Фа (мифология)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Фа (с кит. — «закон», а также «образец, правило, метод») — понятие китайской философии и культуры.

Историчность понятия

В моизме фа тянь — «подражание Небу», «небесный образец» — единое правило, постановленное Небом как высшей безличной силой и заключённое во «всеобщей любви и взаимной выгоде», а сама суть фа — это «метод» («то, следуя чему, можно получить результат») и мера оценки результатов, а также правило получения и применения адекватного знания.

Мыслители школы бин цзя уясняли фа как всеобъемлющий и организующий принцип, строй общественной жизни.

В легизме фа стала основной категорией, которая обозначала правовые законы, соотносившиеся с определённым обстоятельством и выдвинутые вопреки неизменности конфуцианских норм, касающихся ли — благопристойности; также легисты выдвигали «теорию государственного правления в соответствии и на основе» данных законов[1] .

В трактате «Сунь-цзы» проявилась тенденция к сближению закона с «благопристойностью»[2]: нарушение правил «благопристойности» влечёт за собой нарушение закона.

С эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) обнаруженная тенденция стала свойственной для имперской конфуцианской доктрины[3].

Примечания

  1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. / Институт философии АН СССР. — М.: Мысль, 1972. — Т. 1. — С. 42. — 363 с.
  2. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. / Институт философии АН СССР. — М.: Мысль, 1972. — Т. 1. — С. 41. — 363 с.
  3. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.- научн. фонд; Научно - ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов.-М.:. — М.: Мысль, 2010. — Т. IV. — С. 157. — 736 с. — ISBN 978-2-244-01115-9. — ISBN ISBN 978-2-244-01119-7.