Перейти к содержанию

Хуан Цзунси

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хуан Цзунси
Страна империя Мин

Хуа́н Цзунси́ (кит. трад. 黃宗羲, упр. 黄宗羲, пиньинь Huáng Zōngxī, 24 сентября 1610 — 12 августа 1695) — китайский философ-неоконфуцианец, общественно-политический деятель и учёный-энциклопедист времён империи Мин.

Биография

Родился 24 сентября 1610 года в уезде Юйяо современной провинции Чжэцзян. Был сыном Хуана Цзюнсу, значительного политического деятеля, представителя Дунлиньской партии, который погиб в тюрьме в 1626 году.

Сам Хуан Цзунси также был близок к Дунлиньской школе, создав «Общество возрождения», которое унаследовало ее идеи, был учеником янминиста Лю Цзунчжоу. Хуан Цзунси вел политическую и вооруженную борьбу с маньчжурами как до, так и после их установления власти в Пекине в 1644 году. Прекратив сопротивление в 1649 году, он поселился у себя на родине в уезде Юйяо пров Чжэцзян и занялся исключительно научной и литературной работой. Умер 12 августа 1695 года.

Научная деятельность

Славу Хуан Цзунси принесли прежде всего его «исторические произведения», в особенности связанные с событиями недавнего прошлого — эпохи Мин, от сотрудничества в написании официальной истории которой он из идейных соображений отказался. Им были созданы классические работы по истории китайской философии периода ее наивысшего развития при империях Сун, Юань, Мин: «Сун Юань Сюэ ань» («Отчет о обучения эпох Сун и Юань»; завершена Цюань Цзюваном, , опубликована в 1838), «Мин жу сюэань» («Отчет об учениях конфуцианцев эпохи Мин», 1676 год). Первый его самостоятельный трактат «Мин и дайфанлу» («Записки для ожидаемого с визитом правителя в период Поражения Света» или, в другом возможном понимании, «Записки, которые просвещают варваров в ожидании прихода совершенно мудрого правителя»), написанный в 1662 году и посвящен природоведческой проблематике. В конце концов он стал основателем Чжэцзянской исторической школы.

В общетеоретическом и философском плане Хуан Цзунси критиковал как буддистскую ересь, которую отстаивала школа Чжу Си — братьев Чэн, и доминировавшей в официальном неоконфуцианстве приоритет «принципа», всячески подчеркивая первичность коррелятивной ему «пневмы» (ци). Всенаполняющая, являющаяся «единым корнем» (бэнь), пневма «рождает людей, рождает вещи», а принципы представляют собой упорядоченность ее «распространяемого действия» (лю сын), поэтому «без пневмы нет принципов» и «принцип — это принцип пневмы».

Поддерживая идеи школы Лу Цзююаня — Ван Янмина относительно приоритета «сердца», Хуан Цзунси утверждал, что «все наполняет небо и землю есть сердце» и «назад исчерпывающее исследование принципов означает исчерпание тьмы особенностей в собственном сердце, а не исчерпание тьмы особенностей тьмы вещей».

Сочетание этих двух установок привело Хуан Цзунси к «отождествлению сердца и пневмы» : «человек получает пневму от Неба, чтобы жить, и обладает только одним сердцем, и все», «в Небе-это пневма, в человеке это сердце, в Небе-это принцип, в человеке это индивидуальная природа».

Динамический характер пневмы как субстрата гносеопсихологического центра — сердца, в свою очередь, обусловил деятельность трактовки познания, что нашло отражение в интерпретации «доведение до конца» из фундаментального тезиса Ван Янмина о «доведении знания до конца» с помощью категории «действие».

Согласно Хуан Цзунси, всеми людьми от рождения движут частные интересы и стремление к пользе. Но в жизни общества (Поднебесной) должна осуществляться общая польза, за что ответственен прежде всего обладатель.

Ссылаясь на различные исторические и мифические прецеденты, Хуан Цзунси признавал легитимной как наследственную, так и ненаследственную монархию, считая главным критерием легитимности стремление монарха к общественной пользе, соблюдение интересов всей Поднебесной, а не собственных интересов или своей семьи.

Хуан Цзунси отрицал неизменяемость законов, утверждая, что каждая эпоха имеет законы данной эпохи, и доказывая это с помощью исторических исследований.

Он выступал за уравнительное перераспределение земель, восстановление древней системы «колодезных полей», снижение налогов с крестьян и их пятиступенчатую дифференциацию в зависимости от плодородия земли, а также за то, чтобы не только земледелие, но также торговля и ремесло считались «основным занятием»; за унификацию денежной системы, эмиссию бумажных денег и учреждения банков; за такую систему воинской повинности, при которой каждые 50 человек выставляют одного рекрута, а 10 семей снабжают его продовольствием.

Кроме этого, занимался изучением географии, математики, астрономии, теории музыки и календарными расчетами.

Литературная деятельность

В стихах Хуан Цзунси, как и в трех его «Хрониках» и в «Записках о крепости в горах Симиншань», прослеживается героическая история борьбы против маньчжурских завоевателей. Особенно боевой дух поэта нашел свое выражение в следующих строках из поэмы «Разные песни, написанные в горах».

Примечания

Источники

  • Waiting for the Dawn: A Plan for the Prince, Huang Tsung-hsi’s Ming-i-tai fang-lu / Tr. by W. Th. de Bary. N. Y., 1993.
  • Struve L. A. Chen Que versus Huang Zongxi: Confucianism Faces Modern Times in the 17th Century // Journal of Chinese Philosophy. 1991. Vol. 18, p. 5-23.