Тю сёги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тю сёги
Тю сёги: снизу начальная расстановка, сверху — перевёрнутые фигуры.Тю сёги: снизу начальная расстановка, сверху — перевёрнутые фигуры.
Игроков 2
Возраст 10+
Подготовка к игре 2—3 минуты
Длительность партии 2 часа — 2 дня
Сложность правил Высокая
Уровень стратегии Высокая
Влияние случайности Нет
Развивает навыки стратегия, тактика, визуальная память

Тю сёги (яп. 中将棋 тю: сё:ги, «средние сёги») — средневековый вариант сёги, играемый на доске 12x12, с 21 видом фигур.

Фигуры в тю сёги имеют такую же, как и в классических сёги, форму клиновидных пятиугольников, на которых надписаны их названия, состоящие из двух иероглифов.

Типичная партия в тю сёги длится 100—500 ходов.

История

Тю сёги известны с начала XIV века, когда они являлись средним из трёх основных вариантов сёги, наряду с дай сёги (15x15) и сё сёги (9x9); отсюда и произошло их название. Считается[1], что их предшественником являются дай сёги (яп. 大将棋 «большие сёги»), и что именно от них произошли сё сёги (яп. 小将棋 «малые сёги») (а от тех, в свою очередь, — современные сёги). Игра с таким названием упоминается и в дневниках XII века, но невозможно сказать, идёт ли в этом случае речь о той же самой игре[2].

До сих пор тю сёги являются самым известным и широко играемым из вариантов сёги на больших досках. Вплоть до начала XX века тю сёги были широко распространены в Киото, однако в последнее время их популярность сильно упала. В последнее время в тю сёги играют в Великобритании и Германии; главным изданием по тю сёги на английском языке считается «Middle Shogi Manual» Джорджа Ходжеса.

Большим любителем тю сёги был 15-й пожизненный мэйдзин сёги, Ясухару Ояма[3].

Правила

Тю сёги — игра для двух игроков. В отличие от классических сёги, в тю сёги нет сбросов, и съеденные фигуры в игру не возвращаются. Однако, как и в классических сёги, большинство фигур может переворачиваться.

Как и во всех других традиционных вариантах сёги, доска в тю сёги одноцветная, а армии противников не имеют отличий, и только короли различаются одной чёрточкой.

Цель игры

Цель игры — съесть вражеского короля; однако если противнику удалось создать кронпринца, то для победы надо съесть и кронпринца.

Кроме того, победить можно, съев все фигуры противника кроме его короля (или кронпринца, если таковой имеется), если на доске у съевшего есть неперевёрнутое золото[4] (на практике, до применения этого правила дело доходит крайне редко).

Фигуры

Начальная расстановка в тю сёги
ABCDEFGHIJKL
12
A12 black incense chariot
B12 black ferocious leopard
C12 black copper general
D12 black silver general
E12 black golden general
F12 black king general
G12 black drunk elephant
H12 black golden general
I12 black silver general
J12 black copper general
K12 black ferocious leopard
L12 black incense chariot
A11 black reverse chariot
C11 black angle mover
E11 black blind tiger
F11 black kirin
G11 black phoenix
H11 black blind tiger
J11 black angle mover
L11 black reverse chariot
A10 black side mover
B10 black vertical mover
C10 black flying chariot
D10 black dragon horse
E10 black dragon king
F10 black lion
G10 black free king
H10 black dragon king
I10 black dragon horse
J10 black flying chariot
K10 black vertical mover
L10 black side mover
A9 black foot soldier
B9 black foot soldier
C9 black foot soldier
D9 black foot soldier
E9 black foot soldier
F9 black foot soldier
G9 black foot soldier
H9 black foot soldier
I9 black foot soldier
J9 black foot soldier
K9 black foot soldier
L9 black foot soldier
D8 black go-between
I8 black go-between
D5 white go-between
I5 white go-between
A4 white foot soldier
B4 white foot soldier
C4 white foot soldier
D4 white foot soldier
E4 white foot soldier
F4 white foot soldier
G4 white foot soldier
H4 white foot soldier
I4 white foot soldier
J4 white foot soldier
K4 white foot soldier
L4 white foot soldier
A3 white side mover
B3 white vertical mover
C3 white flying chariot
D3 white dragon horse
E3 white dragon king
F3 white lion
G3 white free king
H3 white dragon king
I3 white dragon horse
J3 white flying chariot
K3 white vertical mover
L3 white side mover
A2 white reverse chariot
C2 white angle mover
E2 white blind tiger
F2 white kirin
G2 white phoenix
H2 white blind tiger
J2 white angle mover
L2 white reverse chariot
A1 white incense chariot
B1 white ferocious leopard
C1 white copper general
D1 white silver general
E1 white golden general
F1 white king general
G1 white drunk elephant
H1 white golden general
I1 white silver general
J1 white copper general
K1 white ferocious leopard
L1 white incense chariot
12
1111
1010
99
88
77
66
55
44
33
22
11
ABCDEFGHIJKL

В начале игры у каждого из игроков имеется по 46 фигур 21 типа:

Эти русские названия не всегда являются прямым переводом с японского: для фигур, у которых есть полные шахматные аналоги, они взяты из шахматной терминологии, а названия всех фигур, которые есть и в классических сёги, совпадают с их названиями в классических сёги.

Перевороты

Фигуры в тю сёги могут переворачиваться при любом ходе в зону переворота (лагерь противника, то есть 4 дальние горизонтали), внутри этой зоны или из зоны. При перевороте фигура теряет свои старые свойства и приобретает новые, согласно названию на её обратной стороне, которая с этого момента становится лицевой. Однажды перевернувшись, фигура уже не может перевернуться вторично до конца игры. Переворот не обязателен, но имеются следующие ограничения:

  • Если при вхождении в зону фигура не перевернулась, то следующим ходом она может перевернуться, лишь если совершает взятие. Однако после этого она может перевернуться на любом ходе (если он связан с зоной переворота).
  • Если пешка, при достижении зоны переворота, не перевернулась, то она не сможет перевернуться, пока не достигнет последней горизонтали (и тогда она обязана перевернуться).
  • Стрелка или пешка, ходящая на последнюю горизонталь, обязана перевернуться.
  • Японская ассоциация тю сёги использует правила переворота, по которым при вхождении в зону без взятия переворот обязателен, а при ходе внутри зоны переворот возможен только при взятии. Стрелка, которая достигает последней горизонтали без переворота, при этом становится «неподвижной фигурой». Исторические цумэ тю сёги свидетельствуют, что эти правила существуют в Японии с давних времён[5].

Перевёрнутые фигуры рисуются красным цветом. В отличие от классических сёги, цвет для различения перевёрнутых фигур в тю сёги (и всех более крупных вариантов сёги) существенен, ведь 9 типов фигур (слон, ладья, лошадь, дракон, вертикальный и горизонтальный ходоки, ферзь, лев и пьяный слон) есть как в начальной позиции, так и в множестве фигур, которые могут получиться в результате переворота. И хотя, например, чёрный и красный дракон ходят одинаково, первый имеет возможность перевернуться, а второй — нет, поэтому их различение необходимо.

Ходы фигур

Сиреневым фоном отмечены фигуры, появляющиеся лишь в результате переворота. Указаны: русское название фигуры, её полное (и сокращённое) японское название, транскрипция, английская нотация и результат переворота.

Обозначения
Ход на соседнее поле
Прыжок; можно перепрыгивать через любые другие фигуры
─,\,/,│ Движение по прямой через любое число пустых полей
! игуи (взятие без движения)
Посредник 仲人 (仲) тю:нин, GB
(переворачивается в пьяного слона)
       
       
       
         
Пешка 歩兵 (歩) фухё:, P
(переворачивается в токина)
       
       
         
         
Пьяный слон 酔象 (象) суйдзо:, DE
(переворачивается в кронпринца)
   
   
     
         
Золотой генерал 金将 (金) кинсё:, G
(переворачивается в ладью)
Перевёрнутая пешка と金 (と) токин, +P
   
   
       
         
Слон 角行 (角) какугё:, B
(переворачивается в лошадь)
     
     
       
     
     
Ладья 飛車 (飛) хися, R
(переворачивается в дракона)
       
       
       
Лошадь 龍馬 (馬) рю:ма, DH
(переворачивается в рогатого сокола)
     
   
   
   
     
Дракон 龍王 (龍) рю:о:, DK
(переворачивается в парящего орла)
       
   
   
Стрелка 香車 (香) кё:ся, L
(переворачивается в белого коня)
       
       
       
         
Контрстрелка 反車 (反) хэнся, RC
(переворачивается в кита)
       
       
       
       
Белый конь 白駒 (駒) хакку, +L
   
   
       
       
       
Кит 鯨鯢 (鯨) кэйгэй, +RC
       
       
       
   
   
Слепой тигр 盲虎 (虎) мо:ко, BT
(переворачивается в летающего оленя)
         
     
   
   
Яростный леопард 猛豹 (豹) мо:хё:, FL
(переворачивается в слона)
         
   
       
   
Медный генерал 銅将 (銅) до:сё:, C
(переворачивается в горизонтального ходока)
         
   
       
       
Серебряный генерал 銀将 (銀) гинсё:, S
(переворачивается в вертикального ходока)
         
   
       
     
Горизонтальный ходок 横行 (横) о:гё:, SM
(переворачивается в бегающего вепря)
         
       
       
Вертикальный ходок 竪行 (竪) сюгё:, VM
(переворачивается в летающего быка)
       
       
   
       
Бегающий вепрь 奔猪 (猪) хонтё, +SM
     
     
     
     
Летающий бык 飛牛 (牛) хигю:, +VM
   
   
       
   
   
Единорог 麒麟 (麒) кирин, Kr
(переворачивается во льва)
       
     
   
     
   
Феникс 鳳凰 (鳳) хо:о:, Ph
(переворачивается в ферзя)
     
       
   
       
 
Ферзь 奔王 (奔) хонно:, FK
(не переворачивается)
   
   
   
   
Летающий олень 飛鹿 (鹿) хироку, +BT
(перевёрнутый слепой тигр)
       
   
  鹿  
   
Король 玉将 (玉) гёкусё:, 王将 о:сё:, K
(не переворачивается)
         
   
   
   
Кронпринц 太子 (太) тайси, +DE
(перевёрнутый пьяный слон)
         
   
   
   

Три следующие фигуры имеют особые правила хода («ход льва»), позволяющие делать два взятия за один ход или одно взятие без движения (на поле «!»). В частности, лев ходит, как король, который может сделать 2 хода подряд.

Рогатый сокол 角鷹 (鷹) какуо:, +DH
(перевёрнутая лошадь)
   
  !  
   
   
Парящий орёл 飛鷲 (鷲) хидзю:, +DK
(перевёрнутый дракон)
   
  ! !  
   
   
Лев 獅子 (獅) сиси, Ln
(не переворачивается)
○ × 2
! ! !
! !
! ! !

Лев против льва

  1. Лев не может съесть несоседнего (т.е. стоящего на клетке «☆») защищённого льва, за исключением случая, когда это будет его второе взятие (этим ходом) после взятия любой фигуры кроме пешки или посредника.
  2. Если игрок ест льва не-львом, то его сопернику нельзя следующим ходом есть его льва ничем, кроме другого льва (такое возможно, если он успел создать второго льва, перевернув единорога). При этом предыдущее правило остаётся в силе.

Повторения позиции

В тю сёги запрещён ход, создающий позицию, которая ранее уже возникала в данной партии. При этом совпадением позиций считается полное совпадение положения фигур на доске и очерёдности хода. В частности, из этого правила следует запрет на «вечный шах».

Хэйсэй тю сёги - начальная расстановка
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1  
  FL     G DE K G     FL   a
    B   BT     BT   B     b
    R DH DK Q Ln DK DH R     c
P P P P P P P P P P P P d
      GB         GB       e
                        f
                        g
      GB         GB       h
P P P P P P P P P P P P i
    R DH DK Ln Q DK DH R     j
    B   BT     BT   B     k
  FL     G K DE G     FL   l

Варианты тю сёги

Хэйсэй тю сёги

Играется на более свободной от фигур доске. 40% фигур помещены в резерв, и один раз за игру вместо хода одна из резервных фигур может быть сброшена на поле рядом с дружественной фигурой. Фигуры противника захватываются как в обычных тю сёги, то есть в резерв не берутся.

Фигуры, помещённые в резерв — это стрелки, медные и серебряные генералы, вертикальные и горизонтальные ходоки, контрстрелки, единорог и феникс. Как и в обычных сёги, фигура не может быть сброшена туда, где для неё нет ходов (стрелку можно сбросить в самый дальний ряд только сразу же перевернув её). При сбросе в зону переворота фигура может быть перевернута немедленно либо в любом из последующих ходов в соответствии с правилами тю сёги.[источник не указан 1737 дней]

Варианты со сбросом фигур

На некоторых серверах имеется возможность сыграть в тю сёги со сбросом фигур. Возможно, правила сброса позаимствованы из обычных сёги. Сброс фигур сильно затягивает и без того долгую игру.

«Матэнро» (摩天楼): цумэ тю сёги в 3257 ходов.
ABCDEFGHIJKL
12
C12 black whale
D12 black flying chariot
E12 white inverted angle mover
G12 white whale
H12 black copper general
I12 black free king
L12 black jade general
E11 black flying chariot
H11 black drunk elephant
J11 white silver general
K11 white side mover
G10 white tokin
I10 black golden general
L10 black angle mover
B9 black inverted free king
F9 black whale
G9 black vertical mover
H9 white inverted drunk elephant
I9 black foot soldier
J9 black foot soldier
K9 white tokin
L9 black horned falcon
A8 white inverted angle mover
C8 white flying ox
H8 black kirin
K8 white blind tiger
L8 white inverted dragon king
I7 black go-between
K7 white copper general
L7 black free boar
B6 black lion
H6 white inverted dragon horse
K6 white flying chariot
L6 white phoenix
A5 white angle mover
B5 black ferocious leopard
G5 black vertical mover
H5 black foot soldier
A4 white dragon horse
H4 white foot soldier
I4 black inverted flying chariot
J4 white foot soldier
K4 white copper general
L4 black inverted drunk elephant
E3 black inverted vertical mover
G3 white blind tiger
H3 black tokin
I3 black ferocious leopard
K3 white inverted flying chariot
L3 white side mover
A2 white flying ox
C2 black inverted vertical mover
E2 white white horse
F2 white silver general
G2 black tokin
H2 white free king
I2 black side mover
J2 black copper general
K2 white inverted flying chariot
C1 black tokin
D1 black flying stag
E1 white drunk elephant
F1 white white horse
G1 white horned falcon
H1 black flying stag
K1 white whale
L1 black tokin
12
1111
1010
99
88
77
66
55
44
33
22
11
ABCDEFGHIJKL

Цумэ тю сёги

Задачи цумэ тю сёги аналогичны цумэ-сёги, только участвующие в них фигуры — это фигуры из набора тю сёги, с правилами хода и переворота из тю сёги, без сбросов.

Одна из длиннейших известных цумэ тю сёги имеет решение в 3257 ходов, и называется «Небоскрёб» (яп. 摩天楼 матэнро:) (см. справа)[6]. Название её обусловлено тем, что матуемый король в течение всего решения движется лишь по вертикали (крайней правой).

Ссылки

Примечания

  1. Hidetchi, Lesson #37: Shogi variants Архивная копия от 12 марта 2018 на Wayback Machine
  2. Chu Shogi Western Архивная копия от 5 августа 2021 на Wayback Machine // Chessvariants  (англ.)
  3. 『中将棋のおもしろさ』 故・大山康晴名人 Архивная копия от 17 февраля 2015 на Wayback Machine (яп.)
  4. Chu shogi rules. Дата обращения: 22 ноября 2014. Архивировано 18 февраля 2015 года.
  5. Правила JCSA, раздел 4 Архивная копия от 29 мая 2013 на Wayback Machine (яп.)
  6. Цумэ тю сёги «Небоскрёб». Дата обращения: 30 мая 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.