G2 black tokin
H2 white free king
I2 black side mover
J2 black copper general
K2 white inverted flying chariot
C1 black tokin
D1 black flying stag
E1 white drunk elephant
F1 white white horse
G1 white horned falcon
H1 black flying stag
K1 white whale
L1 black tokin
12
1111
1010
99
88
77
66
55
44
33
22
11
ABCDEFGHIJKL

Цумэ в вариантах сёги

Аналогичные задачи на форсированный мат есть и в других вариантах сёги. Так, например, одна из длиннейших цумэ тю сёги (яп. 詰中将棋) имеет решение в 3257 ходов, и называется «Небоскрёб» (яп. 摩天楼 матэнро:)[15]. Названа она так потому, что в процессе решения этой задачи король гёкуката не покидает крайней вертикали, двигаясь только вверх и вниз.

Ссылки

См. также

Примечания

Литература