Фиест
Фиест | |
---|---|
![]() | |
Анри Аллуар[фр.]. Иллюстрация к трагедии «Атрей и Фиест», 1885 год |
Фиест или Тиест (др.-греч. Θυέστης) — в древнегреческой мифологии[1] сын Пелопа и Гипподамии, брат Атрея, отец Эгисфа. Упомянут в «Илиаде» как получивший скипетр от Атрея (II 106), а также в «Одиссее» упомянута его область (IV 517). Мифы о Фиесте могут считаться самыми жуткими во всей греческой мифологии, превосходя даже мифы об Эдипе. Им была посвящена несохранившаяся драматическая трилогия Софокла.
Атрей и Фиест
Род Пелопа был некогда проклят Миртилом, возничим царя Эномая, которого предательски убил Пелоп. С тех пор род Пелопа был обречён на злодеяния и гибель. Гермес наслал на братьев вражду[2].
Царь Микен Сфенел дал Фиесту во владение Мидею[3].
Фиест постоянно боролся с братом за трон в Микенах. С помощью жены Атрея Аэропы, ставшей его любовницей[4], он выкрал у брата руно золотого ягнёнка, который родился в стадах Атрея[5]. Похитил он его, потому как боги сказали когда-то: «властвовать над Микенами будет тот, кому принадлежит златорунный овен»[6].
Но Зевс прогневался на Фиеста за такой нечестивый поступок. Небесными знамениями (солнце изменило свой путь по небу) он дал понять народу Микен, что овен достался Фиесту нечестным путем, и народ отказался признать его правителем. Фиест позже был изгнан Атреем по знаку Гелиоса[7].
По рационалистическому толкованию, открыл в небесах созвездие Овна, состязаясь с братом в мудрости[8].
Чтобы отомстить, Фиест выкрал сына Атрея — Плисфена, и воспитал его как родного, вселив ненависть к Атрею. Он хотел использовать юношу так, чтобы тот убил отца, но Плисфен сам пал от руки Атрея. Когда Атрей узнал, кем был убитый, то решил отплатить Фиесту. Он убил его сыновей, а из их мяса велел приготовить жаркое, которое подал на стол, пригласив Фиеста погостить, и Фиест ел мясо своих детей. Даже боги содрогнулись от такого злодеяния, а Фиест, узнав, кого он ел, в ужасе убежал в пустыни и долго скрывался там. Позже его приютил царь Эпира — Феспрот.
Съеденных сыновей упоминает Кассандра[9]. Сыновей (съеденных им) звали Аглай, Каллилеонт и Орхомен[10]; либо Тантал и Плисфен (у Сенеки третий не назван по имени)[11].
Боги же наслали неурожай на Микены, чтобы наказать Атрея, и народ погибал от голода. Тогда Атрей спросил оракула, как остановить бедствие, и оракул ответил, что пока Фиест не вернется в Микены, там не будет спокойствия. Долго искал Атрей своего брата, но нашёл лишь его сына Эгисфа и, забрав во дворец, воспитал как родного.
Фиест и Эгисф
Фиесту было предсказано, что сын, которого ему родит его дочь, отомстит за него брату[12]. Он бежал к царю Феспроту, а затем в Сикион. Там скрывалась его дочь, которую он изнасиловал[13].
Через много лет сыновья Атрея Менелай и Агамемнон случайно узнали, где скрывается Фиест, и вернули его в Микены. Атрей бросил его в темницу и послал Эгисфа убить родного отца. Фиест сразу узнал сына и рассказал ему, кто он. Тут же в темнице они составили план, как убить Атрея. Эгисф вернулся во дворец и сказал Атрею, что убил Фиеста. Тот поспешил на берег моря вознести дары богам, и там же Эгисф убил его, вонзив ему меч в спину.
Эгисф освободил Фиеста, и они захватили власть над городом. Сыновья Атрея, Менелай и Агамемнон, были вынуждены спасаться бегством. Царь Спарты Тиндарей дал им защиту и выдал за них своих дочерей: прекрасную Елену за Менелая, а Клитемнестру за Агамемнона. Некоторое время спустя Агамемнон вернулся в Микены, убил Фиеста и стал править там, где правил некогда его отец. Менелай же после смерти Тиндарея стал царем Спарты.[14]
По другому рассказу, Тиндарей вернул на родину Агамемнона и Менелая. Фиест спасся, прибегнув к алтарю Геры, принёс клятву и поселился в Киферии[15]. Могилу его показывали по дороге из Аргоса в Микены, на ней стоял мраморный баран[16].
Родословная
Фиест — предки |
---|
Образ в искусстве
Действующее лицо трагедий Софокла («Атрей, или Микенянки», «Фиест первый», «Фиест», «Фиест в Сикионе», фр.247-260 Радт), трагедий Еврипида «Критянки» и «Фиест»[17], трагедий Каркина Младшего[18], Агафона, Диогена, Клеофонта, Херемона, Аполлодора из Тарса, Пакувия, Энния, Вария и Сенеки «Фиест», комедии Аристофана «Фиест» (?). В трагедии Сенеки «Агамемнон» появляется его тень.
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.562
- ↑ Первый Ватиканский мифограф I 22, 1
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 6
- ↑ Гигин. Мифы 86
- ↑ Аполлодор, эпитома, 2, 10; схолии к «Оресту» Еврипида, 811, 998; схолии к «Илиаде» Гомера, II 106.
- ↑ Еврипид. Электра 719—726; Акций. Атрей, фр.169 Уормингтон; Сенека. Фиест 234—241
- ↑ Овидий. Скорбные элегии II 1, 391—392
- ↑ Лукиан. Об астрологии 12
- ↑ Эсхил. Агамемнон 1095—1097
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 13
- ↑ Гигин. Мифы 88; Сенека. Фиест 716—743
- ↑ Сенека. Агамемнон 27-33
- ↑ Гигин. Мифы 88
- ↑ Nilsson, Martin Persson (1874—1967), Historia de la Religión Griega. Buenos Aires, EUDEBA, 1968. (2ª edición) ISBN 0-313-22466-8
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 10-16
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 18, 2
- ↑ Аристофан. Ахарняне 433
- ↑ Аристотель. Поэтика 16