Перейти к содержанию

Лошадь (сёги)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лошадь-дракон (перевёрнутый слон).
Брелок в виде фигурки сёги с зеркальным отражением иероглифа 馬

Лошадь-дракон (яп. рю:мэ или рю:ма, «лошадиный дракон», «лошадь дракона»), сокращённо лошадь (яп. ума) — фигура в сёги. Названа по имени китайского мифического существа лунма (хотя существует и версия, что «драконы» в сёги на самом деле исторически обозначали не драконов, а породы особо крупных лошадей[1]).

Обозначение в европейской нотации: +B (изредка, H).

Старинное написание: 龍馬 (чтение такое же). Альтернативное название — «перевёрнутый (или превращённый) слон».

В начале партии лошадей у игроков нет. Лошадью, после переворота, становится слон.

Говоря о перевёрнутых слонах и ладьях без уточнения типа этих фигур, используют обобщающий термин «драконы».

Зеркальное отражение символа 馬 считается приносящим удачу; в Японии распространены талисманы в форме фигурок сёги с его изображением.

Правила ходов

Ходить лошадиный дракон может и как слон, и как король:

Ценность

Ценность лошади-дракона (если считать ценность пешки за 1), согласно мнению различных сёгистов, равна:

Ценнее лошади в классических сёги лишь дракон.

Пословицы

  • Лошадь стоит трёх генералов[5].
  • Отводи лошадь в свой лагерь[6] — так как часто отступление к своему королю делает лошадь фигурой, эффективной как в атаке, так и в защите.

Тю сёги

В тю сёги у каждого из игроков в начале игры имеется по 2 лошадиных дракона (стоящих на 3-й от игрока горизонтали, на 4-й слева и 4-й справа вертикалях). Ходит лошадиный дракон в тю сёги так же, как и в классических сёги, но переворачивается в рогатого сокола (который ходит, как ферзь в шахматах, за исключением направления прямо вперёд, по которому сокол ходит, как лев).

Кроме того, в лошадиного дракона в тю сёги переворачиваются слоны (которых в начале игры у каждого игрока тоже по 2).

Имя

竜馬 — японское имя. Как курьёз, такое имя носит профессиональный сёгист Рюма Тонари[яп.], 7 дан, второй иероглиф фамилии которого также «сёгистский»[7].

Литература

  • Кислюк Л. У., «Игра японских героев. Японские шахматы сеги и их ближайшие родственники» . Университетская книга, 1996 год, 96 стр.
  • Носовский А. М., «Японские шахматы сеги». Изд-во: М.: Астрель, 2004 год, 864 стр.

Примечания

  1. «История сёги и их вариантов» //Джон Фэйрбейрн, 1980.
  2. «Первый шаг к сёги» Архивная копия от 29 марта 2020 на Wayback Machine (Митио Ариёси, 9 дан)
  3. Форовые сёги Архивная копия от 2 декабря 2013 на Wayback Machine (Ларри Кауфман)
  4. 4,0 4,1 «How to play shogi», Lesson 10. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 12 апреля 2016 года.
  5. Shogitown, «Пословицы сёги». Дата обращения: 31 марта 2013. Архивировано 3 декабря 2014 года.
  6. «Пословицы сёги» Архивная копия от 21 февраля 2020 на Wayback Machine (Масахико Урано, 8 дан)
  7. Синдзин-о 2013. Дата обращения: 24 октября 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.