Философия языка
Филосо́фия языка́ — исследовательская область философии, выявляющая основополагающую роль языка и речи в познании и структурах сознания и знания[1].
Философия языка — одно из центральных направлений исследований в современной западной философии, в центре внимания которого представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Предшественниками философско-лингвистического направления[уточнить] были Аристотель (трактат «Категории»), И. Кант (разработка категорий рассудка), Ж. Ж. Руссо (идеи о происхождении письменности), Дж. Милль (вклад в теорию референции), В. Гумбольдт и другие[источник не указан 4017 дней].
Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: на место «идей» приходят лингвистические сущности — предложения и термины. Познающий субъект зачастую сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, и дискурс начинает рассматриваться как автономный[источник не указан 4017 дней].
В то же время так называемый «лингвистический поворот» характерен для чрезвычайно широкого спектра современных линий развития философии, в него попадают феноменология и герменевтика, структурализм и постструктурализм. Современная философия считает в принципе проблематичным отвлекаться от языкового аспекта философских проблем. Начиная со второй половины XX века, все основные разделы философии испытывают как минимум стилистическое влияние философско-лингвистических ходов мысли[источник не указан 4017 дней].
Таким образом, философия языка — это не просто отдельно взятое направление философских исследований (хотя возможны и более узкие определения, отождествляющие философию языка только с аналитической философией), но и особый стиль философского мышления, который связан с преимущественным интересом к вопросам о способах построения теорий и с изучением принципов упорядоченности средств выражения знаний[источник не указан 4017 дней].
История
Термин «философия языка» в разное время предлагали: Павел Игнатьевич Житецкий (1900), позднее — Карл Фослер, М. М. Бахтин, В. Н. Волошинов, А.Марти, О. Функе[1].
Философия языка берет своё начало в работах Платона и Аристотеля. Впервые идея строгого логико-математического подхода к формированию философии языка была предложена в трудах[каких?] таких известных ученых-философов XVII века, как Лейбниц и Уилкинз, и затем получила своё дальнейшее развитие в работах Дж. Буля и Дж. Милля. Основные проблемы и понятия современной философии языка были сформулированы в трудах Г. Фреге, Дж. Мура и Б. Рассела, а также — в «Курсе общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра.
Этапы становления философии языка:
- 80-е гг. XIX века — 30-е гг. XX века. Борьба с неогегельянством, обоснование философско-лингвистических методов анализа. Идея Л. Витгенштейна, развивавшего теории Б. Рассела, Дж. Мура, Г. Фреге и других авторов, о том, что философия — это процедура «логического прояснения мыслей», устранение псевдопроблемных ситуаций из процесса познания. Зарождение концепций логического позитивизма в Венском кружке (М. Шлик, О. Нейрат, Р. Карнап, Г. Хан, Ф. Вайсман, К. Гёдель, Г. Фейгль, а также сотрудничавшие с ними Х. Райхенбах, Ф. Франк, А. Айер и др.), занимавшемся проблемами логического анализа науки. Попытки свести теоретические положения к некоторым базовым предложениям, эмпирическим по содержанию.
- Начиная с конца 30-х гг. XX в. по 60-е гг. — поворот от логических моделей философско-лингвистического исследования к анализу повседневных языков («поздний» Л. Витгенштейн, Дж. Остин). Возникновение концепции «языковых игр» как правил, складывающихся в процессе человеческой деятельности и выражающих принципы жизни человека в целом. Развитие теории речевых актов Г. Райла, П. Стросона и других, которые полагали, что сама логика и структура языка базируются на некоторых культурологических предпосылках. Одно из важных мест в этот период занимает теория значения и референции (анализа онтологических, научных, этических, религиозных утверждений), которую разрабатывали С. Крипке, Д. Каплан, Х. Патнэм и другие и смысл которой заключен в том, что язык зависит от внешних, социальных феноменов, противостоящих внутренним явлениям (таким как мышление)
- В период 70-х — 90-х гг. XX в. философия языка становится во многом психологически ориентированным знанием (работы Я. Хинтикки, Дж. Сёрла, Д. Даннета и др.). На первое место выходят философские проблемы сознания и философия психологии.
Центральные проблемы
- Основоположники и разработчики отдельных разделов
- Готлоб Фреге, Фрэнк Пламптон Рамсей, Бертран Рассел, Сол Крипке, Ричард Монтегю — философы языка аналитической традиции, лежащей в области логического анализа
- Людвиг Витгенштейн — создатель афоризма «смысл это использование»
- Питер Фредерик Стросон — инициатор создания дескриптивной метафизики.
- Эрнст Кассирер — теория языка как часть более общей теории символических форм
- Фердинанд де Соссюр — основатель структурной лингвистики
- Ноам Хомский и Джерри Фодор — синтаксический, вычислительный и знание-ориентированный подходы
- Михаил Бахтин, Морис Бланшо, Поль де Ман, Джордж Стайнер — литераторы-теоретики, работы которых носили философский характер
- Кит Доннеллан, Юрген Хабермас, Джон Лэнгшо Остин, Г. П. Грайс, Джон Сёрл — теоретики, ориентированные на проблемы применения языка
- Мишель Фуко, Жак Деррида — авторы, осмыслявшие проблемы языка в рамках постструктурализма
- Элен Сиксу, Юлия Кристева, Джудит Батлер — исследователи языка — феминистки
- Валентин Волошинов, Росси-Ланди — теоретики языка — марксисты
- Дональд Дэвидсон, Майкл Даммит — разработчики теории значения
- Основные направления исследований
- референция — представление, согласно которому значением или компонентом значения языкового выражения является тот предмет (или положение дел), на который это выражение указывает
- смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) языковых средств выражения и языка в целом
- понимание — способность проникать в смысл частей языка и его целостной организации
- интерпретация (от лат. interpretatio посредничество) — истолкование, разъяснение смысла (от этого отличают эстетическое измерение понятия «интерпретация» как творческого раскрытия какого-либо художественного произведения, определяющегося идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста)
- функции языка — раскрытие зависимостей языка от других явлений (мышления, культуры и др.) и внутренние закономерные характеристики связности отдельных языковых единиц: слов, предложений, текстов (в данном случае понятие «функция» получает сугубо философскую интерпретацию, в рамках которой подразумевается наличие некоторого явления, зависящего от другого и изменяющегося по мере изменения такого явления; от этого отличается математическое понимание функции как закона, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определенная величина и (или) сама эта величина, а также биологическое значение функции как работы, производимой органом или организмом и социологическое значение, совпадающее с ролью какого-либо явления в рамках общественной жизни, либо обязанностью, кругом деятельности отдельных людей и социума в целом)
- коммуникация — (от лат. communicatio) — акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; от этого отличают географическое понимание понятия «коммуникация» как формы связывания отдаленных районов при помощи технических средств (почтовое сообщение, телеграф, телефон и др.)
- перевод — основания, методы и смысл истолкования слов, предложений и текстов одного языка в эквивалентных единицах другого языка
- соотношение истины, мысли и практики как сложного процесса, в рамках которого адекватное отображение в сознании воспринимающего всего существующего независимо от сознания (то есть объективно) сопоставляется с элементарными актами мышления и непосредственной деятельностью людей, в ходе которой люди преобразуют материальный мир и общество
- семантика
- теория значения
- Общие вопросы
- Каким образом предложения оказываются единым целым, и каков смысл отдельных частей предложений?
- Что является природой смысла? Что такое смысл?
- Что мы делаем с языком? Как мы используем его в социальной жизни? В чём цель языка?
- Как язык соотносится с сознанием (как говорящего, так и интерпретирующего)?
- Как язык соотносится с миром?
- Эволюция проблематики
- Важнейшие проблемы философии языка «раннего» периода
- разграничение философско-лингвистического исследования структур мысли и психологического процесса мышления;
- проведение границ между смыслом и значением языковых средств выражения (проблема смысла как такового);
- идея значения как функции предложения;
- вопрос о статусе повествовательного предложения.
- Проблемы «поздней» философии языка
- генезис языка из повседневных способов общения;
- принципы и структура речевых актов (социокультурные предпосылки языка);
- языковая природа сознания и вопросы возможности создания искусственного интеллекта.
- Важнейшие проблемы философии языка «раннего» периода
- Специальные разделы
- синтаксис
- прагматика
- риторика
- символическое взаимодействие
- условия истинности
Термины
- Компоненты речи
- идея
- знак и фонема
- интенциональность
- речевой акт
- говорящий («кодировщик») и интерпретатор («раскодировщик»)
- тон
- лингвистический контекст
- лингвистическое сообщество
- Существенные аспекты смысла
- понятие (в том числе, пустое понятие[англ.])
- категория
- множество
- класс
- тип и токен
- род и вид
- коннотация и денотация (интенция и экстенция)
- утверждение и пропозиция
- субъект и предикат
- синоним и антоним
- Лингвистические явления
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Огурцов А. П. Философия языка // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
Литература
Основные источники
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва, 1979.
- Барт, Р. Семиотика. Поэтика // Избранные работы. — Москва, 1989.
- Витгенштейн, Л. Философские работы. — Москва, 1994.
- Гадамер, Х. Г. Истина и метод. — Москва, 1988.
- Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. — Москва, 1984.
- Дэвидсон, Д. Истина и значение // Новое в зарубежной лингвистике. — Москва, 1986.
- Делез, Ж. Логика смысла. — Москва, 1995.
- Куайн, У. В. О. Слово и объект // Новое в зарубежной лингвистике. — Москва, 1986.
- Лакан, Ж. Функция и поле речи языка в психоанализе. — Москва, 1995.
- Лотман, Ю. М. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа // Лекции по структуральной поэтике. — Москва, 1994.
- Рикер, П. Конфликт интерпретаций. — Москва, 1995.
- Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — Москва, 1993.
- Хайдеггер, М. Язык. — Санкт-Петербург, 1991.
- Фреге, Г. Мысль // Логика. Философия. Язык.. — Москва, 1987.
- Фуко, М. Что такое автор? Порядок дискурса // Воля к знанию. — Москва, 1997.
Комментаторская литература
- Бородай С. Ю. Языки славянских культур // Язык и познание: введение в пострелятивизм. — Москва: ООО Садра, 2020. — 800 с.
- Бородай С. Ю. Язык и познание: пострелятивистская исследовательская программа // Вопросы языкознания. — 2019. — С. 106—136.
- Безлепкин, Н. И. Немецкий идеализм и русская философия языка.
- Домбровский, Б. Т. Львовско-варшавская философская школа (1895—1939) // Философия языка.
- Куликов, С. Б. Методологические возможности парадоксальных суждений // Тр. всерос. филос. семинара молодых ученых им. П. В. Копнина (сессия 1). — Томск, 2002. — С. 155—158.
- Куликов, С. Б., Колпакова, Л. В. К вопросу о значении языка в философском анализе науки // Мат-лы Международной конф. «Интеграционные процессы и проблемы междисциплинарного взаимодействия в современной науке» (16-17 ноября 2006 г.). — 2006. — С. 21—31.
- Лебедев, М. В. Философия языка на фоне развития философии. — 2013.
- Марков Б. В. Философия языка: Программа курса. — 1989.
- Потебня, А. А. Слово и миф. — Москва, 1989.
- Реале, Дж., Антисери, Д. Глава двадцать седьмая. Философия языка // Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 4.
- Соболева, М. Е. Онтологические позиции внутри философии языка: Три взгляда на проблему // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. — Санкт-Петербург, 2003. — С. 87—92.
- Топоров, В. Н. Миф. Образ. Ритуал. Символ. — Москва, 1995.
- Арутюнова Н. Д. Лингвистическая философия // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990.
- Чесноков В. П. Философские проблемы языкознания // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990.