Хельсинкская пригородная железная дорога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хельсинкская пригородная железная дорога
фин. Pääkaupunkiseudun lähiliikenne
Описание
Тип Пригородные перевозки
Страна  Финляндия
Расположение Уусимаа, Канта-Хяме, Пяйят-Хяме
Финляндия
Дата открытия 1969
Владелец VR Group
Дневной пассажиропоток 174000 (2015 г.)
Маршрутная сеть
Число линий 4 (15 маршрутов)
Число станций 54
Длина сети 235 км
Технические данные
Ширина колеи 1520 мм
Электрификация переменный ток 25 кВ
Максимальная скорость 120 - 160 км/ч
Электропоезд Sm1 на станции Керава.
Электропоезд Sm2 в старой раскраске на станции Малми в Хельсинки
Электропоезд Sm4 на станции Пасила в Хельсинки

Хельсинкская пригородная железная дорога (фин. Pääkaupunkiseudun lähiliikenne, швед. Huvudstadsregionens närtrafik) — система железных дорог, обслуживающих Большой Хельсинки, Финляндия. Оператором являются Финские железные дороги — VR Group. Вместе с Хельсинкским метрополитеном, автобусами, и трамваями сеть образует единую систему общественного транспорта Хельсинки и окрестностей.

Поезда ходят по наземным путям в пределах пригородной зоны Хельсинки. В пределах муниципалитетов Эспоо, Хельсинки, Кауниайнен, Керава, Киркконумми и Вантаа используются билеты, единые с автобусом, трамваем и метро, которые управляются органом Хельсинкского регионального транспорта (HSL), основанным в 2010 году. При поездках за пределы Керава и Киркконумми используются билеты VR, продаваемые в зонах от A (Хельсинки) до H (Лахти). Зона HSL находится целиком в пределах VR-овских зон A, B и C.

Сеть состоит из 14 маршрутов, показанных на схеме ниже. Они пролегают по четырём линиям, отходящим от вокзала Хельсинки-Центральный. Система включает 60 станций, 14 из которых находятся в черте города Хельсинки. В выходные отправляются около 850 рейсов. Железная дорога перевезла 55.1 миллионов пассажиров в 2011 году.[1]

История

В Хельсинкском регионе пригородные железнодорожные перевозки начались в 1880-х годах. По Главной линии движение открылось до станции Рекола.

Береговая линия открылась в 1903 году. Эта линия изначально задумывалась, как пригородная, поэтому сразу началось бурное строительство домов около станций.

В эпоху паровозов поезда состояли из паровозов типа Pr1 («Paikku») и деревянных вагонов с очень широкими дверьми для быстрой посадки-высадки пассажиров. Количество поездок резко увеличилось после обретения Финляндией независимости в 1917 году: 4 миллиона поездок 1920 и 9 миллионов в 1924. Депрессия 1930-х годов сильно ударила по пригородным перевозкам, минимум составил 3 миллиона поездок. К 1939 году количество поездок выросло до 4 миллионов.[2]

Во время короткой эпохи тепловозов с конца 1950-х по начало 1970-х годов пригородные перевозки осуществлялись дизель-поездами классов Dm7, Dm8 и Dm9.

Пути особо не расширялись в эпоху паровозов и тепловозов. На Главной линии и в начале Береговой линии (до Киркконумми) имелось всего по два пути для грузовых, пригородных и поездов дальнего следования. Береговая линия до сих пор однопутная от Киркконумми до Турку.

Нынешний вид пригородное движение начало обретать в 1969 году, когда был электрифицирован первый участок Хельсинки — Киркконумми. Буквенное обозначение маршрутов введено 28 мая 1972 года. В том же году все тогдашние пригородные маршруты были полностью электрифицированы, был уложен третий путь от Хельсинки до Тиккурила. Третий путь был продлён до Керава в 1981.

Линия от Хуопалахти до Мартинлааксо, открытая в 1975 году, была построена специально под пригородные поезда, став первой такой линией в Финляндии. Она была позже (1991) продлена до Вантаанкоски. В 2015 году она была соединена со станцией Хиеккахарью Главной Линии, образовалась Кольцевая линия.

Сейчас на участках между Хельсинки и Леппяваара, и между Хельсинки и Керава пригородные поезда используют параллельные рельсы, но отдельно от рельсов, используемых поездами дальнего следования, ходящими по принципу S-Bahn. Четвёртый путь, позволивший отделить «внутригородской трафик», был готов до Тиккурила в 1996-ом и до Керава в 2004 годах. На Береговой линии участок между Пасила и Леппяваара был расширен до четырёх колей в 2001 году.

Линия от Керава до Лахти, открытая в 2006 году, строилась под поезда дальнего следования, но также используется под пригородный поезд маршрута Z.

Перспективы продления

Карта с планируемыми продлениями

Кольцевая линия открылась 1 июля 2015 года. Станция в аэропорту Хельсинки открылась позже: у выхода Tietotie 10 июля и прямое соединение с терминалом — осенью. Кольцевая линия соединила линию на Вантаанкоски через Авиаполис и Аэропорт Хельсинки с Главной линией чуть севернее станции Тиккурила. Продление включает в себя пять станций с заделом под ещё три. В отличие от других путей, линия через аэропорт пролегает в туннеле с подземными станциями Аэропорт и Авиаполис. Кольцевая линия была спланирована и сконструирована в расчёте на будущее продление до Клауккала.

Существуют планы продлить четырёхпутную линию до Эспоо от Леппяваара. Это позволило бы повысить частоту до Кауклахти, а также облегчить трафик поездам дальнего следования до Турку, которые следуют по одним путям с пригородными поездами на участке между Киркконумми и Леппяваара.

Планируется увеличение пропускной способности вокзала Хельсинки-Центральный, которая сейчас в часы пик исчерпана. Проектируется Хельсинкская городская петля, которая бы начиналась под землёй южнее станции Пасила, проходила вокруг центра города и возвращалась обратно. Были бы три подземные станции в Тёёлё (запад), центре Хельсинки (юг) и станция метро Хаканиеми (восток). Длина петли будет 7 километров.[3] Строительство выйдет дорогим (€956 миллионов) и завершится в 2020-х годах.

Маршруты

Береговая линия

Маршрут Y — самый длинный на линии. Проходит между Хельсинки и Сиунтио с очень малым количеством промежуточных остановок. Поезда ходят редко, от трёх до семи рейсов в сутки в зависимости от дня недели. Остановки: Пасила, Хуопалахти, Леппяваара, Масала, Киркконумми. Когда открылась первая в Финляндии электрифицированная линия (Хельсинки — Киркконумми), первый маршрут был Y. В 1987 году маршрут Y был отменён и заменён на S и U в 1988 году. В 2002 году, буквенное обозначение Y появилось вновь, когда были достроены пути до Леппяваара, что позволило запустить быстрый пригородный поезд до Карьяа. До этого, некоторые рейсы S и U шли от далее от Киркконумми до Карьяа. В марте 2016 года маршрут Y был укорочен до Сиунтио.

Маршрут X введён в марте 2016 года. Он повторяет схему остановок маршрута Y, но оканчивается в Киркконумми.

Поезд U ходит от Хельсинки до Киркконумми. Ходит дважды в час. Остановки между Хельсинки и Леппяваара только Пасила и Хуопалахти. Между Леппяваара и Киркконумми поезд следует со всеми остановками. В марте 2016 две станции между Kауклахти и Масала были закрыты и теперь поезд U ходит дважды в час, заменив более ранний S.

Поезд L ходит от Хельсинки до Киркконумми. Ходит только по ночам и утром в выходные. Есть один рейс из Карьяа по воскресеньям утром. Имеет большее количество остановок, чем все остальные поезда, ходящие на участке Карьяа — Хельсинки. До введения поезда A в 2002 году поезд L ходил также в дневное время.

Поезд E ходит от Хельсинки до Кауклахти. Останавливается между Хельсинки и Леппяваара только в Пасила и Хуопалахти, далее следует со всеми остановками. Ходит каждые полчаса, кроме воскресений. Маршрут был продлён в августе 2007 года до Кауклахти от предыдущей конечной в Эспоо. Если городские пути будут продлены от Леппяваара до Эспоо, то поезд E будет ходить со всеми остановками, став основой трафика Береговой линии.

Поезд A ходит от Хельсинки до Леппяваара. Следует со всеми остановками. Ходит с интервалами 10 минут в часы пик, в остальное время с интервалом и 20 минут по будням и 30 минут по выходным. Изначально обозначение A введено 28 мая 1972 года по 25 мая 1974 года для маршрута на Киркконумми, повторно введено в 2002 году.

Кольцевая линия

Карта Кольцевой линии с возможными будущими станциями

Поезда I и P ходят в противоположных направлениях между Хельсинки и Аэропортом Хельсинки-Вантаа. Следуют со всеми остановками. Поезд I идёт против часовой стрелки, отправляясь из Хельсинки через Тиккурила, аэропорт Хельсинки, Мартинлааксо и возвращаясь в Хельсинки. Поезд P следует этим же путём по часовой стрелке, отправляясь от Хельсинки через Мартинлааксо, аэропорт Хельсинки, Тиккурила и обратно в Хельсинки.

Кольцевая линия открылась в 2015 году в результате продления Вантаанкоскинской линии. В результате поезд M был заменён на P, а поезд I был продлён от предыдущей конечной Тиккурила.

Главная (Рийхимякская) линия

Поезд K следует от Хельсинки до Керава. Он ходит каждые 10 минут днём. Между Хельсинки и Тиккурила останавливается в Пасила, Оулункюля, Малми и Пуйстола. Далее до Керава следует со всеми остановками. Планируется продление до станции Никиля в Сипоо с задействованием существующей линии к нефтеперегонному заводу в Килпилахти. K — оригинальное буквенное обозначение, введённое в 1972 году. В 1970-х и в начале 1980-х поезда K не останавливались в Пуйстола, Малми и Оулункюля. Остановка Оулункюля введена лишь в 2004 году после достройки городских путей до Керава.

Поезд N следует от Хельсинки до Керава. Следует со всеми остановками. Ходит в то время, когда поезда I и P не работают (ночью, ранним утром), заменяя поезд K. Последние рейсы начью и по утрам ходят, как T. N — оригинальное буквенное обозначение, введённое в 1972 году, но до 2010 года поезд ходил в часы низкого пассажиропотока ранним утром и поздним вечером.

Поезд T ходит ночью раз в час от Хельсинки до Рийхимяки. Есть перерыв в несколько часов поздней ночью. T следует со всеми остановками. Ходит с 1972 года.

Поезд R ходит от Хельсинки до Рийхимяки дважды в час днём. Все поезда R имеют низкий уровень пола и расписание, позволяющее разгоняться до 160 км/ч. Поезда останавливаются между Хельсинки и Рийхимяки в Пасила, Тиккурила, Керава, Айнола, Ярвенпяа, Саунакаллио, Йокела и Хювинкяа. R — оригинальное буквенное обозначение, введённое в 1972 году и ходит с тех пор с теми же остановками, но с одним исключением: остановка в Тиккурила была добавлена в 1980-х, а Айнола и Саунакаллио — в 2016 году. Поезд R стал ходить чаще после отмены поезда H. Некоторые рейсы R продлены до Тампере и Коувола.

Поезд D ходит от Хельсинки до Рийхимяки. Вводится в часы пик и мало где останавливается. Многие поезда D состоят из старых вагонов 80-х годов, влекомых электровозом вместо электропоездов.

Линия на Лахти

Поезд Z ходит от Хельсинки до Лахти раз в час. Все поезда Z имеют низкий пол и расписание, позволяющее разгоняться до 160 км/ч. Поезда останавливаются между Хельсинки и Лахти в Пасила, Тиккурила, Керава, Хаарйоки, Мянтсяля. В часы пик поезда часто переполнены между Хельсинки и Керава, поэтому пускают более длинные поезда. Два поезда Z по утрам отходят от Коувола и возвращаются туда в вечерний час пик. Это поезда под электровозной тягой. Также последний поезд Z вечером продлён до Коувола.

Поезда без буквенного обозначения

Есть несколько рейсов из Рийхимяки утром и из Хельсинки вечером в час пик, которые не имеют буквенного обозначения, так как не попадают ни под одну схему остановок. Также есть 1 или 2 отправления днём. Все они следуют между Хельсинки и Рийхимяки. Обычно используются типы поездов с Береговой линии.

Отменённые маршруты

Поезд P ходил от Хельсинки до Хиеккахарью со всеми остановками. Маршрут введён в 1972 году и был отменён в августе 2004-го. Буква P была заново введена в 2015 с открытием Кольцевой линии.

Поезд G ходил от Хельсинки до Саунакаллио. Он ходил шесть раз в день в каждом направлении и был единственным поездом, не останавливавшимся в Тиккурила. Введён 4 июня 2007, отменён в 2011 году. Останавливался в Хельсинки, Пасила, Кюрёля, Ярвенпяа и Саунакаллио.

Поезд M ходил от Хельсинки до Вантаанкоски. Ходил каждые 10-30 минут и следовал со всеми остановками. Введён в 1975 году, когда построили линию на Мартинлааксо, и отменён в 2015-ом, когда эту линию продлили и закольцевали. В 1991 году линия продлена на одну остановку за Мартинлааксо (до Вантаанкоски). Заменён на поезд P.

Поезд S ходил от Хельсинки до Киркконумми. Ходил каждый час в каждом направлении. Из двух дневных поездов, курсировавших между Хельсинки и Киркконумми, S был самым быстрым. Между Хельсинки и Леппяваара поезд S останавливался в Пасила и Хуопалахти. Далее до Кауклахти шёл со всеми остановками. Между Кауклахти и Киркконумми единственной остановкой была Масала. С 28 мая 1972 по 25 мая 1974 поезда S ходили от Хельсинки до Кауниайнена. Маршрут продлён до Киркконумми 27 сентября 1987. Отменён в марте 2016-го, когда закрылись две остановки, на которых останавливался только поезд U, и маршруты U и S перестали друг от друга отличаться. Заменён поездом U.

Поезд H ходил от Хельсинки до Рийхимяки раз в час. Останавливался между Хельсинки и Керава в Пасила и Тиккурила, далее следовал со всеми остановками. Введён в 1972 году. До 1990—1998 года поезд H останавливался в Монни, Палопуро, Такоя, Хийкко, Ристинумми и Кютёмаа. Эти остановки были отменены в связи с низким пассажиропотоком, а также потому, что поезд тормозил трафик, будучи слишком медленным. Остановки со всей инфраструктурой были разобраны между 1990 и 1998 годом. В марте 2016 года были закрыты станции Пурола и Нуппулинна, а поезд H заменён поездом R.

Длина линий

  • Хельсинки — Рийхимяки 71 км (54 мин)
  • Хельсинки — Лахти 104 км (60 мин)
  • Хельсинки — Керава 29 км (23 мин)
  • Хельсинки — Тиккурила 16 км (14 мин)
  • Хельсинки — Карьяа 87 км (1 h 7 мин)
  • Хельсинки — Киркконумми 38 км (30 мин)
  • Хельсинки — Кауклахти 24 км (29 мин)
  • Хельсинки — Леппяваара 11 км (12 мин)
  • Хельсинки — Вантаанкоски 15 км (22 мин)
  • Вантаанкоски — Хиеккахарью 18 км (26 мин)

Схема линий

Y
Карьяа  T R D Z
Инкоо  Мартинлааксо   Вантаанкоски  Рийхимяки  Лахти
Сиунтио  S U L Лухела   Вехкала  Хювинкяа
Киркконумми  Мююрмяки   Кивисте  Йокела
Тольса  Малминкартано   Авиаполис  Нуппуланта 
Йорвас  Каннельмяки   Аэропорт-Вантаа  Пурола  Мянтсяля
Масала  Северная Хаага   Лейнела  Саунакаллио 
Луома   Ярвенпяа  Хаарайоки
Манкки  E K N  Айнола
Кауклахти 
 Керава
Эспоо 
 Савио
Туомарила 
 Корса
Койвухови 
 Рекола
Кауниайнен 
 Койвукюля
Кера 

 Хиеккахарью
Кило  A

 Тиккурила
Леппяваара 

 Пуистола
Мяккюля 

 Тапанила
Питяянмяки 

 Малми
Валимо 

 Пикинмаки
Хуопалахти 


 Оулункюля
Илмала 


 Кяпюля
Пасила 



 Пасила
Хельсинки-Центральный 



 Хельсинки-Центральный
Y S U L E A P I I P K N T R D Z


Подвижной состав

Электропоезда:

  • Sm1, 50 составов, построенных в 1969—73 (Valmet/Strömberg), ныне заменены на Sm5
  • Sm2, 50 составов, построенных в 1975—81 (Valmet/Strömberg), ныне в процессе замены на Sm5
  • Sm4, 30 составов, построенных в 1999—2005 (Fiat Ferroviaria/CAF/Alstom)
  • Sm5, 41 состав, построенный в 2008—13 (Stadler FLIRT). Поезда управляются VR, но ими владеет компания Pääkaupunkiseudun Junakalusto Oy. Первый поезд Sm5 начал курсировать в ноябре 2009. Всего было заказано 75 составов для замены устаревших Sm1 и Sm2.
  • Локомотивы Sr1 (НЭВЗ) или Sr2 (SLM/ABB) с вагонами Eil/Eilf, 57 вагонов 1982—87 года постройки (так называемые «красные вагоны»).

Пригородное движение было последним использованием деревянных вагонов в Финляндии. Они исчезли в конце 1980-х, когда их заменили вагоны Eil.

Примечания

  1. VR Group Vuosiraportti 2011. VR Group. Дата обращения: 24 августа 2012. (недоступная ссылка)
  2. Herranen, Timo (1988) Från hästomnibussar till metro. Helsingfors stads publikationer nr 39
  3. Kari Ruohonen. The Future of AirRail. — «also be linked to the City Rail Loop, a 7-km long underground railway line running under the Helsinki city centre. The railway design will begin in 2012 and a decision about its implementation can be made in 2014.». (недоступная ссылка)

Ссылки

  • hsl.fi (фин.) — официальный сайт Хельсинкской пригородной железной дороги