Перейти к содержанию

Абант (сын Линкея)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абант
Супруга Аглая
Дети Акрисий, Прет, по разным версиям — Идомена, Идмон, Канеф, Халкодон

Абант (др.-греч. Ἄβας) — персонаж древнегреческой мифологии. Царь Аргоса, отец Акрисия и, соответственно, прадед Персея. Переселился в Фессалию, завоевал остров Эвбея. По одной из версий мифа, стал эпонимом племени абантов.

В мифологии

Абант был потомком Эпафа — легендарного царя Египта, сына Зевса от Ио. Он родился от брака представителей двух враждующих ветвей семьи — данаиды Гипермнестры и эгиптиада Линкея (при этом есть альтернативные генеалогии, в которых фигурируют Посейдон, Халкон и Аретуса). После смерти отца Абант стал царём Аргоса (впоследствии этот город называли «Абантовым поприщем»[1]). Позже он основал город Абы в Фокиде[2], переселился в Фессалию, где назвал равнину «пеласгический Аргос»[3], и покорил остров Эвбея[4] в союзе с племенем абантов, для которых, по одной из версий мифа, стал эпонимом (в других версиях эпоним — Абант, сын Посейдона)[5]. Гай Юлий Гигин сообщает, что Абант убил Мегапенфа, чтобы отомстить за своего отца[6], но единственный Мегапенф, фигурирующий в сохранившихся источниках — внук Абанта[7].

Абант был женат на Аглае, дочери Мантинея, которая родила ему двух сыновей-близнецов: Акрисия и Прета[8]. После смерти отца абантиады поделили царство[9]. Через Акрисия Абант стал дедом Данаи и прадедом Персея[10]. Гигин называет его отцом ещё и Идмона — прорицателя, участника похода аргонавтов[11] (согласно основной версии мифа, это сын Аполлона); у Аполлодора упоминается дочь Абанта Идомена (жена Амифаона и мать ещё одного прорицателя, Мелампода)[12], у автора схолий к трагедиям Еврипида — Канеф и Халкодон[5].

Согласно Гигину, именно Абант рассказал отцу о гибели Даная, и тот в благодарность подарил ему щит, который Данай до этого посвятил Гере[13]. После смерти Абанта этот щит помог подавить восстание покорённых аргивянами народов: увидев его в сражении, враги испугались его блеска и бросились бежать[14]. С этой легендой в исторические имена связывали возникновение в Аргосе священных игр (Герей или Гекатомбей), проходивших раз в пять лет[15]; победители этих игр получали в качестве награды вместо венка щит[10][5].

В литературе

Абант стал важным персонажем трагедии афинянина Феодекта «Линкей», текст которой не сохранился[10]. В «Энеиде» Вергилия заглавный герой вешает щит Абанта в храме на мысе Акций во время стоянки в качестве приношения богам[16].

Примечания

  1. Пиндар, 1980, Пифийские песни, VIII, 55.
  2. Павсаний, X, 35, 1.
  3. Страбон, 1994, IX, 5, 5.
  4. Пиндар, 1980, Пифийские песни, VIII, 73.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Roscher, 1886.
  6. Гигин, 2000, Мифы, 244.
  7. Гигин, 2000, Мифы, 244, прим.
  8. Аполлодор, II, 2, 1—2.
  9. Павсаний, I, 16, 2.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 Toepffer, 1893.
  11. Гигин, 2000, Мифы, 14.
  12. Аполлодор, II, 2, 2.
  13. Гигин, 2000, Мифы, 170.
  14. Грейвс, 2005, с. 340.
  15. Гигин, 2000, Мифы, 273.
  16. Вергилий, 2001, Энеида, III, 286—287.

Источники и литература

Источники

  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 7 апреля 2018.
  2. Публий Вергилий Марон. Энеида. — М.: Лабиринт, 2001. — 288 с. — ISBN 5-87604-127-0.
  3. Павсаний. Описание Эллады. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 7 апреля 2018.
  4. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М.: Наука, 1980. — 504 с.
  5. Страбон. География. — М.: Ладомир, 1994. — 944 с.
  6. Гай Юлий Гигин. Мифы. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. — 480 с. — ISBN 5-89329-198-О.

Литература

  1. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 1008 с. — ISBN 5-9709-0136-9.
  2. Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1. — 671 с.
  3. Roscher. Abas 1 // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. — 1886. — Bd. I, 1. — Kol. 1.
  4. Toepffer J. Abas 3 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1893. — Bd. I, 1. — Kol. 18.