Ли (ритуал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ли (кит. трад. , упр. , пиньинь ) — ключевая категория китайской философии, в особенности конфуцианства. Список русских переводов этого понятия включает такие варианты как благопристойность, этикет, этика, ритуал, церемонии. Главная сложность определения этого понятия заключается в том, что китайские философы вкладывали в него не только правильное поведение (этикет, церемония), но и те мировоззренческие устои, из которых правильное поведение проистекает. То есть это не только почтительность, проявляемая к старшим, но и понимание того, какую роль играют старшие в обществе, понимание того, что почтительность к старшим необходима. И уже из этого понимания с неизбежностью проистекает правильное, почтительное поведение. При этом ни о каком отходе от ли речи и быть не может — всякий его носитель точно осознаёт, что следование этим нормам не просто нужно и необходимо, оно ещё и наиболее близко природе человека как такового.

В древнейших литературных памятниках (Ши цзин, Шу цзин) эта категория обозначала обряды, дающие возможность преодолеть политические конфликты и отражающие единство мира.

Конфуцианство рассматривало ритуал Ли как мерило в управлении государством и самосовершенствовании. Цзо чжуань приводит несколько формулировок этого понятия, а Лунь юй — многочисленные примеры его использования. По определению Сюнь-цзы, ритуал Ли использовался для преодоления вожделений.

Актуальность понятия ритуал в классическом Китае была связана с интеллектуальным кризисом, вызванным разложением исторического уклада эпохи Чжоу. Ритуал Ли играл важную роль в уходящую эпоху: он оформлял отношения внутри кланов и между ними, а также закреплял нормы поведения с гостями и «варварами». Как таковой, ритуал подвергался насмешкам со стороны моистов и легистов (эпоха Воюющих царств), которые считали ритуальные средства управления недостаточными. Искусственность ритуала также вызывала нападки со стороны даосов — приверженцев естественности.

Классическими источниками по практике ритуала признаются три текста: «Чжоу ли», «Ли цзи», «И ли».

См. также

Литература

  • Китайская философия (Энциклопедич.словарь), ред. М. Л. Титаренко, с.168-169
  • Мартыненко Н. П. «Ли» и «фа» — полярные категории китайской социальной философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 2015.