У-син

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пентаграмма у-син

У-син (пять элементов; пять стихий; пять действий; пять движений; пять столбцов; пять фаз; пять состояний кит. 五行, пиньинь wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Это огонь (火), вода (水), дерево (木), металл (金) и земля (土). Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии, в искусстве фэн-шуй.

Возникновение

Одно из наиболее ранних упоминаний концепции о первоэлементах — в книге «Речи Царств» («Го Юй»):

На восьмом году правления Чжоусского Ювана (782—771 гг. до н. э.) историограф Бо, отвечая на вопросы чжэнского Хуань-гуна, говорил: «А ведь гармония фактически рождает все вещи (соединяя в себе субстанции с разными свойствами)… Так, древние мудрецы смешивали Землю с Металлом, Деревом, Водой и Огнём, создавая, благодаря этому, все вещи»[1].

Наиболее ранним подробным описанием компонентов концепции у-син в классической литературе является глава «Хун фань» 洪範 (Великий План) из Книги документов. Однако предшествующая ей (согласно традиционной хронологии) глава «Совет Юя Великого» 大禹謨 также содержит их перечисление, но в ином порядке (水、火、金、木、土); по-видимому речь идёт не о философской концепции, а о категориях ресурсов. В других источниках («Цзо чжуань», «Да Дай лицзи», «Хуайнань-цзы») помимо классических пяти называется также зерно 穀.

Философская концепция

Включает в себя пять классов (дерево, огонь, земля, металл, вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Возникновению у-син предшествует развертывание следующих состояний:

Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление.

Взаимопорождение состоит в следующем: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево.

Взаимопреодоление состоит в следующем: дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево.

Таблица соответствий пяти стихий другим категориям китайской философии

Пять стихий[2] Дерево Огонь Земля Металл Вода
Иероглифы
Число по Хун фань 三(3) 二(2) 五(5) 四(4) 一(1)
Число по Юэ лин 八(8) 七(7) 五(5) 九(9) 六(6)
Пять цветов
五色
Синий, зелёный
Красный
Жёлтый
Белый
Чёрный, голубой
Пять направлений
五方
Восток
Юг
Центр
Запад
西
Север
Сезоны года
五季
Весна
Лето
Межсезонье
季夏
Осень
Зима
Время суток
五时
Утро
平旦
Полдень
日中
Вечер
日西
Заход
日入
Полночь
夜半
Праздники
五节
Праздник Весны
春节
День отвращения несчастий
上巳
Праздник начала лета
端午
Вечер двух семерок
七夕
Праздник двух девяток
重阳
Пять звезд
五星
Юпитер
木星
Марс
火星
Сатурн
土星
Венера
金星
Меркурий
水星
Пять звуков
五声
Выдох
Смех
Пение
Плач
Стон
Пять гамм
五音
Цзюэ
Чжи
Гун
Шан
Ю
Органы
五脏
Печень
Сердце
Селезёнка
Лёгкие
Почка
Пять внутренностей
五腑
Жёлчный пузырь
Тонкая кишка
小腸
Желудок
Толстая кишка
大腸
Мочевой пузырь
膀胱
Пять чувств
五志
Гнев
Радость
Задумчивость
Горе, тоска
Страх
Пальцы
五指
Безымянный
无名指
Средний
中指
Указательный
食指
Большой
大拇指
Мизинец
小指
Органы чувств
五官
Глаз
Язык
Рот
Нос
Ухо
Пять объектов органов чувств
五觉
цвет
Форма
Вкус
Запах
Звук
Пять жидкостей
五液
Слезы
Пот
Слюна
Носовая слизь
Моча
Пять вкусов
五味
Кислый
Горький, жгучий
Сладкий
Острый (резкий)
Соленый
Пять запахов
五臭
Прогорклый, затхлый
Паленый, горелый
Ароматный, сладкий
Металла
Гнилой
五氣
五榮
Пять животных
五兽
Лазурный Дракон
青龙
Алый Феникс
朱雀
Желтый Единорог
黄麟
Белый Тигр
白虎
Черная Черепаха (Черепахозмея)
玄武
Пять домашних животных
五畜
Собака
Овца
Корова
Курица
Свинья
Пять родов живых существ
五虫
Чешуйчатые
Пернатые
Гладкокожие
Покрытые мехом (шерстью)
Панцирные
Пять злаков
五穀
Пшеница, ячмень
Просо (клейкое)
Гаолян
Рис
Бобы
Пять фруктов
五果
Слива
Абрикос
Ююба
Персик
Каштан (китайский)
Пять овощей 五菜
Пять норм
五常
Гуманность
Ритуал (ли)
Доверие
Справедливость
Мудрость
五政
Пять погодных влияний
五恶
Ветер
Жара
Влажность
湿
Сухость
Холод
五化
五祀
Небесные стволы (циклические знаки)
天干
甲•乙 (1, 2) 丙•丁 (3, 4) 戊•己 (5, 6) 庚•辛 (7, 8) 壬•癸 (9, 10)
Земные ветви (циклические знаки)
地支
寅•卯 巳•午 辰•未•戌•丑 申•酉 亥•子

Критика

Концепция у-син воспринималась китайскими философами с разной степенью скептицизма: Сюнь-цзы (58—115) и Мо-цзы (41—2) утверждают, что следования фаз не регулярны (五行无常胜); Хань Фэй упоминает у-син в контексте перечисления гадательных практик, которые он высмеивает (19—307)[3].

Критически отзываясь о концепции у-син, Сюнь-цзы указывает её двух главных сторонников: Цзысы и Мэн-цзы (非十二子: 子思唱之,孟軻和之). Однако, согласно известным источникам, эти мыслители интересовались не натурофилософским аспектом у-син, а его морально-этическим применением (см. у-чан 五常 в таблице выше).

Цзя И (201—169 до н.э, дин. Хань) описывает альтернативную систему корреляции, построенную вокруг числа шесть и конфуцианского канона в сочетании с легалистскими и даоистскими терминами: шесть действий, шесть учений, шесть норм, шесть классических книг.

См. также

Примечания

  1. Дубровин Д. А. Трудные вопросы классической китайской медицины. Л.: Аста-пресс, 1991
  2. Chinese Five Elements Chart Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine Информация об у-син на сайте Северной шаолиньской академии. (англ.) (кит.)
  3. A. C. Graham, Yin-Yang and the Nature of Correlative Thinking. Singapore, 1986. p.9

Литература

  • Дун Чжуншу. Смысл пяти элементов // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990. — С. 125—127.
  • Бань Гу. О природе пяти элементов // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990. — С. 227—239.
  • Ван Тинсян. Разговор о пяти элементах. Перевод и комментарии. А. Б. Калкаевой // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып.2. М.: Издательство «ОГНИ», 2003. — С. 83—87.
  • Быков Ф. С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу // Китай, Япония. История и филология. М., 1961.
  • Лисевич И. С. Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах // Теоретические проблемы восточных литератур. М., 1969.
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С. 12—17.
  • Кобзев А. И. Пять элементов и «магические фигуры» «И цзина» // 12-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М.,1981.
  • Кобзев А. И. Классификационная схема «пять элементов» — у син // 13-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1982.
  • Кобзев А. И. Методологические особенности классической китайской философии и категория «пять элементов» // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Ч. 1. М. Наука. 1986, с. 57—76.
  • Кобзев А. И. У син // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Карапетьянц А. М. Теория «пяти элементов» и китайская концептуальная прото-схема // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1994. № 1.
  • Пушкарская Н. В. Концепция пяти стихий: становление категориальности в древнем Китае // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2014. Т. 1. № 4. С. 81—95.